Решение №ОШ/46/21 О признании рекламы ненадлежащей от 11 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

О признании рекламы ненадлежащей


 


 


 

ООО МКК «Ваш Инвестор»

 

 

 

 

ИП Ощепкову 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/28-2087/2020

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 11 января 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения рекламного законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) в составе:

<...> - председатель Комиссии, вр.и.о. заместителя руководителя управления;

<...> - член Комиссии, главный специалист — эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

<...> - член Комиссии, ведущий специалист — эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

рассмотрев дело №052/05/28-2087/2020, возбужденное в отношении ООО МКК «Ваш Инвестор» по признакам нарушения пункта 1 и пункта 2 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителя Общества по доверенности №276 от 04.03.2020 — <...>.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления контроля за соблюдением рекламного законодательства специалистами Нижегородского УФАС России выявлено транспортное средство, на заднем борту которого размещена следующая информация: «Ваш инвестор Сервис займов под залог ПТС....», содержащая признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

В связи с местонахождением ООО МКК «Ваш Инвестор» в городе Новосибирске, на основании пункта 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Нижегородское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО МКК «Ваш Инвестор».

ФАС России письмом от 02.10.2020 №АК/85425/20 (вх.№23952-ЭП/20) наделила Нижегородское УФАС России соответствующими полномочиями.

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 06.10.2020 возбудило дело №052/05/28-2087/2020 в отношении рекламодателя — ООО МКК «Ваш Инвестор».

Рассмотрение дела по существу состоялось 28 декабря 2020 года посредством проведения видеоконференцсвязи.

О времени и месте рассмотрения настоящего дела стороны уведомлены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, представленные документы, выслушав доводы ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В ходе осуществления контроля за соблюдением требований рекламного законодательства специалистами Нижегородское УФАС России выявлено транспортное средство с государственным регистрационным номером С366КМ 152, на заднем борту которого размещена информация следующего содержания: «Ваш Инвестор Сервис займов под залог ПТС <...>займ за 28 минут Лучшая МФО поможем все сложить 95 одобренных заявок Авто остается у вас». В левой части рекламного сообщения мелким шрифтом размещен дополнительный текст.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама — это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Указанное сообщение является рекламой финансовой услуги, так как направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – ООО МКК «Ваш Инвестор», товаром являются услуги по предоставлению займов.

Требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя и (если имеется) отчество.

В анализируемом рекламном сообщении наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов, отсутствует.

Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся, таким образом, необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

В соответствии с пунктом 29 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим, использование в рекламе терминов в превосходной степени «самый», «лучший», «абсолютный», «№1» и т.п. должно производиться с указанием

конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Подобные утверждения необходимо сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных.

Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной.

Таким образом, подобные утверждения необходимо сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных.

В спорном рекламном сообщении уточняющие данные, подтверждающие достоверность информации «Лучшая МФО», отсутствуют.

Таким образом, реклама противоречит требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Определением об отложении рассмотрения дела №052/05/28-2087/2020 от 23.11.2020 рекламное сообщение дополнительно квалифицировано, как противоречащее требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В ходе рассмотрения дела нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не установлено.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 и 28 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте организации, оказывающей рекламируемые услуги, <...>, рекламодателем является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Ваш Инвестор» (ИНН <...>5407487242; ОГРН <...>; адрес (место нахождения: <...>).

В ходе рассмотрения дела представитель ООО МКК «Ваш Инвестор» (Заказчик) сообщила, что 31.10.2018 между Обществом и ИП Ощепковым (Исполнитель) заключен договор оказания услуг по размещению рекламы №11, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика разместить рекламно-информационный материал, указанный в договоре, а заказчик обязуется оплатить оказываемые услуги исполнителем в порядке и на условиях, установленных договором.

Согласно макету, рекламно-информационный материал должен размещаться на заднем стекле транспортного средства (автобуса) со следующим текстом: «Ваш инвестор Сервис займов под залог ПТС <...>, займ за 28 минут, лучшая

МФО, 95% одобрения заявок, Авто остается у вас. ООО МКК «Ваш Инвестор» Лицензия ЦБ РФ №<...><...> ИНН <...>. Подробные условия на сайте <...> * ПО ВЕРСИИ ПРЕМИИ ИП  СТОЛЫПИНА В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ЖУРНАЛА «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО».

По мнению ответчика, нарушения рекламного законодательства со стороны ООО МКК «Ваш Инвестор» отсутствуют, поскольку в рассматриваемом рекламном сообщении имеется вся требуемая информация.

Комиссия Нижегородского УФАС России считает данный довод Общества несостоятельным в силу следующего.

Нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом к рекламе в частности о включении в рекламу сведения или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре.

При оценке рекламы Комиссия Нижегородского УФАС России также учитывала способ размещения рассматриваемого рекламного сообщения, а именно бортовые поверхности транспортных средств, которые движутся по городу со скоростью 60 км/ч и делают кратковременные остановки.

Следовательно, в данном случае реклама направлена на импульсивное восприятие информации и должна быть доступна водителям, пешеходам, пассажирам других транспортных средств.

С учетом изложенного, в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что реклама ООО МКК «Ваш Инвестор»: «Ваш инвестор Сервис займов под залог ПТС....», размещенная на борту транспортного средства с государственным регистрационным номером С366КМ 152, является ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В связи с отсутствием сведений о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ООО МКК «Ваш Инвестор» предписание об устранении выявленного нарушения Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО МКК «Ваш Инвестор» «Ваш инвестор Сервис займов под залог ПТС....», размещенную на борту транспортного средства с государственным регистрационным номером <...>, является ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО МКК «Ваш Инвестор» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

2021-12

 

 

Связанные организации

Никита Ощепков
ИНН 540137651724, ОГРН 318547600091068
ООО МКК "Ваш инвестор"
ИНН 5407487242, ОГРН 1135476100870