Решение (комиссия) №ИБ/4476/24 Решение о признании жалобы необоснованной № 052/01/18.1-456/... от 14 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение о признании жалобы необоснованной № 052/01/18.1-456/2024
ИП <...> АО "53 арсенал" 606077, Нижегородская область, Володарский район, р.п. Юганец, ул. Парковая, 1 <...> |
РЕШЕНИЕ
№052/01/18.1-456/2024
14 марта 2024 года город Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:
-<...> |
- |
<...> , |
- <...> |
- |
<...> , |
- <...> |
- |
<...> |
при участии: |
|
|
-<...> .
-<...>
|
-
- |
представителя ИП <...> . (доверенность № б/н от 25.02.2024), представителя АО «53 арсенал» (доверенность № 36 от 07.03.2024), |
рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя <...> (далее — ИП <...> , заявитель) на действия акционерного общества «53 арсенал» (далее — АО «53 арсенал», Заказчик) при проведении закрытого запроса котировок на оказание услуг по аренде спецтехники без водителя, реестровый номер 240002933200002,
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба ИП <...> ., на действия АО «53 арсенал» при проведении закрытого запроса котировок на оказание услуг по аренде спецтехники без водителя, реестровый номер 240002933200002.
В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях заказчика при проведении закрытого запроса котировок.
Из жалобы следует, что заказчик незаконно признал закупку несостоявшейся и принял решение о проведении повторных торгов.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной
комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.
Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
- лица, подавшие заявки на участие в торгах;
- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ИП <...> обладает правом на обжалование действий заказчика.
Нижегородское УФАС России приняло к рассмотрению жалобу ИП<...> . в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 14.03.2024 (уведомление о рассмотрении жалобы от 06.03.2024 исх.№ОШ/3960/24).
По существу жалоба рассмотрена 14.03.2024 посредством видео-конференц-связи.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупкх при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1)информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о закупках, положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3.2 ст. 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
17.10.2018 советом директоров АО «53 Арсенал» принято решение о присоединении к Единому положению о закупках (далее — ЕпоЗ) Государственной корпорации «Ростех».
В соответствии с п. 6.2.1 ЕпоЗ все конкурентные способы закупки проводятся в электронной форме, если иное не предусмотрено Положением.
В соответствии с пп. 9 п. 6.6.2 ЕПоЗ неконкурентные способы закупки могут быть применены, в том числе в случае, если заключается договор в целях исполнения обязательств по заключенному заказчиком договору с третьим лицом при выполнении совокупности следующих условий:
(а) применение конкурентных способов закупки (подп. 6.1.1(1) Положения) неприемлемо ввиду отсутствия времени на их проведение и заключение договора по итогам их проведения;
(6) заказчик не обладает складскими запасами необходимой продукции в объеме, необходимом для исполнения обязательств (кроме случаев закупки работ / услуг);
(в) объем закупаемой продукции не должен превышать объем такой продукции, необходимый для исполнения обязательств перед третьим лицом в течение срока, требуемого для проведения соответствующих конкурентных способов закупки, предусмотренных подп. 6.1.1(1) Положения, и заключения договора по их итогам.
В соответствии со статьей 3.6. Закона о закупках, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Закон о закупках дает заказчикам возможность самостоятельно определиться с последствиями признания процедуры несостоявшейся.
В Положении, которое действует у заказчика, предусмотрены такие варианты:
1.Провести новую закупку.
2.Провести упрощенную закупочную процедуру.
3.Заключить договор с единственным поставщиком.
При этом в положении заказчик может предусмотреть возможность выбора одного из указанных вариантов по своему усмотрению в зависимости от специфики ситуации.
В соответствии с п.12.8.14 ЕпоЗ, по результатам рассмотрения заявок процедура закупки признается несостоявшейся в случае, если закупочной комиссией принято решение:
о признании всех поданных заявок несоответствующими требованиям извещения, документации о закупке (подп. 1 1.8.1 (9) Положения);
о признании только одной заявки соответствующей требованиям извещения, Документации о закупке (подп. 11.8.1(10) Положения).
Конкурентная закупка признается несостоявшейся, если:
-по окончании срока подачи заявок на участие в квалификационном отборе для отдельной закупки (подп. 8.1.14(l) Положения) не подано ни одной заявки;
-по окончании срока подачи заявок на участие в квалификационном отборе для отдельной закупки (подп. 8.1.14(2) Положения) подана только (одна) заявка.
В соответствии с п. 11.8.7 ЕПоЗ в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся по основаниям, указанным в подп. 11.8.1 (10), 11.8.1(16), 11.8.1(18) Положения и принятия закупочной комиссией решения о соответствии указанной заявки и участника процедуры закупки всем установленным требованиям, закупочная комиссия вправе:
1.принять решение о заключении договора с участником закупки, в отношении которого закупочной комиссией было принято решение о соответствии участника процедуры закупки и его заявки и всем установленным требованиям;
2.принять решение о проведении повторной закупки;
3.отказаться от проведения закупки.
Установлено, что в ходе проведения Закупки для участия в запросе котировок было подано две заявки, при этом по результатам рассмотрения заявок, заявка одного участника была отклонена, а заявка второго участника допущена к участию в закупке.
Законом о закупках не регламентирован порядок признания торгов несостоявшимися. Согласно пункту 5 статьи 447 Гражданского кодекс Российской Федерации конкурс, в котором участвовал только один участник признается несостоявшимся.
В связи с изложенным заказчик самостоятельно в зависимости от особенностей осуществления закупочной деятельности вправе урегулировать в положении о закупке нормы, касающиеся признания закупки, состоявшейся (несостоявшейся), в том числе предусмотрев случаи, если не было подано ни одной заявки либо все заявки, кроме одной, были отклонены. При этом закупку, в которой участвовал только один участник, согласно пункту 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, нельзя считать конкурентной (состоявшейся).
Руководствуясь указанными нормами Заказчик признал закрытый запрос котировок несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям положения и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику открытого конкурса и указаны в конкурсной документации.
Закупочная комиссия приняла решение о признании закрытого запроса котировок несостоявшимся и об осуществлении закупки повторно, в соответствии с Положением о закупках (подп. 11.8.1 (18) Положения о закупке) в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям положения и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закрытого запроса котировок и указаны в документации (номер закупки: 240002933200002)
В жалобе заявителя указано, что протокол №27 от 26.02.2024 составлен с нарушением положений Документации, а именно: «в протоколе подведения итогов отсутствует информация указывающая на обоснование проведения повторной закупки».
Однако, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в протоколе, в вопросе №2: Признание закупки несостоявшейся, указана вся необходимая информация со ссылками на пункты Положения, а именно: п. 27, подп. 11.8.1(18) Положения.
Таким образом, в рассматриваемом случае, доводы заявителя не соответствуют фактическим обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,
РЕШИЛА:
признать жалобу ИП <...> , на действия АО «53 арсенал» при проведении закрытого запроса котировок на оказание услуг по аренде спецтехники без водителя, реестровый номер 240002933200002, необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.
<...> |
<...>