Решение №№ОШ-07/4421 АО "ВВППК" от 19 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «ВВППК»

__________________________

603002, г. Нижний Новгород,

Московское шоссе, д. 6, корп.А

Заявителю П.

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/5-1151/2019

г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 5 августа 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 19 августа 2019 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

 

-

председатель Комиссии, вр.и.о. заместителя руководителя управления;

 

-

член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

 

-

член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №052/05/5-1151/2019, возбужденное по обращению потребителя рекламы – П. (Нижегородское УФАС России не располагает согласием физического лица на распространение его персональных данных) в отношении Акционерного общества «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (далее – АО «ВВППК») по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в присутствии заявителя

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 17.04.2019 поступило обращение потребителя рекламы – П. (вх.№3712), направленное Приволжской транспортной прокуратурой, по поводу рекламы услуги «электричка+автобус», в которой отсутствует часть существенной информации о том, кто и при соблюдении каких условий может воспользоваться рекламируемой услугой.

В связи с тем, что реклама содержит признаки нарушения ФЗ «О рекламе», Нижегородское УФАС России 17.05.2019 вынесло Определение №052/05/5-1151/2019 о возбуждении дела по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в отношении АО «ВВППК».

Изучив материалы дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В марте 2019 года на информационном стенде Московского вокзала в городе Нижнем Новгороде, расположенном по адресу: пл. Революции, д. 2А, размещалась информация следующего содержания: «Электричка+автобус. Оформление билетов на автобусы от автостанций Семенов, Урень, Заволжье. Легко спланировать поездку по расписанию электрички и автобуса. Билеты на электричку и автобус в одной кассе. Волго-Вятская пригородная пассажирская компания».

На вокзале в городе Чкаловске, расположенном по адресу: ул. Пушкина, 44, в апреле 2019 года размещались следующие сообщения: «Электричка+автобус. Оформление билетов на автобусы от автостанций Семенов, Урень, Заволжье. Легко спланировать поездку по расписанию электрички и автобуса. Билеты на электричку и автобус в одной кассе. Специальная стоимость билета на электричку. Волго-Вятская пригородная пассажирская компания».

«Электричка+Автобус. Продажа билетов на электричку Заволжье – Нижний Новгород осуществляется в билетной кассе автостанции Чкаловск. Оцените преимущества новой услуги!

  • Отсутствие необходимости приобретать билеты на проезд в двух кассах – автобусной и железнодорожной.
  • Согласованное расписание для комфортной пересадки.

Обратите внимание!

При приобретении в билетной кассе автостанции, билет на электричку реализуется по специальной стоимости – 69 рублей.

Специальная стоимость действует в день покупки и распространяется на билет за полную стоимость.

ЭКОНОМЬТЕ ВАШЕ ВРЕМЯ – ПРИОБРЕТАЙТЕ БИЛЕТЫ НА ЭЛЕКТРИЧКУ ВМЕСТЕ С БИЛЕТОМ НА АВТОБУС».

Вышеуказанные сообщения являются рекламой, так как отвечают определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанные сообщения адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования – АО «ВВППК», товаром в данном случае является услуга, оказываемая Обществом, по предоставлению железнодорожных перевозок по специальной цене при условии одновременного приобретения билета на автобус.

По утверждению заявителя, с 2016 года АО «ВВППК» предлагало пассажирам приобрести билеты на электричку по цене 69 рублей вместо 133 рублей при покупке билета на электричку и автобус одновременно по маршруту Нижний Новгород - Заволжье. 07.03.2019 заявитель решил воспользоваться услугой АО «ВВППК» «электричка+автобус», однако ему было отказано в приобретении билета по специальной цене.

Доводы заявителя о том, что Общество оказывало услугу «электричка+автобус», подтверждаются платежным документом от 26.09.2018 (серийный номер <...> , номер документа 20531, кассир: Горюнова М.И., Нижний Новгород – Моск., касса: 0028, чек: 00114, смена: 00048), выданный АО «ВВППК», стоимость которого составила 69 рублей. Одновременно с этим, заявитель приобрел билет на автобус 101II1645 (серийный номер <...> ; номер документа: 20530, кассир: Горюнова М.И., Нижний Новгород – Моск., касса: 0028, чек: 00113, смена: 00048), стоимость которого составила 90 рублей.

Комиссия Нижегородского УФАС России рассматривает спорное рекламное сообщение на предмет соответствия требованиям Федерального закона «О рекламе».

В рекламном сообщении, размещенном на Московском вокзале в городе Нижнем Новгороде, указана общая информация об условиях услуги «электричка+автобус». Сведения о каких-либо ограничениях отсутствуют.

05.06.2019 (вх.№3452) АО «ВВППК» представило макет измененного рекламного сообщения: «Электричка+автобус. Оформление билетов на автобусы от автостанций Семенов, Урень, Заволжье. Легко спланировать поездку по расписанию электрички и автобуса. Билеты на электричку и автобус в одной кассе (только для билетов за полную стоимость) Волго-Вятская пригородная пассажирская компания»

Как установлено, антимонопольным органом, заявитель, является пенсионером, то есть лицом, имеющим право на предоставление льготы при оплате проезда, в соответствии с перечнем категорий граждан Нижегородской области, имеющих право на льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 марта 2005 года №68.

В рекламе отсутствует информация о том, что услугой «электричка+автобус» не могут воспользоваться лица, имеющие право льготного проезда.

Данная информация является существенной, ее отсутствие вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Следовательно, реклама, размещенная на Московском вокзале в городе Нижнем Новгороде, противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Приволжской транспортной прокуратурой установлено, что пассажирам, следовавшим по маршруту Нижний Новгород – Заволжье, АО «ВВППК» в рамках рекламного предложения «электричка + автобус», размещенного на информационном стенде вокзала, при предъявлении единого бумажного талона на автобус в кассах пригородного железнодорожного вокзала предоставлялась возможность приобрести билет для дальнейшего следования по маршруту Заволжье – Чкаловск. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 01.11.2018 №726 «Об автоматизированных системах безналичной оплаты проезда пассажиров и провоза багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области» до 1 марта 2019 действовали бумажные талоны, которые впоследствии заменены на льготные транспортные карты «Ситикард».

Обществом не приобретены специальные приборы для считывания данных карт, в связи с чем рекламируемая услуга не может быть оказана.

В рекламе отсутствует информация о том, что оказание услуги лицам, заменившим льготные бумажные талоны на карты «Ситикард», невозможно.

Данная информация является существенной для потребителей рекламы, ее отсутствие вводит потребителей рекламы в заблуждение.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, реклама, размещенная на информационном стенде вокзала города Нижнего Новгорода и на вокзале в городе Чкаловске, противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из содержания рекламного сообщения рекламодателем является АО «ВВППК». Кроме того, по информации Муниципального унитарного предприятия «Чкаловское ПАП» (вх.№4895 от 05.08.2019) предприятие взаимодействовало с АО «ВВППК» с 15.12.2016 до 16.04.2019 на основании договора №532 на оформление проездных документов (билетов), в соответствии с которым АО «ВВППК» обязуется совершать юридические и иные действия, связанные с оформлением разовых проездных документов (билетов) для проезда пассажиров в автобусах МУП «Чкаловское ПАП» с использованием контрольно-кассовой техники или с помощью мобильного приложения. По утверждению МУП «Чкаловское ПАП» информация на автостанции размещена АО «ВВППК».

Следовательно, рекламодателем рассматриваемого сообщения является АО «ВВППК».

Таким образом, реклама АО «ВВППК» является ненадлежащей, поскольку противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В отзыве по делу АО «ВВППК» сообщило, что в целях привлечения пассажиров планировалось использование специального тарифа, но впоследствии принято решение отказаться от таких действий. При подготовке информационных материалов сведения о льготном тарифе не удалены по ошибке. Билеты на пригородные поезда могли быть реализованы в результате сбоя программного обеспечения или ошибки кассира. Информация об услуге «электричка+автобус» на вокзале в городе Чкаловске удалена 16.04.2019, рекламируемая услуга подготовлена АО «ВВППК».

В связи с тем, что размещение рекламы АО «ВВППК» на момент рассмотрения дела прекращено, Комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение не выдавать Обществу предписание об устранении нарушения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу АО «ВВППК», размещенную в период с 15.12.2016 – 16.04.2019 на вокзале города Нижнего Новгорода и на вокзале в городе Чкаловске, поскольку она противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны