Решение (комиссия) №ОШ/9739/23 О признании жалобы необоснованной, решение №052/01/18.1-1002... от 15 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы необоснованной, решение №052/01/18.1-1002/2023

 

ООО «Подводно-технические работы»

 

432017, г. Ульяновск,

ул. Транспортная, д. 4

<...>

 

АО «Транснефть-Подводсервис»

 

603152, Нижегородская область, Н.Новгород, ул. Ларина, 19А

<...>

 

АО «Сбербанк-АСТ»

<...>

 

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-1002/2023

05 мая 2023 года                                                                                         город Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

- <...>.

-

<...>,

- <...>.

-

<...>

- <...>.

-

<...>

при участии:

 

 

- Ш<...>.

-

Представителя АО «Транснефть-Подводсервис» (доверенность №04-08/2023 от 02.05.2023),

- Л<...>.

-

представителя АО «Транснефть-Подводсервис» (доверенность №04-08/2023-51 от 02.05.2023),

- С<...>.

-

представителя АО «Транснефть-Подводсервис» (доверенность №04-08/2023-52 от 02.05.2023),

- Д<...>.

-

представителя ООО «Подводно-технические работы» (доверенность №7 от 04.05.2023),

- З<...>.

-

представителя ООО «Подводно-технические работы» (доверенность №8 от 04.05.2023),

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Подводно-технические работы» (далее — ООО «Подводно-технические работы», заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Подводсервис» (далее — ООО «Транснефть-Подводсервис», заказчик), выраженные в отмене редукциона в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт ППМТ, размещенном на сайте https://utp.sberbank-ast.ru/, номер закупки 0001-204-К-Y34- 03629-2023,

УСТАНОВИЛА:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба заявителя на действия заказчика, выраженные в отмене редукциона в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт ППМТ, размещенном на сайте https://utp.sberbank-ast.ru/, номер закупки 0001-204-К-Y34- 03629-2023.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Подводно-технические работы» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 10.05.2023 (уведомление о поступлении жалобы от 28.04.2023 №ОШ/8643/23).

Дело по существу рассмотрено посредством видеоконференцсвязи 10.05.2023. В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, в соответствие с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Подводно-технические работы» обладает правом на обжалование действий заказчика.

Заявитель считает, что заказчик неправомерно отменил редукцион на стадии подписании проекта контракта.

Комиссия по делу №052/01/18.1-1002/2023, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

09.03.2023 заказчиком в единой информационной системе и электронной торговой площадки https://utp.sberbank-ast.ru/ размещено извещение о проведении редукциона в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт ППМТ, размещенном на сайте https://utp.sberbank-ast.ru/, номер закупки 0001-204-К-Y34- 03629-2023 и закупочная документация.

Заказчиком рассматриваемой процедуры выступает - АО «Транснефть-Подводсервис».

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьей 3 Закона о закупках предусмотрено, что порядок осуществления закупок устанавливается Положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Частью 7 статьи 3.2. Закона о закупках установлено, что по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что положением заказчика о закупках могут быть предусмотрены как конкурентные так и неконкурентные закупки. Кроме того, в положении заказчика должен быть предусмотрен порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 5.1 Положения заказчика о закупках (утверждено решением совета директоров ПАО «Транснефть» от 05.04.2019 протокол № 5) к способам неконкурентной закупки отнесен в том числе редукцион, под которым согласно пункту 2.30 Положения о закупке понимается способ неконкурентной закупки, не являющийся торгами, условия осуществления которого не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках, при котором победителем признается участник закупки, заявка которого наиболее полно соответствует требованиям, установленным в документации о закупке, и который предложил наиболее низкую цену договора, низкие цены единиц товаров, работ, услуг (при закупке товаров, работ, услуг в единичных расценках) в ходе закупки.

В соответствии с пунктом 3.28.2 Положения о закупке заказчик, организатор закупки оставляет за собой право отменить неконкурентную закупку до подписания договора.

Аналогичное право заказчика предусмотрено пунктом 27 извещения об осуществлении Закупки.

Комиссией Управления установлено, что в рассматриваемом случае заказчик произвел отмену закупочной процедуры до подписания контракта со своей стороны. Данные действия заказчика соответствуют условиям закупочной документации и не противоречат требованиям Положения заказчика о закупках.

Таким образом, в ходе рассмотрение жалобы доводы заявителя не нашли своего подтверждения. Жалоба признана необоснованной в рассматриваемой части.

В части доводов заявителя на ненадлежащую форму проведения закупочной процедуры комиссия Управления отмечает следующее.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Дата и время окончания подачи заявок – до 20.03.2023 15:00.

Заявитель направил жалобу посредством электронной почты в адрес Нижегородского УФАС России 26.04.2023.

В соответствии с письмом ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения.

Необходимо отметить, что участник закупки, подавший заявку, не может обжаловать закупочную документацию, если подал жалобу после окончания срока подачи заявок.

Лица, не являющиеся участниками закупки, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок. Такой правовой подход отвечает и общей концепции проведения закупочных процедур, в частности положениям законодательства о контрактной системе, которым установлен аналогичный правопорядок, при котором лица, не подававшие заявки, вправе оспорить закупочную документацию в антимонопольном органе до окончания срока подачи заявок.

В то же время, участники закупки также вправе оспорить положения документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

Подавая заявку, участник соглашается с положениями документации и, в случае несогласия с её положениями должен своевременно определиться с необходимостью оспаривания документации.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявитель не обладает правом на обжалование положений документации ввиду пропуска срока для обжалования.

В связи с этим, доводы лица о ненадлежащей форме проведения торгов оставлены комиссией Управления без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Подводно-технические работы» на действия ООО «Транснефть-Подводсервис», выраженные в отмене редукциона в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт ППМТ, размещенном на сайте https://utp.sberbank-ast.ru/, номер закупки 0001-204-К-Y34- 03629-2023, необоснованной.

2. Доводы ООО «Подводно-технические работы» на положения закупочной документации оставить без рассмотрения.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

<...>

 

Связанные организации

АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО "Подводно-технические работы"
ИНН 7328507958, ОГРН 1067328020770
АО "Транснефть-Подводсервис"
ИНН 5250000820, ОГРН 1025201982520