Письмо №АБ/21452/20 Решение от 21 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

 

ОУИ РОСИНКАС Банка России

 

 

МП «Нижегородское метро»

 

 

ООО «Элторг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-2764/2020

 

16 декабря 2020 года город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

- <...>

-

заместитель председателя комиссии

- <...>

-

член комиссии,

- <...>

-

член комиссии, 

при участии посредством видеоконференцсвязи:

- <...>

-

представителя ОУИ РОСИНКАС Банка России (доверенность ),

- <...>

-

представителя ОУИ РОСИНКАС Банка России (доверенность ),

- <...>

-

представителя МП «Нижегородское метро» (доверенность ),

- <...>

-

представителя МП «Нижегородское метро» (доверенность),

 

рассмотрев жалобу областного управления инкассации — филиал Российского объединения инкассации (далее также — ОУИ РОСИНКАС Банка России, заявитель) на действия муниципального предприятия города Нижнего Новгорода «Нижегородское метро» (далее также — МП «Нижегородское метро», заказчик) при провидении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по перевозке, приему, перерасчету и зачислению наличных денег, расположенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещении 32009729431 (далее — запрос предложений),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ОУИ РОСИНКАС Банка России на действия МП «Нижегородское метро» при провидении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по перевозке, приему, перерасчету и зачислению наличных денег, расположенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещении 32009729431.

При обращении в антимонопольный орган заявитель сообщил о недобросовестных действиях заказчика.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ОУИ РОСИНКАС Банка России в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 16.12.2020 (уведомление о рассмотрении жалобы от 15.12.2020 № ОШ/20865/20).

В свою очередь, МП «Нижегородское метро» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения запроса предложений в электронной форме, а также возражения на жалобу ОУИ РОСИНКАС Банка России. В соответствии с Письмом ФАС России №ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя. 16.12.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ОУИ РОСИНКАС Банка России на действия МП «Нижегородское метро».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ОУИ РОСИНКАС Банка России обладает правом на обжалование действий заказчика.

Заявитель жалобы считает, что действия заказчика не соответствуют требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Комиссия по делу №052/01/18.1-2764/2020, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

1) 26.11.2020 заказчиком в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки http://eltorg.org размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по перевозке, приему, перерасчету и зачислению наличных денег, расположенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещении 32009729431.

Начальная (максимальная) цена договора - 3 207 488,76 руб.

2) Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Установлено, что закупка проводится в соответствии с Положением «О порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд Муниципального предприятия города Нижнего Новгорода «Нижегородское метро»» (далее - Положение).

Разделом 10 Положения установлены требования к участникам закупок.

Согласно пункту 7 Раздела 2 документации рассматриваемых торгов при подаче заявок на участие в запросе предложений, Участник должен руководствоваться пунктом 1.5.2. Разделом 1 и Разделом 4 настоящей документации.

К участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования: перечень которых указан в пункте 10.3 Положения о закупках товаров, работ и услуг Заказчика. (Приложение № 3).

Пунктом 1.5.2 Раздела 1 рассматриваемой документации установлено следующее: «Заявка, которую представляет Участник в соответствии с настоящей Документацией, должна быть подготовлена по форме, представленной в разделе 4 настоящей Документации (Письмо о подаче Заявки на участие в запросе предложений в электронной форме), а также содержать сведения и документы, указанные в п. 34.5 Положения о закупках, а именно:

1.5.2.1. Фирменное наименование (полное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона (Приложение № 2 к письму о подачи заявки на участие в Запросе предложений в электронной форме);

1.5.2.2. копии учредительных документов;

1.5.2.2.1. Устав (со всеми изменениями);

1.5.2.2.2. Свидетельства ИНН и ОГРН;

1.5.2.2.3. Протокол (решение) о создании юридического лица;

1.5.2.2.4. Протокол (решение) о назначении руководителя юридического лица.

1.5.2.3. Копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

1.5.2.4. Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений, или нотариально заверенную копию такой выписки;

1.5.2.5. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя согласно законодательству соответствующего государства (для иностранных лиц). Документы должны быть получены не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений;

1.5.2.6. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки (его копию), если требование о необходимости такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, предоставление обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. Если указанные действия не являются крупной сделкой, участник закупки представляет соответствующее письмо;

1.5.2.7. документ, декларирующий соответствие участника закупки следующим требованиям:

1.5.2.7.1. соответствие участников закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим услуги;

1.5.2.7.2. непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

1.5.2.7.3. неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

1.5.2.7.4. отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

1.5.2.7.5. отсутствие в предусмотренном № 223-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков и отсутствие в предусмотренном №44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;

1.5.2.7.6. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

1.5.2.7.7. обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

1.5.2.7.8. отсутствие между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, член закупочной комиссии, должностное лицо Заказчика, ответственное за осуществление закупки, состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и т.д.), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями указанных физических лиц или усыновленными указанными физическими лицами. Под выгодоприобретателями для целей настоящего пункта понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

1.5.2.8. коммерческое предложение (Приложение № 1 к письму о подачи заявки на участие в Запросе предложений в электронной форме) о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках выполнении работ, оказании услуг, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы услуги, работы и иные предложения по удовлетворению потребностей Заказчика в работе, услуге;

1.5.2.9. документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством РФ и документацией о проведении запроса предложений;

1.5.2.10. документы (их копии), подтверждающие соответствие услуг требованиям, установленным законодательством РФ к таким услугам в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией о проведении запроса предложений, за исключением документов, которые могут быть предоставлены только одновременно с оказанием услуг в соответствии с гражданским законодательством;

1.5.2.11. документы (их копии) и сведения, необходимые для оценки заявки по критериям (исполненные Договора/Контракты – с подтверждением наличия актов выполненных работ/услуг), содержащимся в документации о проведении запроса предложений;

1.5.2.12. письменное согласие руководителя организации, полномочного представителя – участника закупки на обработку его персональных данных (Приложение № 4 к письму о подачи заявки на участие в Запросе предложений в электронной форме);

1.5.2.13. документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности). В случае если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную электронной подписью руководителя участника закупки (для юридических лиц) или электронной подписью уполномоченного этим руководителем лица. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица и подписанный электронной подписью руководителя участника закупки;

1.5.2.14. Участник в составе Заявки представляет описание и срок оказания услуг. Описание услуги должно соответствовать требованиям, качеству установленным в техническом задании Документации о Запросе предложений, в том числе в Информационной карте Запроса предложений и проекте Договора.

1.5.2.15. иные документы, предусмотренные настоящей Документацией.».

В силу пункта 5 Раздела 3 документации исполнитель обязательно должен иметь действующую лицензию Центрального банка России на осуществление соответствующих банковских операций по инкассации денежных средств (Федеральный закон от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Для выполнения указанных услуг, Исполнитель вправе привлекать третьих лиц, при гарантированном обеспечении соблюдения правил перевозки наличных денег, установленного Положением от 29.01.2018г. № 630-П. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств такими третьими лицами несет Исполнитель.

В ходе заседания Комиссии Нижегородского УФАС России представители заказчика пояснили следующее: «согласно ст. 13 ФЗ от 02.12.1990 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном названным Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в частях девятой и десятой названной статьи и в Федеральном законе «О национальной платежной системе».

К банковским операциям относятся:

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

Согласно положений данного Закона инкассацию может осуществлять только банк на основании лицензии.

При рассмотрении инкассации в качестве банковской операции необходимо подчеркнуть, что инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов нельзя отделять от кассового обслуживания физических и юридических лиц. Как отмечалось ранее, исходя из формулировки данной банковской операции, содержащейся в ст. 5 Закона о банках, инкассация и кассовое обслуживание только в совокупности будут составлять банковскую операцию, которую вправе осуществлять исключительно кредитные организации на основании лицензии Банка России.

Таким образом, к признакам инкассации как банковской операции можно отнести технологическую неразрывность упорядоченной совокупности функционально связанных операций и процедур по доставке наличных денег в кредитную организацию с осуществлением кассовых операций и безусловной обязанностью зачисления (перечисления) соответствующих сумм денежных средств на банковские счета клиентов.»

Кроме того, представители заказчика также пояснили, что заявка Заявителя допущена к рассмотрению (заявка получила второе место по итогам рассмотрения), в том числе ввиду наличия у Объединения РОСИНКАС 100 % дочернего общества РНКО «Р-ИНКАС», которое в свою очередь имеет лицензию ЦБ на «Осуществление банковских операций». Кроме того, документация о запросе предложений не содержит требований о приложении к Заявке Участников торгов лицензию.

Таким образом, по мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения в части установления требований к участникам закупки со стороны заказчика отсутствуют

Следовательно, жалоба заявителя признается необоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

решила:

 

Признать жалобу ОУИ РОСИНКАС Банка России на действия МП «Нижегородское метро» при провидении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по перевозке, приему, перерасчету и зачислению наличных денег, расположенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещении 32009729431, необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

 

 

Заместитель

председателя комиссии <...>

 

Члены комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-26377

 

 

Связанные организации

ООО "Элторг"
ИНН 5260158743, ОГРН 1055238174045
МП "Нижегородское метро"
ИНН 5260197541, ОГРН 1075260017865
РОССИЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНКАССАЦИИ (РОСИНКАС) ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКА РОССИИ)
ИНН 7703030058, ОГРН 1027739529641