Решение (комиссия) №ОШ/21804/23 О признании рекламы ненадлежащей от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании рекламы ненадлежащей

 

ИП <...>

 

<...>

 

<...>

 

<...>

 

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) Волго-Вятское главное управление

 

603008, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д.26

 

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/28-1892/2023

г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2023 г.

Решение в полном объеме изготовлено 9 ноября 2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>.

- <...>;

<...>

- <...>;

<...>

- <...>,

рассмотрев дело №052/05/28-1892/2023, возбуждённое по обращению Волго-Вятского Главного управления Центрального Банка России в отношении Индивидуального предпринимателя <...> (далее — ИП <...>), по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7, части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителя Волго-Вятского главного управления Центрального Банка России — <...>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации по поводу рекламы комиссионного магазина «Ривьера 24», размещенной на жилом доме №2 по улице Мира в городе Арзамасе Нижегородской области, содержащей признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

Определением от 14.08.2023 в отношении ИП <...> возбуждено дело №052/05/28-1892/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Определением от 06.09.2023 рассмотрение дела отложено на 25 сентября 2023 года в 10 часов 00 минут.

Определением от 25.09.2023 рассмотрение дела отложено на 16 октября 2023 года в 10 часов 00 минут.

Определением от 16.09.2023 рассмотрение дела отложено на 30 октября 2023 года в 10 часов 00 минут.

Рассмотрение дела по существу состоялось 30 октября в 10 часов 10 минут посредством проведения видеоконференцсвязи.

О времени и месте рассмотрения дела стороны уведомлены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, представленные документы, заслушав заявителя, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

С июля 2023 года на фасаде жилого дома №2 по улице Мира в городе Арзамасе Нижегородской области размещены баннеры с информацией следующего содержания: «Ривьера 24»; «Мы лучше, чем Ломбард»; «Принимаем и продаем технику»; «Выгодные условия. Золото». При этом «Лучше, чем… » выполнена значительно меньшим, чем остальной текст, шрифтом.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования — товар, средство индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по покупке и продаже товаров, реализуемых в комиссионном магазине «Ривьера 24».

Таким образом, информация содержит все признаки, указанные в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а, следовательно, является рекламой.

В соответствии с частью 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.

Поскольку фраза «Лучше, чем…» выполнена в рекламе значительно меньшим, чем остальной текст, нечетким шрифтом, а слово «ЛОМБАРД» - очень крупным ярким шрифтом, то имеется вероятность того, что потребитель рекламы не обратит внимание на всю фразу, будет думать, что в данном месте располагается ломбард.

При быстром прочтении или прочтении с большого расстояния информации, расположенной на рекламной конструкции комиссионного магазина, потребитель может сделать вывод о том, что комиссионный магазин оказывает услуги ломбарда, поскольку большими и разборчивыми буквами можно прочитать только надписи «Ривьера 24» и «Ломбард».

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, товаров на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Поскольку в государственном реестре ломбардов на сайте Центрального Банка Российской Федерации https://cbr.ru/registries/ отсутствует реестровая запись о деятельность ломбарда, зарегистрированного за ИП <...> под наименованием «Ривьера 24», а также отсутствуют сведения в отношении ИП <...> об осуществлении им профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», следовательно хозяйствующий субъект ИП <...> не имеет право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, в том числе осуществлять деятельность ломбарда.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности  ИП <...> является 52.10.9 «Хранение и складирование прочих грузов», дополнительным видом деятельности 47.79 «Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах».

Таким образом рекламная информация противоречит требованиям, установленным пунктом 7 статьи 7, частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В рассматриваемом рекламном сообщении уточняющие данные, подтверждающие достоверность информации «лучше, чем ломбард», отсутствуют.

Таким образом, реклама противоречит требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 28 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение статьи 5, части 7 статьи 7, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

На вывеске, размещенной внутри входной группы, указана следующая информация: «<...> режим работы: ОТДЕЛ ПРИЕМКИ; ежедневно; КРУГЛОСУТОЧНО; перерыв: с 24-50 до 00-10; ОТДЕЛ ПРОДАЖ; ежедневно с 9-00 до 18-00». Внутри помещения размещены сведения о лице, осуществляющем деятельность по указанному адресу: ИП <...> (<...>).

Таким образом, исходя из информации, размещенной в помещении магазина, деятельность по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Мира, д.2, осуществляет ИП <...>.

Следовательно, рекламодателем спорного рекламного сообщения является
ИП
<...>

В отзыве по делу ИП <...> сообщил, что арендует нежилое помещение, расположенное на первом этаже дома по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Мира, д.2, на основании договора от 26.12.2022, заключенного с ИП <...>

По утверждению ИП <...> на момент заключения указанного договора аренды нежилого помещения, реклама уже была размещена хозяйствующим субъектом, ранее занимавшим данное нежилое помещение.

В ходе рассмотрения дела 16.10.2023, ИП <...> сообщил, что использует помещение для хранения вещей физических лиц, торговую деятельность не осуществляет.

По утверждению ИП <...>, вывеска «Ривьера 24» используется в качестве освещения в темное время суток.

Рассмотрев доводы индивидуального предпринимателя, Комиссия Нижегородского УФАС России считает их несостоятельными в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

С учетом положений пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

При этом конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

Таким образом вывеска «Ривьера 24» и рекламные баннеры «Мы лучше, чем Ломбард»; «Принимаем и продаем технику»; «Выгодные условия. Золото» находятся в месте размещения комиссионного магазина «Ривьера 24», в котором осуществляет деятельность ИП <...>

Доказательства обратного, в том числе Акт приема-передачи помещения, подтверждающие доводы ИП <...>, в антимонопольный орган не представлены.

Кроме того, информация на вывеске: «<...> режим работы: <…> ОТДЕЛ ПРОДАЖ; ежедневно с 9-00 до 18-00», размещенная внутри входной группы по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Мира, д.2, совпадает с информацией, указанной в выписке ЕГРИП о дополнительном виде деятельности - 47.79 «Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах», что свидетельствует об осуществлении торговой деятельности ИП <...>.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что реклама ИП <...>, распространенная на фасаде многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Мира, д.2, является ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что, доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы отсутствуют, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ИП <...> предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения 2023- 1213 антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу ИП <...> «Ривьера 24»; «Мы лучше, чем Ломбард»; «Принимаем и продаем технику»; «Выгодные условия. Золото», распространенную в июле 2023 года, на фасаде многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Мира, д.2, поскольку она противоречит требованиям пункта 1 части 3 статьи 5, части 7
    статьи 7,
    части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

  2. Выдать Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны