Решение №ОШ/25779/21 Решение от 18 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение ООО "Дженерал Пауэр" <...> ПАО АНПП "ТЕМП-АВИА" <...> |
РЕШЕНИЕ
№ 052/01/18.1-3460/2021
15 ноября 2021 года город Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:
<...> |
- |
председателя комиссии, врио заместителя руководителя управления, |
<...> |
- |
члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов, |
<...> |
- |
члена комиссии, главного государственного инспектора отдела контроля торгов, |
при участии: |
|
|
<...> |
представителя ООО «Дженерал Пауэр» (доверенность от 12.11.2021 б/н), |
|
<...> |
- |
представителя ООО «ЛАНИТ-ПОВОЛЖЬЕ» (доверенность от 21.10.2021 № 21102021-4), |
без участия представителей ПАО АНПП «ТЕМП-АВИА», извещённых надлежащим образом,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дженерал Пауэр» (далее – ООО «Дженерал Пауэр», заявитель) на действия закупочной комиссии Публичного акционерного общества «Арзамасское научно-производственное предприятие «ТЕМП-АВИА» (далее также – ПАО АНПП «ТЕМП-АВИА», заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме (номер извещения 32110725726),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО «Дженерал Пауэр» на действия закупочной комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку систем бесперебойного электроснабжения, номер извещения 32110725726.
При обращении в антимонопольный орган заявитель сообщил о недобросовестных действиях закупочной комиссии ПАО АНПП «ТЕМП-АВИА».
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Дженерал Пауэр» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 15.11.2021 12:00 (уведомление о принятии жалобы к рассмотрению от 10.11.2021 № ОШ/25046/21).
В свою очередь, ПАО АНПП «ТЕМП-АВИА» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого запроса котировок в электронной форме, а также возражения на жалобу ООО «Дженерал Пауэр».
15.11.2021 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Дженерал Пауэр» на действия закупочной комиссии ПАО АНПП «ТЕМП-АВИА».
Изучив доводы жалобы, заслушав представителя заявителя и ООО «ЛАНИТ-ПОВОЛЖЬЕ», исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.
Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
- лица, подавшие заявки на участие в торгах;
- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Дженерал Пауэр» обладает правом на обжалование действий закупочной комиссии.
Заявитель жалобы считает, что к ООО «Дженерал Пауэр» неправомерно не применён приоритет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление от 16.09.2016 № 925).
Комиссия по делу № 052/01/18.1-3460/2021, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителя заявителя и ООО «ЛАНИТ-ПОВОЛЖЬЕ», в соответствии со статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
14.10.2021 заказчиком в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на право заключения договора на поставку систем бесперебойного электроснабжения, номер извещения 32110725726.
28.10.2021 состоялось заседание закупочной комиссии, что зафиксировано в протоколе № 63-21-412.
Участнику под № 7392 (ООО «Дженерал Пауэр») присвоено третье место. Заявитель предложил к поставе товар турецкого происхождения.
Между тем Комиссия Нижегородского УФАС России обращает внимание на следующее.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учётом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.
Пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Пунктом 1 Постановления от 16.09.2016 № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путём проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В пункте 2 Постановления от 16.09.2016 № 925 указано, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 %, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Согласно пункту 3 Постановления от 16.09.2016 № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 % от предложенной им цены договора.
Подпунктом «а» пункта 5 Постановления от 16.09.2016 № 925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке требования об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.
В силу подпункта «б» пункта 5 Постановления от 16.09.2016 № 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке положения об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке и такое положение было закреплено в документации к извещению о проведении аукциона.
Пунктом 6 Постановления от 16.09.2016 № 925 предусмотрены случаи, когда приоритет не предоставляется.
Одновременно пунктом 8 Постановления от 16.09.2016 № 925 определено, что приоритет товарам российского происхождения, работам, услуга выполняемым, оказываемым российскими лицами устанавливается с учётом положений Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, заключенного в г. Марракеше 15.04.1994 (далее - ГАТТ 1994) и Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - договор о ЕАЭС).
Таким образом, данная норма в сочетании с пунктом 4 статьи 3 ГАТТ-1947 означает, что товары с территорий стран-участниц ВТО могут предлагаться в закупках по Закону о закупках на равных с российскими товарами.
В соответствии с пунктом 15.14 извещения о проведении запроса котировок приоритет устанавливается с учётом положений ГАТТ 1994 и договора о ЕАЭС.
Турция входит в состав ВТО.
Следовательно, закупочная комиссия неправомерно не применила приоритет по отношению к ООО «Дженерал Пауэр».
В связи с этим жалоба заявителя признаётся обоснованной.
Закупочная комиссия нарушила требования части 8 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что 09.11.2021 между ПАО АНПП «ТЕМП-АВИА» и ООО «Монтажникплюс» заключен договор № 11/340/80-1227/21.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дженерал Пауэр» на действия закупочной комиссии Публичного акционерного общества «Арзамасское научно-производственное предприятие «ТЕМП-АВИА» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на право заключения договора на поставку систем бесперебойного электроснабжения, номер извещения 32110725726, обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию нарушившей требования части 8 статьи 3 Закона о закупках.
3. Предписание закупочной комиссии не выдавать в связи с наличием заключённого договора.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии <...>
<...>
Исп.<...>
тел.<...> вн.<...>
2021-29030