Решение №НБ/12146/20 решение от 6 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF


решение


Администрация Шарангского муниципального района Нижегородской области






РЕШЕНИЕ

по делу №052/01/17-922/2020

                   г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена: 30 июля 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено: 05 августа 2020 г.   

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

<...>

-

заместитель руководителя Управления;


Члены Комиссии:

 

 


<...>

-

начальник отдела контроля органов государственной власти,


<...>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти,










         рассмотрев дело № 052/01/17-922/2020 по признакам нарушения администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области (далее – администрация) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании представителей ответчика:

- <...>.  (доверенность ),

- <...> (доверенность от ),

 

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 10.09.2019 № 380 «О проведении плановой выездной проверки» проведена проверка в отношении администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области (далее – администрация).

По результатам проверки представленных администрацией документов установлено следующее.

Администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области 11.01.2019 объявлен аукцион по продаже недвижимого муниципального имущества: нежилое здание ЗТП мощностью 160 кВа, расположенное по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, Шарангский район, р.п.Шаранга,  ул.Парковая 14б вместе с земельным участком (объекты электроэнергетики) (номер извещения <...>).

Порядок продажи муниципального имущества регламентируется Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – Закон №178-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона №178-ФЗ объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

В Документации по указанному выше аукциону администрацией не определен перечень инвестиционных обязательств, а также не указан предельный срок их исполнения.

Однако Законом №178-ФЗ предусмотрена обязанность установления инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, включая в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства.

Согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

При приватизации объектом электросетевого хозяйства в силу п.1 ст.30.1, п.1, 2 статьи 31 Закона 178-ФЗ должны соблюдаться условия эксплуатационных и инвестиционных обязательств в отношении названного имущества, победитель торгов обязан выполнить определенные условия в отношении приобретаемого имущества. Таким образом, способом приватизации объектом электросетевого хозяйства является конкурс.

Согласно Документации, аукцион проводится аукционной комиссией. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену.

При этом условием приобретения муниципального имущества является принятие покупателем инвестиционных и эксплуатационных обязательств. Таким образом, при реализации объектов электросетевого хозяйства необходимо проведение конкурса. 

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Следовательно, в указанных действиях администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим, приказом Нижегородским УФАС России №82/20 от 15.05.2020 возбуждено дело №052/01/17-922/2020 в отношении администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением от 18.05.2020 года №НБ/7062/20 дело №052/01/17-922/2020 назначено к рассмотрению на 15.06.2020 года в 15.00.

На основании части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело, о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

15.06.2020 года Председателем Комиссии, в присутствии членов Комиссии, а также представителей ответчика оглашено заключение об обстоятельствах дела №052/01/17-922/2020.

На основании части 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела №052/01/17-922/2020 отложено на 14.07.2020 года.

Рассмотрение дела №052/01/17-922/2020 по существу состоялось 30.07.2020.

В ходе рассмотрения дела №052/01/17-922/2020 по существу представители администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области не согласились с вмененным нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и придерживались позиции, изложенной в письменных пояснениях (исх. от 11.06.2020 №146-259803/20).

Заслушав сторону по делу, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Как установлено материалами дела, администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области 11.01.2019 объявлен аукцион по продаже недвижимого муниципального имущества: нежилое здание ЗТП мощностью 160 кВа, расположенное по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, Шарангский район, р.п.Шаранга,  ул.Парковая 14б вместе с земельным участком (объекты электроэнергетики) (номер извещения <...>).

Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона №178-ФЗ объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

В соответствии с пунктом 5 статьи 30.1 Закона №178-ФЗ  содержание инвестиционного обязательства в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества должно соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестиционных программ и утвержденным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, а также включать в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства, превышение которых является существенным нарушением инвестиционного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества.

Согласно пункту 8 статьи 30.1 Закона 178-ФЗ условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с настоящей статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в:

1) договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи;

2) договор купли-продажи акций в случае, если объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем приватизируются путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.

Согласно аукционной документации в отношении указанного выше имущества необходимо выполнить следующие эксплуатационные обязательства:

- поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Условия эксплуатационных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, являющихся сложными вещами, распространяются на все составные части указанных объектов;

- определить максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- обеспечить постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока, показателей и нормативов качества электрической энергии в электрических сетях системы электроснабжения требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92);

- принимать меры, установленные федеральным законом, иными правовыми актами РФ для обеспечения сохранности Имущества, в том числе для защиты его от посягательств третьих лиц, огня, стихийных бедствий;

- обеспечение требования к качеству электроэнергии согласно ГОСТ 32144-2013 «Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», введенному в действие Приказом Росстандарта от 22.07.2013 № 400-ст;

- эксплуатация объектов электросетевого хозяйства в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденными приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229;

- электроснабжение потребителей с соблюдением требований «Правил полного и частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Эксплуатационные обязательства в отношении Имущества, сохраняются в случае перехода права собственности на него к другому лицу.

         В Документации не определен перечень инвестиционных обязательств, а также не указан предельный срок их исполнения.

Из пояснений администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области, администрация не является субъектом электроэнергетики, инвестиционные обязательства в отношении Имущества отсутствуют.

Однако, статья 30.1 ФЗ № 178-ФЗ не содержит исключений в отношении возможности неустановления инвестиционных и эксплуатационных обязательств при продаже объектов электросетевого хозяйства в зависимости от того, являются ли собственники (продавцы) муниципального имущества субъектами электроэнергетики.

Государственные и муниципальные органы, выступающие как собственники (продавцы) государственного и муниципального имущества, априори не являются субъектами электроэнергетики, но при этом статья 30.1 ФЗ № 178-ФЗ содержит обязательные требования в части установления обременения объектов электроэнергетики обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства) и обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

Данные ограничения обусловлены спецификой отчуждаемого имущества и необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц - потребителей электрической энергии и приватизация объектов энергетики допускается при условии обременения имущества инвестиционными и эксплуатационными обязательствами (Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2019 года по делу № 305-ЭС18-134560).

Кроме того, Законом №178-ФЗ предусмотрена обязанность установления инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, включая в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства.

Согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

При приватизации объектом электросетевого хозяйства в силу п.1 ст.30.1, п.1, 2 статьи 31 Закона 178-ФЗ должны соблюдаться условия эксплуатационных и инвестиционных обязательств в отношении названного имущества, победитель торгов обязан выполнить определенные условия в отношении приобретаемого имущества. Таким образом, способом приватизации объектом электросетевого хозяйства является конкурс.

Согласно Документации, аукцион проводится аукционной комиссией. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену.

При этом условием приобретения муниципального имущества является принятие покупателем инвестиционных и эксплуатационных обязательств. Таким образом, при реализации объектов электросетевого хозяйства необходимо проведение конкурса. 

         В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Следовательно, вышеуказанные действия администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с выявленным нарушением Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь  статьей  23, частями 1, 5 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006      № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области нарушившей часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

<...>



Члены Комиссии:                             

<...>

 

<...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.



















Идентификатор




Связанные организации

Администрация Шарангского муниципального района Нижегородской области
ИНН 5237001159, ОГРН 1025201206491