Письмо №АБ/23268/21 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 19 октября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства
С<...>
Администрация Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области 607440, Нижегородская область, Бутурлинский район, р. п. Бутурлино, ул. Ленина, д.106 <...> |
РЕШЕНИЕ
по делу № 052/01/17-2622/2021
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения оглашена: 06 октября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено: 19 октября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Нижегородское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
<...>. |
- |
<...>; |
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
<...> |
- |
<...> |
<...> |
- |
<...>; |
рассмотрев дело № 052/01/17-2622/2021 в открытом заседании с объявлением резолютивной части решения в отношении администрации Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции) 06 октября 2021 года, в присутствии представителя ответчика по доверенности от 16.09.2021 №46 Д<...>.
УСТАНОВИЛА:
По результатам осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства Нижегородским УФАС России установлено следующее.
Администрацией Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области размещено в сети интернет на сайте torgi.gov.ru извещение №030621/49139664/01 лот №1 о проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:44:0400001:643, вид разрешенного использования – ведение садоводства.
Вид разрешенного использования земельного участка лот №1 — ведение садоводства.
Согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее – Классификатор), вид разрешенного использования код 13.2 «ведение садоводства» содержание данного вида разрешенного использования включает в себя, в том числе размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
На аукционе продан земельный участок вид разрешенного использования, которого предусматривает строительство здания, сооружения.
Данный земельный участок, в соответствии с пунктом 7 статьи 39.11 может быть предоставлен только путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Так же в извещении на сайте www.torgi.gov.ru отсутствует информация о рассмотрении заявлений о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в порядке статьи 39.18 ЗК РФ.
Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи земельного участка (пункт 22 статьи 39.11 ЗК РФ).
К извещению №030621/49139664/01 размещен проект договора купли-продажи земельного участка (далее-Договор) не соответствующий нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 5.3 Договора расходы по регистрации права собственности оплачивает покупатель.
Данное положение противоречит пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которым орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
При указанных обстоятельствах, в действиях администрации Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении определения способа реализации государственного имущества, а именно: в проведении аукциона по продаже земельного участка, основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, вместо проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В связи с чем, вышеуказанные действия администрации Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области, являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
27.08.2021 приказом руководителя Нижегородского УФАС России №304/21 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №052/01/17-2622/2021 в отношении администрации Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области.
Определением о назначении дела №052/01/17-2622/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению дело назначено на 16.09.2021 в 14 часов 30 минут посредством видео-конференц-связи.
Определением об отложении рассмотрения дела №052/01/17-2622/2021 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 22.09.2021 в 10 часов 30 минут посредством видео-конференц-связи.
Определением об отложении рассмотрения дела №052/01/17-2622/2021 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 06.10.2021 в 14 часов 30 минут посредством видео-конференц-связи.
Дело №052/01/17-2622/2021 рассмотрено по существу 06.10.2021.
До рассмотрения дела по существу администрацией были представлены письменные пояснения (№Исх-108-411943/21 от 09.09.2021), согласно которым администрация при определении способа реализации имущества, а именно проведение аукциона по продаже земельных участков руководствовалась частью из описания вида разрешенного использования земельного участка, которой строительство зданий и сооружений не предусмотрено.
Так же администрация считает, что пункт 5.3 проекта договора не является существенным и сообщает, что пункт 5.3 проекта договора будет приведен в соответствие законодательству.
Так же администрация сообщает, что фактически, заключенный по результатам договор купли-продажи от 19.07.2021 №14 зарегистрирован администрацией Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области безвозмездно через личный кабинет портала Росреестра.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.
Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.
Согласно пунктам 1 и 2 названного Положения Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения, о которых составляют государственную тайну).
Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Нижегородское УФАС России осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции и Положением о территориальном органе федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15.
Статья 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Администрацией Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области размещено в сети интернет на сайте torgi.gov.ru извещение №030621/49139664/01 лот №1 о проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:44:0400001:643, вид разрешенного использования – ведение садоводства.
Вид разрешенного использования земельного участка лот №1 — ведение садоводства.
Согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее – Классификатор), вид разрешенного использования код 13.2 «ведение садоводства». Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя, в том числе размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).
На аукционе продан земельный участок вид разрешенного использования, которого предусматривает строительство здания, сооружения.
Данный земельный участок, в соответствии с пунктом 7 статьи 39.11 ЗК РФ может быть предоставлен только путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Так же в извещении на сайте www.torgi.gov.ru отсутствует информация о рассмотрении заявлений о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в порядке статьи 39.18 ЗК РФ.
Довод администрации о том, что земельный участок предоставлялся в целях использования не связанных со строительство не может быть принять ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
То есть, собственник земельного участка имеет право использовать земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования, без дополнительных разрешений, в том числе для строительства объектов.
Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи земельного участка (пункт 22 статьи 39.11 ЗК РФ).
К извещению №030621/49139664/01 размещен проект договора купли-продажи земельного участка (далее-Договор) не соответствующий нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 5.3 Договора расходы по регистрации права собственности оплачивает покупатель.
Данное положение противоречит пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которым орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
Пояснение о том, что пункт 5.3 Договора не является существенным условием договора, считаем необоснованным, так как исполнение норм действующего законодательства обязательно для всех участников правоотношений.
В ходе рассмотрения дела по существу представитель администрации Д<...>. согласился с вменяемым правонарушением.
На основании вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае в соответствии с основным видом разрешенного использования реализованного земельного участка предусматривается строительство здания, сооружения, в связи с чем предоставление такого земельного участка должно было осуществляться путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, а не его купли-продажи.
Таким образом, приняв решение о проведении аукциона по продаже вышеназванных земельных участков и впоследствии проведя его, администрация лишила возможности воспользоваться законным правом на участие в аукционе и заключить договор аренды земельного участка неограниченный круг лиц, имеющих финансовую возможность и намеревавшихся принять участие в аукционе только на право заключения договора аренды земельных участков. Ограничение круга потенциальных участников аукциона обусловлено также начальной ценой предмета аукциона, размер которой при аукционе на продажу объекта в разы выше, чем при его аренде, равно как и размер задатка, вносимого участниками аукциона, а также величины повышения начальной цены предмета аукциона ("шага аукциона").
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, указанные действия администрации Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области привели к ограничению доступа на участие в торгах потенциальных участников, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1, 5 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области (607440, Нижегородская область, р.п. Бутурлино, ул. Ленина, д. 106, ИНН 5229014429, ОГРН 1215200000740) нарушившей часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать администрации Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
<...> |
<...> |
|
|
<...> |
<...> |
|
|
|
|
|
<...> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Нижегородской области.
<...>