Решение №ОШ/5592/22 Решение от 11 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

 

ИП Демидову С.И.

<..>

<..>

 

АО «ВВППК»

Московское шоссе, дом 6а,

г. Нижний Новгород, 603116

<..>

 

АО «Сбербанк-АСТ»

<..>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-403/2022

 

10 марта 2022 года город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

<..>

-

председателя комиссии, <..>

<..>

-

члена комиссии, <..>,

<..>

-

члена комиссии, <..>,

при участии:

 

 

<..>

-

представителя АО «ВВППК» (доверенность от 25.02.2022 № 98-2022),

<..>

-

индивидуального предпринимателя,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Демидова Сергея Игоревича (далее – ИП Демидов С.И., заявитель, индивидуальный предприниматель) на действия акционерного общества «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (далее также – АО «ВВППК», заказчик, организатор торгов) при проведении конкурса в электронной форме (номер извещения 32211091165),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ИП Демидова С.И. на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по внутренней уборке железнодорожного подвижного состава, номер извещения 32211091165.

При обращении в антимонопольный орган заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО «ВВППК».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ИП Демидова С.И. в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 28.02.2022 14:30 (уведомление о поступлении жалобы от 17.02.2022 № ОШ/3792/22). Заседание Комиссии откладывалось на 10.03.2022 10:30.

В свою очередь, АО «ВВППК» представил истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого конкурса в электронной форме, а также возражения на жалобу ИП Демидова С.И.

10.03.2021 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ИП Демидова С.И. на действия АО «ВВППК».

Изучив доводы жалобы, заслушав индивидуального предпринимателя и представителя заказчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ИП Демидов С.И. обладает правом на обжалование действий заказчика.

Заявитель жалобы считает, что закупочная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках). Организатор торгов возражает против доводов жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по делу № 052/01/18.1-403/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы ИП Демидова С.И. и представителя АО «ВВППК», в соответствии со статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

1) 01.02.2022 заказчиком в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по внутренней уборке железнодорожного подвижного состава, номер извещения 32211091165, и закупочная документация.

Начальная (максимальная) цена договора – 67 903 563 рубля.

2) Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Абзацем 2 пункта 188 Положения о закупке АО «ВВППК» (далее – Положение о закупке) определено, что единые требования к участникам закупки, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о конкурентной закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством России и заказчиком к поставщикам (исполнителям, подрядчикам). К таким требованиям относится, в том числе, наличие опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки (по решению заказчика может учитываться общее количество заключенных договоров, стоимость и/или объём всех поставленных, выполненных, оказанных участником (с учётом правопреемственности) товаров, работ, услуг, за период времени, указанный в документации о закупке), а также наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

Руководствуясь указанными нормами Закона о закупках и Положения о закупке, заказчик включил в конкурсную документацию оценочные требования к участникам закупки.

3) Согласно пункту 2.1.1 конкурсной документации к участникам конкурса предъявляются оценочные требования о наличии трудовых ресурсов - физических лиц, обязанностями которых является выполнение работ по уборке транспортных средств, и/или помещений, и/или иных объектов.

Пунктом 2.2 конкурсной документации предусмотрено, что в подтверждение соответствия оценочным требованиям о наличии трудовых ресурсов - физических лиц, обязанностями которых является выполнение работ по уборке транспортных средств, и/или помещений, и/или иных объектов претендент в составе заявки представляет:

- сведения о соответствии оценочным требованиям, заверенные претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента (по форме, приведенной в приложении № 4 к названной документации);

- копию сведений о застрахованных лицах (физических лицах, обязанностями которых является выполнение работ по уборке транспортных средств, и/или помещений, и/или иных объектов) в Пенсионном фонде России по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п, на последнюю отчетную дату (с отметкой о принятии в подразделении Пенсионного фонда России или подтверждением приема указанных сведений Пенсионным фондом России в форме электронного документа), или копии договоров (со всеми изменениями и дополнениями), заключенных с физическими лицами, обязанностями которых является выполнение работ по уборке транспортных средств, и/или помещений, и/или иных объектов.

Таким образом, участники конкурса в подтверждение наличия трудовых ресурсов вправе предоставить, как сведения о застрахованных лицах в Пенсионном фонде России по форме СЗВ-М, так и копии договоров, заключенных с физическими лицами.

В данной части жалоба ИП Демидова С.И. признаётся необоснованной.

4) Доводы заявителя о том, что отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки указанного в конкурсной документации квалифицированного персонала не влияет на возможность надлежащего исполнения участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такой квалифицированный персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Требование о наличии трудовых ресурсов - физических лиц, обязанностями которых является выполнение работ по уборке транспортных средств, и/или помещений, и/или иных объектов, является оценочным, и согласно пункту 2.4 конкурсной документации отсутствие информации и документов о наличии у участника трудовых ресурсов не является основанием для отклонения заявки.

Отсутствие у участника конкурса трудовых ресурсов, по сути, ставит надлежащее исполнение обязательств таким участником в зависимость от его действий и действий третьих лиц, тем самым создает для заказчика угрозу невозможности исполнения контрагентом договора по уборке подвижного состава. Участник, не обладая необходимым количеством квалифицированного персонала, может не привлечь к установленному сроку квалифицированный персонал по ряду причин. В таком случае исполнение участником договора становится невозможным.

Значимость критерия оценки «квалификация участника конкурса» составляет 20 %, из которых половина приходится на показатель «наличие трудовых ресурсов», а половина - на показатель «наличие опыта оказания услуг», тогда как значимость критерия оценки «цена договора» составляет 70 %. Таким образом, у участника есть возможность быть признанным победителем конкурса и в случае отсутствия у него трудовых ресурсов.

Устанавливая требования о наличии трудовых ресурсов в штате претендента, заказчик исходил из своей обязанности по организации перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в соответствии с требованиями действующего законодательства, социальной ответственностью заказчика перед пассажирами.

Применение заказчиком указанного требования основывается на необходимости неукоснительного соблюдения положений пунктов 4.3.25, 4.3.26 Санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача России от 16.10.2020 № 30, согласно которым уборка салонов моторвагонного подвижного состава проводится при техническом обслуживании; при выходе на линию моторвагонный подвижной состав подлежит внутренней уборке.

В указанной части жалоба заявителя также является необоснованной.

5) Согласно пункту 2.1.2 конкурсной документации к участникам конкурса предъявляются оценочные требования о наличии опыта оказания услуг по внутренней уборке пассажирского железнодорожного подвижного состава в 2019-2022 годах.

Пунктом 2.2 конкурсной документации предусмотрено, что в подтверждение соответствия оценочным требованиям о наличии опыта оказания услуг по внутренней уборке пассажирского железнодорожного подвижного состава в 2019-2022 годах претендент в составе заявки представляет:

- сведения о соответствии оценочным требованиям, заверенные претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента (по форме, приведенной в приложении № 4 к настоящей документации);

- копии договоров (всех страниц договора со всеми приложениями), частично или полностью исполненных участником конкурса в 2019-2022 годах, и копии актов приёмки оказанных услуг.

Определяя в качестве показателя критерия оценки участников конкурса «квалификация участника конкурса» «наличие у участника конкурса опыта оказания услуг по внутренней уборке пассажирского железнодорожного подвижного состава в 2019-2022 годах», АО «ВВППК» исходило из того, что технология и условия уборки железнодорожного подвижного состава в пунктах оборота существенно отличаются от уборки помещений, а также иных объектов, что подтверждается, к примеру, следующим:

- режим работы уборщиков пригородных поездов зависит от времени прибытия и отправления пригородных поездов, устанавливается отдельно для каждой станции и начинается как в 3:30, так и в 19:00 часов, а заканчивается как в 19:20, так и в 24:00 часа;

- объём работы уборщиков неравномерно распределен в течение суток, ввиду чего для быстрой уборки прибывающих в пункты оборота поездов требуется сразу большое количество работников, однако, между прибытием поездов у уборщиков возникает свободное, не занятое работой время, имеются перерывы между уборками поездов до 8 часов;

- кратковременность нахождения подвижного состава в пункте оборота (в месте уборки) также влечет необходимость единовременного выхода большого количества работников, которые после уборки поезда не будут задействованы;

- малый объём работы на малоинтенсивных направлениях, где подвижной состав может прибывать в пункт оборота 1-2 раза в сутки, в том числе в ночное время, при этом уборщикам не обеспечивается полная рабочая смена в соответствии с нормативами;

- отсутствие доступа к источнику воды для уборки влечет необходимость организации подвоза воды к станции или обязанность работников приносить воду из дома;

- необходимость обеспечения работников в пунктах оборота помещением для хранения уборочного инвентаря и нахождения работников в ожидании прибытия следующего электропоезда;

- необходимость организации мест сбора мусора с подвижного состава;

- необходимость осуществления уборки подвижного состава независимо от погодных условий (при нахождении в пунктах оборота поезда обесточиваются и не обогреваются).

Условия технического задания конкурса, номер извещения 32211091165, предусматривают уборку 345611 вагонов моторвагонного подвижного состава в 2022-2023 годах, при этом оказание услуг необходимо осуществлять на 20 станциях полигона обслуживания АО «ВВППК», которые располагаются на значительной по площади территории Горьковской железной дороги, в Нижегородской и Владимирской областях. Технология уборки моторвагонного подвижного состава предусматривает 2 вида уборки, включающих определенный набор операций, которые должны быть выполнены, при этом время их выполнения ограничено временем стоянки вагонов моторвагонного подвижного состава в пунктах оборота, Таким образом, наличие у исполнителя по договору опыта оказания аналогичных услуг свидетельствует о наличии у него обученного персонала, знакомого со спецификой услуг, требующихся заказчику, и способного организовать и приступить к оказанию услуг с даты подписания договора во всех пунктах оборота, предусмотренных документацией.

Требование о наличии опыта оказания услуг по внутренней уборке пассажирского железнодорожного подвижного состава в 2019-2022 годах является оценочным, и согласно пункту 2.4 конкурсной документации отсутствие информации и документов о наличии у участника опыта оказания услуг не является основанием для отклонения заявки.

 

Оценочные требования к участникам закупки, свидетельствующие о наличии опыта, не нарушают принцип равенства, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку эти критерии в равном степени применимы ко всем участникам закупки.

Следовательно, разработав конкурсную документацию подобным образом, АО «ВВППК» требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не нарушило.

Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы ИП Демидова С.И.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области

 

 

решила:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя Демидова Сергея Игоревича на действия акционерного общества «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по внутренней уборке железнодорожного подвижного состава, номер извещения 32211091165, необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

<..>

 

Члены комиссии <..> <..>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<..>

 

 

<..>

 

 

Связанные организации

ИП Демидов С.И.
ИНН 525716865988, ОГРН 320527500008734
АО "ВВППК"
ИНН 5257111223, ОГРН 1095257004457
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441