Решение №ОШ/7233/20 Решение по делу от 19 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/06/18-864/2020

 

14 мая 2020 года г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

  • <...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,

  • <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,

  • <...> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

при участии:

  • <...> – представителя МП «Нижегородпассажиравтотранс» (по доверенности от 13.05.2020),

  • <...> - представителя МП «Нижегородпассажиравтотранс» (по доверенности от 13.05.2020),

  • <...> - представителя МП «Нижегородпассажиравтотранс» (по доверенности от 13.05.2020),

в отсутствие представителя заявителя, извещенного о рассмотрении жалобы надлежащим образом,

рассмотрев 14 мая 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инновационные Системы Контроля» на действия муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке и вводу в эксплуатацию тахографов (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009095838),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 06.05.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Инновационные Системы Контроля» (далее — заявитель, ООО «ИСК») на действия муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» (далее — заказчик, МП «Нижегородпассажиравтотранс») при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке и вводу в эксплуатацию тахографов (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009095838) (далее – аукцион).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях МП «Нижегородпассажиравтотранс», выразившихся в установлении в аукционной документации избыточных требований к участникам аукциона, что влечет за собой ограничение конкуренции.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «ИСК» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 14.05.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 07.05.2020 № ОШ/6376/20).

В свою очередь, МП «Нижегородпассажиравтотранс» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого аукциона, а также возражения на жалобу ООО «ИСК».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

14.05.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «ИСК» на действия МП «Нижегородпассажиравтотранс».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

      1. лица, подавшие заявки на участие в торгах;

      1. иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что МП «Нижегородпассажиравтотранс» 21.04.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32009095838) извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке и вводу в эксплуатацию тахографов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

МП «Нижегородпассажиравтотранс» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МП «Нижегородпассажиравтотранс» (далее также – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      1. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      1. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены пунктом 2.2.4 Положения о закупках заказчика.

Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - «шаг аукциона»).

Пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в извещении и документации о проведении закупки требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии.

Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Конкурсной документацией о проведении аукциона в электронной форме предусмотрено следующее: обеспечение заявки предусмотрено в размере 5% начальной (максимальной) цены договора и составляет 938 181 (девятьсот тридцать восемь тысяч сто восемьдесят один) рубль 47 коп. Обеспечение заявки предоставляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком.

В соответствии с пунктом 10.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МП «Нижегородпассажиравтотранс», обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Таким образом Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что включение заказчиком в документацию о закупке единственного возможного способа обеспечения заявки в виде предоставления денежных средств на расчетный счет заказчика без предоставления иных способов обеспечения противоречит пункту 10.2 Положения о закупке заказчика, является нарушением части 25 статьи 3.2 Закона о закупках и влечет за собой ограничение количества участников закупки.

Вместе с тем иные довод ООО «ИСК» относительно установления в аукционной документации избыточных требований к участникам аукциона расцениваются Комиссией антимонопольного органа как необоснованные.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО «ИСК» обоснованной.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи МП «Нижегородпассажиравтотранс» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

      1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инновационные Системы Контроля» на действия муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке и вводу в эксплуатацию тахографов (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009095838) признать обоснованной.

      1. Признать муниципальное предприятие г. Нижнего Новгорода «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» нарушившим часть 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      1. Выдать муниципальному предприятию г. Нижнего Новгорода «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» обязательное для исполнения предписание.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

 

 

Председатель Комиссии

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

Член Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

Идентификатор

 

 

 

 

Связанные организации

МП "Нижегородпассажиравтотранс"
ИНН 5260000192, ОГРН 1025203030247
ООО "ИСК"
ИНН 5256139522, ОГРН 1155256005321