Решение №ОШ/8899/20 Решение по делу от 15 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/07/3.2-1062/2020

 

09 июня 2020 года г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

  • <...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,

  • <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,

  • <...>  – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

при участии:

<...>  - директора ООО «Рециклинг материалов»,

в отсутствие представителя заказчика, надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела,

рассмотрев 09 июня 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рециклинг материалов» на действия акционерного общества «Нижегородский машиностроительный завод» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по сносу здания корпуса № 44, сбору, обработке, утилизации и транспортированию, образовавшихся отходов (инв. №№100А, 100Б; кадастровый № 52:18:0020070:88) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32008921794),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 25.05.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Рециклинг материалов» (далее – заявитель, ООО «Рециклинг материалов») на действия акционерного общества «Нижегородский машиностроительный завод» (далее – заказчик, АО «НМЗ») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по сносу здания корпуса № 44, сбору, обработке, утилизации и транспортированию, образовавшихся отходов (инв. №№100А, 100Б; кадастровый № 52:18:0020070:88) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32008921794) (далее – конкурс).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО «НМЗ», выразившихся в неправомерном, по мнению ООО «Рециклинг материалов», отказе в допуске общества к участию в конкурсе.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Рециклинг материалов» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 02.06.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 28.05.2020 № ОШ/7899/20).

02.06.2020 заседание Комиссии по рассмотрению жалобы ООО « Рециклинг материалов» было отложено до 09.06.2020 (уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы от 02.06.2020 № ОШ/8222/20).

В свою очередь, АО «НМЗ» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого конкурса, а также возражения на жалобу ООО «Рециклинг материалов».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

09.06.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Рециклинг материалов» на действия АО «НМЗ».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителя заявителя, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

      1. лица, подавшие заявки на участие в торгах;

      1. иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Рециклинг материалов» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что АО «НМЗ» 26.02.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32008921794) извещение и документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по сносу здания корпуса № 44, сбору, обработке, утилизации и транспортированию, образовавшихся отходов (инв. №№100А, 100Б; кадастровый № 52:18:0020070:88).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе от 16.03.2020 № 32008921794-1 в целях участия в конкурсе поступили заявки от шести участников. По итогам рассмотрения первых частей заявок только один участник (№ 3) допущен к участию в конкурсе.

Из протокола рассмотрения вторых частей заявок от 18.03.2020 № 32008921794-2 следует, что заявка участника № 3 также отклонена от дальнейшего участия в конкурсе. Конкурс признан несостоявшимся.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

АО «НМЗ» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке АО «НМЗ» (далее также – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

        1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      1. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      1. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены в пункте 1.2.2 Положения о закупке.

Пунктами 1, 2, 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Технические требования к выполнению работ, сроки и объем работ установлены заказчиком в Проекте организации работ по сносу (демонтажу) здания корпуса № 44 (цех № 100) АО «НМЗ».

Проанализировав заявку ООО «Рециклинг материалов» в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия приходит к выводу о её несоответствии требованиям конкурсной документации в части указания в пояснительной записке объема мусора от сноса и разборки зданий в размере 10 881,3 т., что не соответствует указанному в ТЗ объему — 10 894, 2 т.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии оснований для признания жалобы ООО «Рециклинг материалов» обоснованной.

При этом Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

30.04.2020 АО «НМЗ», руководствуясь подпунктом 2 пункта 6.7.2, пунктом 11.6 Положения о закупке, заключило договор с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) — ООО «Волгаспецстрой» на выполнение работ, являющихся предметом спорной закупки, предварительно запросив технико-коммерческие предложения у трех хозяйствующих субъектов — ООО «НИПТ», ООО «Интэкс Казань» и ООО «Волгаспецстрой».

Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц не предусмотрены требования к порядку обоснования выбора конкретного лица в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Пунктом 11.1 Положения о закупке установлены случаи, когда заказчик вправе провести закупку у единственного поставщика.

Вместе с тем, пунктами 2.1.1, 2.1.2 Проекта договора установлены сроки выполнения работ: начало работ — не позднее 5 календарных дней с даты подписания договора; окончание работ — не позднее 60 календарных дней с даты начала работ.

Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что у заказчика не были ограничены сроки для проведения другой конкурентной процедуры, предусмотренной Положением о закупке.

Таким образом, заказчиком неправомерно выбран способ закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), что нарушает часть 1 статьи 3 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, как установлено Комиссией, заказчиком не размещена в единой информационной системе информация о закупке, подлежащая размещению в соответствии с требованиями Закона о закупках, что содержит также признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

      1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рециклинг материалов» на действия акционерного общества «Нижегородский машиностроительный завод» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по сносу здания корпуса № 44, сбору, обработке, утилизации и транспортированию, образовавшихся отходов (инв. №№100А, 100Б; кадастровый № 52:18:0020070:88) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32008921794) признать необоснованной.

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу для решения вопроса о привлечении АО «НМЗ» к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

Член Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

Идентификатор

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Рециклинг материалов"
ИНН 1659186849, ОГРН 1171690120425
ЗАО "Нижегородский машиностроительный завод"
ИНН 5259008768, ОГРН 1025202832434