Решение №ОШ/12107/22 О признании рекламы ненадлежащей от 13 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании рекламы ненадлежащей

 

ПАО «НБД-Банк»

 

603950, г.Н.Новгород,

пл.Горького 6

 

электронная почта:

<...>

 

Потребителю рекламы И.

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/28-808/2022

г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13 мая 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) в составе:

<...>

-

<...>,

<...>

-

<...>,

<...>.

-

<...>,

рассмотрев дело №052/05/28-808/2022, возбужденное по обращению потребителя рекламы И. (Нижегородское УФАС России не располагает согласием физического лица на использование его персональных данных) в отношении Публичного акционерного общества «НБД-Банк» (далее - ПАО «НБД-Банк») (ИНН 5200000222; ОГРН 1025200000022) по признакам нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителей ПАО «НБД-Банк»: К<...> (доверенность от 05.04.2022); А<...> (доверенность от 05.03.2022); Т<...> (доверенность от 05.04.2022),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы — И. (вх.№5396/22 от 25.02.2022) по поводу рекламы ПАО «НБД-Банк», содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 23.03.2022 возбудило дело №052/05/28-808/2022 в отношении рекламодателя - ПАО «НБД-Банк».

Рассмотрение дела по существу состоялось 11 мая 2022 года посредством проведения видеоконференции.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

25.02.2022 в городе Нижнем Новгороде на рекламно конструкции в виде рекламного экрана, размещенном по адресу: Казанское шоссе, 6В выявлено сообщение ПАО «НБД-Банк», распространяемое в виде видеоролика.

Продолжительность видеоролика составляет 10 секунд.

Видеоматериал разделен на 4 части:

1) «НБД Банк Акционный тариф «Мы ближе» Персональное РКО для бизнеса!» (продолжительность слайда 4 секунды);

2) «НБД Банк 0 Р. Открытие расчетного счета. 3 месяца обслуживания. Первые 10 платежей в месяц*» (продолжительность — 3 секунды);

3) «НБД Банк г. Нижний Новгород, ул. Родионова, д. 195 | 419-00-11. НБД Банк*» (продолжительность в пределах 2 секунд);

4) «Акция действует для новых Клиентов ПАО «НБД-Бак», открывающих расчетные счета в Нижегородском ДО ПАО «НБД-Банк» по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Родионова, д. 195. Срок действия акции — с 02.02.2022 года по 31.05.2022 года включительно. Услуги, не вошедшие в акционный тариф «Мы Ближе», оплачиваются отдельно согласно «Тарифам за оказываемые услуги по обслуживанию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в валюте РФ для Клиентов, которые обслуживаются в подразделениях ПАО «НБД-Банк», расположенных в городе Нижнем Новгороде и на территории Нижегородской области». Срок обслуживания Клиентов на акционном тарифе «Мы ближе» - по 31.12.2022 года включительно, включая месяц подключения, вне зависимости от даты подключения. После окончания срока обслуживания Клиентов на акционном тарифе «Мы ближе», Клиенты могут быть переведены на тариф «Стартовый» (при этом общий срок обслуживания Клиентов по акционному тарифу «Мы ближе» и тарифу «Стартовый» составляет не более 1 года). Открытие расчетных счетов - бесплатно. Обслуживание расчетных счетов для Клиентов, управляющих своими расчетными счетами через систему Интернет- Банк, первые три месяца, включая месяц открытия расчетного счета, бесплатно, далее — 650 рублей в месяц. Платежи на расчетные счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иные расчетные счета в других банках — первые 10 платежей в месяц бесплатно. Подробную информацию об условиях акции можно получить в Нижегородском ДО ПАО «НБД-Банк», а также на сайте www,nbdbank.ru и по телефонам (831) 22-000-22, 419-00-11. Реклама ПАО «НБД-Банк». Генеральная лицензия ЦБ РФ №1966» (продолжительность в пределах 2 секунд).

По данному факту составлен Акт наблюдения от 25.02.2022.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама– это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Указанное сообщение является рекламой финансовой услуги, так как направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования — ПАО «НБД-Банк», товаром является финансовая услуга — акционный тариф «Мы ближе».

Реклама финансовых услуг должна соответствовать как общим требованиям, установленным статьей 5 ФЗ «О рекламе», так и специальной норме – положениям статьи 28 Закона.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания финансовых услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.2009 по делу N 15275/08).

Между тем, в силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из текста рекламного сообщения следует, что акция действует только для новых Клиентов ПАО «НБД-Банк», сроки подключения к акционному тарифу ограничены со 02.02.2022 по 31.05.2022, акция действует только в Нижегородском ДО ПАО «НБД-Банк» (адрес: г. Нижний Новгород, ул. Родионова, д.195), обслуживание расчетных счетов для Клиентов, управляющих своими расчетными счетами через систему Интернет -Банк — первые три месяца, включая месяц открытия бесплатно, далее — 650 рублей в месяц.

Перечисленные условия являются существенными, их отсутствие может ввести потребителей рекламы в заблуждение.

Однако с условиями о требованиях, предъявляемых к лицам, желающим присоединиться к акционному тарифу, сроках проведения акции, а также географии ее действия невозможно ознакомиться, ввиду короткого показа рекламного видеоролика и мелкого шрифта.

В пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом к рекламе в частности о включении в рекламу сведения или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре.

Таким образом, реклама противоречит требованиям части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 и статьей 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

В ходе рассмотрения дела установлено, что размещение спорного рекламного видеоролика осуществлено на основании договора №29-290321 от 29.03.2021, заключенного между ООО «СМ-арт» («Исполнитель») (ИНН 5263146351; ОГРН 1215200004326) и ПАО «НБД-Банк» («Заказчик») (ИНН 5200000222; ОГРН 1025200000022).

В соответствии с указанным договором исполнитель обязуется оказать услуги по изготовлению, монтажу и размещению рекламной информации (рекламные материалы) заказчика на средствах наружной рекламы, а заказчик обязуется принять оказанные надлежащим образом услуги и оплатить их.

Согласно пункту 2.4.3 Договора заказчик обязан обеспечить наличие оригинал-макетах, по которым будут изготавливаться рекламные материалы, размещение всей информации о рекламируемом товаре или услуге, необходимой в соответствии с законом «О рекламе». Ответственность за несоответствие рекламной информации законодательству о рекламе несет заказчик.

Следовательно, рекламодателем является ПАО «НБД-Банк».

Факт распространения рассматриваемой рекламы Обществом не оспаривался.

В отзыве по делу ПАО «НБД-Банк» сообщило, что реклама акционного тарифа «Мы ближе» размещена Банком в период с 11.02.2022 по 10.03.2022 включительно. По мнению Банка, ни об одном из условий оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, не умолчали.

По утверждению Банка, действующее законодательство Российской Федерации, в том числе ФЗ «О рекламе», не содержит каких-либо прямых (особых, конкретных, четких) указаний и определенных требований относительно размера и цвета шрифта текста (информации), размещаемого рекламодателем и (или) рекламораспространителем на наружном рекламном носителе, хронометража смены кадров видеоролика с текстом (информацией), размещаемым рекламодателем и (или) рекламораспространителем на наружном рекламном носителе. По мнению Банка, размер шрифта, которым на рекламном экране был размещен текст, касающийся иных существенных условий рекламируемой банковской услуги — акционного тарифа «Мы ближе» не является мелким, сложно читаемым, не доступным для его прочтения и (или) визуального восприятия потребителями (подробно позиция Общества изложена в отзыве по делу вх.№10905/22 от 08.04.2022).

Рассмотрев доводы ПАО «НБД-Банк», Комиссия Нижегородского УФАС России считает их не состоятельными в силу следующего.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Длительность показа на экране рекламного текста составляет около 2 -х секунд и является недостаточной для прочтения всей представленной информации в рекламе.

То обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта рекламной информации, не свидетельствует о том, что время показа большого объема информации даже читаемым шрифтом может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом длительности показа рекламы), свидетельствует о наличии нарушения  рекламного законодательства.

Доводы Общества относительно места размещения рекламной конструкции, а также наличия в рекламе QR-кода и номера телефона, Комиссия Нижегородского УФАС России также считает несостоятельными в силу следующего.

Информация о возможности уточнения непосредственно в организации, на сайте или по телефону подробностей о рекламируемой финансовой услуге не заменяет обязанности по размещению существенных условий, отсутствие которых способно ввести потребителей в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Кроме того, даже при условии размещения рекламной конструкции в непосредственной близости с тротуаром прочесть весь текст, представленный в рекламном сообщении, не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, реклама ПАО «НБД-Банк» «Мы Ближе», противоречащая требованиям части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», является ненадлежащей.

В связи с тем, что в настоящее время реклама ПАО «НБД-Банк» не распространяется, Комиссия Нижегородского УФАС России считает нецелесообразным выдавать ПАО «НБД-Банк» предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ПАО «НБД-Банк» «Мы ближе», распространенную в период с 11.02.2022 по 10.03.2022 в городе Нижнем Новгороде по адресу: Казанское шоссе, д.6В, поскольку она противоречит требованиям части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<...>

 

 

 

<...>

<...>

 

<...>

 

 

<...>

 

<...>

 

Связанные организации

ПАО НБД Банк
ИНН 5200000222, ОГРН 1025200000022