Решение №ОШ/24721/22 О признании рекламы ненадлежащей от 24 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании рекламы ненадлежащей

 

ИП Н<...>

 

<...>

 

ВВГУ ЦБ РФ

 

603008, г. Нижний Новгород,

ул. Б. Покровская, д.26

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/28-2462/2022

г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24 октября 2022 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) в составе:

<...>

-

<...>

<...>

-

<...>

<...>

-

<...>;

рассмотрев дело №052/05/28-2462/2022, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя Н<...> по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя ИП Н<...>. по доверенности от 05.10.2022 — Н<...>. и представителя ВВГУ ЦБ РФ по доверенности от 08.07.2022 — Т<...>.,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили материалы Волго-Вятского главного управления Центрального Банка России (вх.№18470-ДСП/22 от 16.06.2022) по поводу рекламы ИП Н<...> содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 25.08.2022 возбудило дело №052/05/28-2462/2022 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении рекламодателя — ИП Н<...>.

Рассмотрение дела назначено на 14.09.2022 в 09 часов 30 минут посредством проведения видеоконференцсвязи.

Определением от 14.09.2022 об отложении и продлении срока рассмотрения дела №052/05/28-2462/2022 рассмотрение дела назначено на 12 октября 2022 года посредством проведения видеоконференцсвязи.

Рассмотрение дела по существу состоялось 12.10.2022.

Изучив материалы дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

С 12.05.2022 — 12.08.2022 городе Дзержинске Нижегородской области по адресу: проспект Циолковского, д. 51 размещалась информация следующего содержания: «Мы покупаем и продаем практически все, Ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны, часы, электроинструмент, велосипеды и скутеры. Самая высокая оценка в городе! Всегда огромный ассортимент. <...>, Реально «выгодный магазин», Наш сайт комиссионка52.рф, Скупка Продажа Коми$$ионка» «Мы даем деньги под залог техники»; «Скупка Продажа Комиссионка Покупка Продажа Залог Аудио-Видео Автомагнитолы Навигаторы Велосипеды Мобильные телефоны Золото 8-<...>-<...>»;.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования — комиссионному магазину «Коми$$ионка».

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Поскольку в рекламном сообщении указано «Самая высокая оценка в городе», рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, товаров на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Лицензирование государством отдельных видов деятельности направлено на защиту прав граждан, их законных интересов, нравственности и здоровья, а также на установление правовых основ единого рынка. Лицензия гарантирует потребителю обязательное соблюдение хозяйствующим субъектом лицензионных требований и условий, предъявляемых законом к данному виду деятельности. Несоблюдение таких требований и условий несет в себе угрозу законным правам и интересам граждан.

Виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение специального разрешения (лицензии), установлены Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Однако установленный в статье 17 названного Закона перечень лицензируемых видов деятельности не является исчерпывающим.

Статья 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит перечень видов деятельности, на которые его действие не распространяется и лицензирование которых регулируется рядом иных федеральных законов.

Под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Органы исполнительной власти, уполномоченные на выдачу разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, определяются федеральным законодательством и правительственными нормативными актами.

Норма статьи 7 ФЗ «О рекламе» запрещает не только рекламу товаров, производство которых осуществлялось без лицензии, но и рекламу самого юридического лица, осуществляющего деятельность при отсутствии лицензии.

На входе в комиссионный магазин размещена информация «Мы даем деньги под залог техники».

Согласно статье 2 Федерального закона от 19.07.2007 №196 «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Согласно пункту 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Перечень организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, содержится в государственном реестре, который ведется Центральным Банком Российской Федерации.

Комиссионный магазин «Коми$$онка», расположенный в городе Дзержинске Нижегородской области по адресу: проспект Циолковского, д. 51, не является ломбардом в реестре ломбардов не состоит.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.

Согласно части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Деятельность в магазине «Коми$$ионка» осуществляет ИП Н<...>.

Поскольку ИП Н<...> также не относится к субъектам, которые в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» имеют право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов, реклама противоречит требованиям частей 13 и 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 28 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 13 и 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемых рекламных сообщений является ИП Н<...>.

В ходе рассмотрения дела представитель ИП Н<...> признал нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», сообщил, что использование в рекламе терминов в превосходной степени осуществлено на основании сравнительного анализа с комиссионными магазинами и ломбардами города Дзержинска Нижегородской области.

По утверждению представителя ИП Н<...> залоговая деятельность в комиссионном магазине не осуществляется.

В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие достоверность используемого рекламного утверждения «самая высокая оценка в городе».

В материалах дела имеются доказательства распространения информации, свидетельствующие о том, что ИП Н<...>предлагаются услуги сдачи техники под залог:

- фотоматериалы от 12.05.2022, представленные ВВГУ ЦБ РФ;

- фотоматериалы от 10.08.2022 и 12.08.2022, представленные Администрацией города Дзержинска Нижегородской области.

Кроме того, по информации Администрации города Дзержинска Нижегородской области, сотрудниками Муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция по благоустройству города Дзержинска» проведен мониторинг, по результатам которого по адресу: г.Дзержинск, проспект Циолковского, д. 51, выявлено размещение информационных и рекламных конструкций различного размера без соответствующего согласования на размещение:

- навесное панно (самоклеящаяся пленка ПВХ) с эскизным изображением «Реально «выгодный магазин»;

- навесное панно (металлический каркас + баннерное полотно) с эскизным изображением «Скупка Продажа Комиssионка Покупка Продажа Залог Аудио -Видео Автомагнитолы Навигаторы Велосипеды Мобильные телефоны Золото <...>»;

- самоклеящася пленка ПВХ с эскизным изображением «НАШ САЙТ КОМИSSИОНКА 52.РФ»;

- навесное панно (металлический каркас + баннерное полотно) с эскизным изображением «Скупка Продажа Комиssионка Наш сайт Комиssионка52.рф Дзержинск, пр. Циолковского 51, 8-950-3-600-500, ул. Терешковой 4 8-989-1-200-300»;

-электронное табло с меняющимся эскизным изображением;

- навесное панно (баннерное полотно) с эскизным изображением «Ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны, часы, электроинструмент, велосипеды и скутеры. Самая высокая оценка в городе! Всегда огромный ассортимент. 8-<...>»;

- навесное панно (самоклеящаяся пленка ПВХ) с эскизным изображением «Мы покупаем и продаем практически все»;

навесное панно (объемные буквы) с эскизным изображением «Скупка Продажа КОМИSSИОНКА»;

-навесное панно (баннерное полотно) с изображением велосипеда, скутера, телевизоров, телефонов;

- навесное панно (объемные буквы) с эскизным изображением «КОМИSSИОНКА».

По информации, представителя ИП Н<...>., администраций города Дзержинска Нижегородской области выдано предписание о демонтаже незаконных рекламных конструкций, в настоящее время незаконные рекламные конструкции по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, проспект Циолковского, д.51, не распространяются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, реклама ИП Н<...>«Мы покупаем и продаем практически все, ... Самая высокая оценка в городе! ...«Мы даем деньги под залог техники»; «Скупка Продажа Комиссионка Покупка Продажа Залог ...» противоречит требованиям пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 13 и 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что в настоящее время ненадлежащая реклама ИП Н<...> не распространяется, Комиссия считает нецелесообразным выдавать Индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Н<...>«Мы покупаем и продаем практически все, ... Самая высокая оценка в городе! ...«Мы даем деньги под залог техники»; «Скупка Продажа Комиссионка Покупка Продажа Залог ...», распространенную в городе Дзержинске Нижегородской области по адресу: проспект Циолковского, д. 51, поскольку она противоречит требованиям пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 13 и 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

<...>

Связанные организации

Волго-Вятское главное управление ЦБ
ИНН 524900396341, ОГРН 314524911200035
ИП НосковаО.А.
ИНН 524900396341, ОГРН 314524911200035