Решение б/н Нарушение банком части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе" от 5 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №311-ФАС52-07/19

г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 25марта 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 5 апреля 2019 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

К.

-

председатель Комиссии, вр.и.о. заместителя руководителя управления;

Ш.

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

В.

-

член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы дела №311-ФАС52-07/19, возбужденного по обращению Л., в отношении Публичного акционерного общества «Сбербанк России» по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителя ПАО Сбербанк по доверенности и заявителя,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 28.01.2019 поступили обращения Л. (вх.№761,№1272) на действия ПАО Сбербанк, выразившиеся в распространении рекламы на телефонный номер абонента без его предварительного согласия.

В связи с тем, что распространение рекламы в виде смс-сообщений по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи в отсутствие согласия абонента содержит признаки нарушения ФЗ «О рекламе», Нижегородское УФАС России 19.02.2019 вынесло Определение №311-ФАС52-07/19 о возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» в отношении ПАО Сбербанк.

Изучив материалы дела, представленные документы, выслушав доводы представителя ответчика и заявителя, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

21.01.2019 на абонентский номер заявителя +*** *** ** ** с номера 900 поступило сообщение следующего содержания: «…, для Вас действует персональное предложение по кредиту от Сбербанка: 950000 р. Под 14.9% годовых на 60 мес., платеж 22551р./мес. Подайте заявку только по паспорту онлайн …. ПАО Сбербанк».

04.02.2019 на номер заявителя с номера 900 поступило следующее смс-сообщение: «…, для Вас – ипотека от Сбербанка по ставке от 10,5% годовых! Срок до 30 лет, первоначальный взнос от 15%. Подайте заявку онлайн www.sberbsnk.ru/t/idc или в офисе банка. ПАО Сбербанк».

По утверждению заявителя, своего согласия на получение рекламы она не давала. Кроме того, 18.10.2018 в адрес ПАО Сбербанк заявителем направлена претензия с просьбой прекратить рекламную рассылку. В ответ на претензию ПАО Сбербанк сообщило, что номер телефона: +*** *** ** ** исключен из списка рекламной рассылки.

Вышеуказанные сообщения являются рекламой, так как отвечают определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» - объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанные сообщения адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования – ПАО Сбербанк, товарами, в данном случае, являются кредит и ипотека, предлагаемые Банком.

Согласно информации с официального сайта ПАО Сбербанк по состоянию на 11.02.2019, Банк предоставляет кредит для потребителей по ставке от 12,9%. Базовыми условиями по кредиту на сумму от 300 000 рублей до 1 000 000 рублей являются процентные ставки от 13,9% до 17,9%.

Кроме того, Банк предоставляет ипотечные кредиты, по условиям которых в зависимости от вида жилья установлены следующие процентные ставки:

  1. приобретение строящегося жилья на сумму от 300 000 рублей на срок до 30 лет по ставке от 8,5% ;
  2. приобретение готового жилья на сумму от 300 000 рублей до 30 лет по ставке от 10,2,%.

Исходя из условий, представленных на сайте ПАО Сбербанк, следует, что предложение по кредиту, направленное в виде СМС-сообщения, не является персонифицированным. В ходе рассмотрения дела, заявитель утверждала, что услуги по кредиту и ипотеке от Банка ей не нужны, ранее заявитель не обращалась в ПАО Сбербанк для заключения договоров кредита или ипотеки.

22.03.2019 (вх.№1482) ПАО Сбербанк сообщило, что «… смс-сообщение «…, для Вас действует персональное предложение по кредиту от Сбербанка: 950000 р. Под 14.9% годовых на 60 мес., платеж 22551р./мес. Подайте заявку только по паспорту онлайн http://sberbank.ru/sms/pk ПАО Сбербанк», направленное 21.01.2019, является персональным предложением Банка, созданным на основании конкретного клиента – Л. Данное предложение не может формировать интерес других лиц к услугам Банка, поскольку не применимо для третьих лиц и актуально только для получателя персонального предложения…».

Комиссия Нижегородского УФАС России считает данный довод Ответчика несостоятельным, поскольку Обществом не представлены доказательства формирования индивидуальных условий по кредиту для Л. Также Банком не представлены доказательства наличия согласия заявителя на получение рекламных смс-сообщений.

По информации ПАО Сбербанк, сообщение: «…, для Вас – ипотека от Сбербанка по ставке от 10,5% годовых! Срок до 30 лет, первоначальный взнос от 15%. Подайте заявку онлайн www.sberbsnk.ru/t/idc или в офисе банка. ПАО Сбербанк» направлено 04.02.219 Обществом ошибочно, поскольку Банком не проведены необходимые мероприятия по отключению номера телефона заявителя от рассылки.

Согласно части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В связи с тем, что распространение рекламных сообщений осуществлялось без предварительного согласия Логиновой Ю.Н., Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что распространение рекламы на телефонный номер <...> *** *** ** ** противоречит требованиям части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.

Пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Отправление смс-сообщений с номера 900 осуществляет ПАО Сбербанк. Следовательно, Общество является рекламораспространителем.

Таким образом, распространение 21.01.2019 и 04.02.2019 ПАО Сбербанк рекламных СМС-сообщений на телефонный номер Л. +7-***-***-**-** противоречит требованиям части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В связи с отсутствием сведений о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ПАО Сбербанк предписание об устранении выявленного нарушения Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу ПАО Сбербанк, распространенную 21.01.2019 и 04.02.2019 на телефонный номер Л. +7-***-***-**-** без предварительного согласия абонента, поскольку это противоречит требованиям части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ПАО Сбербанк предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны