Решение б/н Решение по делу №175-ФАС52-ТР-10-03/04-09 ФГУП в отношении «... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства                       №175-ФАС52-ТР-10-03/04-09
 
24 июля 2009 года                                              г. Нижний Новгород
 
резолютивная часть решения оглашена 13.07.2009
решение изготовлено в полном объеме 24.07.2009
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнев Ю.Н.
-
председатель комиссии, заместитель руководителя управления;
- Дитятьев А.В.
-
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;
- Довгаль Р.Ю.
-
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;
- Рябухина И.В.
-
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля естественных монополий, -

с участием:

- Замолиной С.Б.
-
представителя ФГУП «Почта России» (доверенность от 10.02.2009 № 52-01/890812);
- Давыдовой Н.Н.
 
-
представителя ФГУП «Почта России» (доверенность от 28.05.2009 № 52-02/117147); -
- Рагозина В.Р.
-
Заявителя,

рассмотрев дело №175-ФАС52-ТР-10-03/04-09 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» (131000, город Москва, Варшавское шоссе, дом 37) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Нижегородское УФАС России, Управление) поступило заявление Рагозина Василия Рудольфовича об установлении федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» (далее - ФГУП «Почта России») дополнительной услуги «выдача международного мелкого пакета весом более 500 грамм».
В ходе рассмотрения заявления в действиях ФГУП «Почта России», выразившихся в установлении дополнительной услуги «выдача мелкого пакета весом более 500 грамм, полученного из-за границы», выявлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения заявления Нижегородским УФАС России принято решение о возбуждении в отношении ФГУП «Почта России» дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», о чем на основании части 4 статьи 44 Федерального закона                    «О защите конкуренции» Управлением издан приказ от 17.04.2009 №113.
На заседании комиссии Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении в антимонопольный орган.
В качестве обоснования введения указанной дополнительной услуги УФПС Нижегородской области – филиал ФГУП «Почта России» указывает на следующие обстоятельства:
1.       Тариф на дополнительную услугу «выдача мелкого международного пакета весом свыше 500 грамм» установлен в соответствии с пунктом 454 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 и введенных в действие на территории Российской Федерации приказом Минсвязи России      от 14.11.1992 №416.
2.       Пересылка международных почтовых отправлений, в число которых входит «мелкий пакет», относится к «иным» услугам почтовой связи, тарифы на которые не подлежат государственному ценовому регулированию.
Представители Ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали по основаниям, подробно изложенным в письменном объяснении от 28.05.2009 № 52-08-11/121.
Приказом УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» от 27.05.2008 №95-О «О введении в действие тарифов на дополнительные услуги почтовой связи» утвержден и введен в действие тариф на дополнительную услугу «выдача международного мелкого пакета весом свыше 500 грамм».
Приказом УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» от 28.10.2008 №185-О «О введении в действие тарифов на дополнительные услуги почтовой связи» признан утратившим силу Приказ УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России»                             от 27.05.2008 №95-О, утвержден и введен в действие тариф на дополнительную услугу «выдача международного мелкого пакета весом свыше 500 грамм».
Оценивая приведенные фактические обстоятельства, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Комиссией Нижегородского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установлено доминирующее положение ФГУП «Почта России» на рынке оказания почтовых услуг.
 Как следствие, действия ФГУП «Почта России» могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
2) При вынесении решения Комиссия принимает во внимание положение статьи 41 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ                           «О почтовой связи», согласно которой Российская Федерация, являясь членом Всемирного почтового союза, входит в единую почтовую территорию для взаимного обмена письменной корреспонденцией и гарантирует на всей своей территории свободу транзита.
Международное сотрудничество в области почтовой связи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Российская Федерация является членом Всемирного почтового союза и в силу этого согласно статье 1 Устава Всемирного почтового союза составляет вместе с другими странами - членами Союза единую территорию для взаимного обмена отправлениями письменной корреспонденции.
В международной деятельности в области почтовой связи федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации и в пределах полномочий, определенных Правительством Российской Федерации, представляет и защищает интересы Российской Федерации в области почтовой связи при взаимодействии с почтовыми администрациями других государств и в международных организациях, обеспечивает проведение расчетов с другими почтовыми администрациями за международный почтовый обмен в соответствии с актами Всемирного почтового союза.
В соответствии с Положением о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации и выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности в области связи.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
1) определяет перечень мест международного почтового обмена на территории Российской Федерации;
2) в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.
Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 №221 (далее – Правила оказания услуг почтовой связи), место международного почтового обмена - объект федеральной почтовой связи, осуществляющий обработку поступающих от иностранных почтовых администраций международных почтовых отправлений, принятых в Российской Федерации и пересылаемых открытым транзитом, а также их отправку по назначению.
В соответствии с пунктом 24 Правил оказания услуг почтовой связи плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Таким образом, Правила оказания услуг почтовой связи, а также иные нормативные акты Российской Федерации не предусматривают взимание платы за выдачу международного мелкого пакета весом свыше 500 грамм.
3) В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона «О почтовой связи» отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация. В соответствии со статьей 22 Устава Всемирного почтового союза акты союза: Устав Всемирного почтового союза, общий регламент, Всемирная почтовая конвенция, Регламент письменной корреспонденции, регламент почтовых посылок - являются обязательными для всех стран - членов Всемирного почтового союза.
Статьей 12 Всемирной почтовой конвенции (Сеул, 14.09.1994) предусмотрено, что в случае, если за мелкие пакеты более 500 грамм взимается тариф за вручение во внутреннем режиме, то тот же тариф может взиматься за мелкие пакеты, поступающие из-за границы.
На территории Российской Федерации тариф за вручение во внутреннем режиме в объектах почтовой связи мелкого пакета свыше 500 грамм не предусмотрен.
Таким образом, взимание платы за вручение мелких пакетов массой более 500 грамм, поступающих из-за границы, противоречит требованиям Всемирной почтовой конвенции.
4) Полагая, что плата за указанную услугу взимается правомерно, ответчик ссылается на пункт 454 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 и введенных в действие на территории Российской Федерации приказом Минсвязи России от 14.11.1992 №416 (далее – Почтовые правила), согласно которому за мелкие пакеты массой свыше 500 грамм взимается дополнительная плата за их выдачу согласно установленным тарифам.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Всемирная почтовая конвенция, являясь международным договором, имеет большую юридическую силу, чем Почтовые правила, поэтому применению подлежат правовые нормы, установленные Всемирной почтовой конвенцией.
5) В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Своими действиями ФГУП «Почта России» нарушает указанную правовую норму путем взимания с адресатов платы за выдачу международного мелкого пакета весом свыше 500 грамм, что приводит к ущемлению интересов пользователей услуг связи (физических и юридических лиц). Данное обстоятельство является в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ФГУП «Почта России».
6) Комиссия на основании части 2 статьи 10 Федерального закона                        «О защите конкуренции», рассмотрев возможность признания допустимыми действия ответчика в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции», не находит для этого каких-либо оснований. Данный вывод Комиссии основан на том, что ФГУП «Почта России» налагает на контрагентов необоснованные требования, результатом которых не может являться:
- совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
- получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,
решила:
1. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (131000, город Москва, Варшавское шоссе, дом 37) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части незаконного взимания платы за выдачу международного мелкого пакета весом свыше 500 грамм.
2. Выдать Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 20.08.2009 года обеспечить выдачу международных мелких пакетов весом свыше 500 грамм без взимания платы.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа пунктом 2.6 части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение лица к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
 
Председатель комиссии                                                                Ю.Н. Гребнев
Члены Комиссии:                                                                          А.В. Дитятьев
          Р.Ю. Довгаль
         И.В. Рябухина
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны