Решение №ОШ/3841/23 О признании рекламы ненадлежащей от 27 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
О признании рекламы ненадлежащей
ООО «Нижегородская Фитнес Группа»
603006 г.Нижний Новгород, ул. Варварская, дом 27/8
К<...>
электронная почта: <...> |
РЕШЕНИЕ
по делу №052/05/5-3360/2022
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2023 года.
Решение в полном объёме изготовлено 27 февраля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) в составе:
<...>. |
- |
<...> |
<...> |
- |
<...>, |
<...>. |
- |
<...> |
рассмотрев дело №052/05/5-3360/2022, возбуждённое по обращению потребителя рекламы К<...> в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Нижегородская Фитнес Группа» (ИНН 5262247780, ОГРН 1095262012108, далее ООО «НФГ») по признакам нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в присутствии представителя ООО «НФГ» по доверенности от 13.12.2022 — Е<...>.,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение <...>К. (вх.№29601-ЭП/22 от 04.10.2022) по поводу недостоверной рекламы ООО «НФГ», содержащей признаки нарушения рекламного законодательства.
В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 01.12.2022 возбудило дело №052/05/5-3360/2022 в отношении ООО «НФГ» по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Определением от 20.12.2022 реклама ООО «НФГ» доквалифицирована как содержащая признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
Рассмотрение дела по существу состоялось 09 февраля 2023 года посредством проведения видеоконференцсвязи.
Изучив материалы дела, заслушав доводы ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
29.09.2022 в 11:15 на телефонный номер заявителя +7-<...> с буквенного номера «Fizkult» поступило смс-сообщение следующего содержания: «Продли свою карту сейчас! Скидка — 30%! Год 16193 р. до 30.09 т.2141537».
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования — товар, средство индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация является неперсонифицированной, адресованной неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимание к объекту рекламирования - фитнес-клубу «Физкульт», товарами являются — годовые абонементы по цене 16193 рубля.
Следовательно, рассматриваемое смс-сообщение является рекламой.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл и информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По утверждению заявителя, при обращении 29.09.2022 в 14:39 в фитнес-клуб по телефонному номеру 8<...>, указанному в смс-сообщении, ему сообщили, что стоимость продления абонемента составит 29 000 рублей.
В связи с тем, что в рекламном сообщении отсутствует часть существенной информации о том, что цена 16193 рубля действует только на абонементы дневного посещения и отсутствие этой информации ввело заявителя — потребителя рекламы в заблуждение, реклама противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 28, 29 постановления от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» оценку рекламы надлежит осуществлять с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями. При этом информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Поскольку в рекламе отсутствует информация об условиях приобретения абонемента (а именно: приобретение исключительно дневного абонемента) по цене, указанной в смс-сообщении, реклама формирует у потребителей неверное представление о рекламируемом продукте, а, следовательно, противоречит требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьёй 5 ФЗ «О рекламе» несёт рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.
При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.
Из текста рекламного сообщения следует, что рекламодателем рассматриваемого сообщения является ООО «Нижегородская Фитнес Группа».
В ходе рассмотрения дела данный факт Обществом не оспаривался.
В отзыве по делу, а также при рассмотрении дела ООО «НФГ» сообщило, что 25.09.2021 заявитель К<...> в фитнес-клубе «Физкульт на Советской» оформил право безлимитного посещения фитнес-клуба с правом неограниченного со-доступа в другие фитнес-клубы сети «Физкульт», по режиму их работы, на основе клубного членства, в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью Члена клуба (потребителя), в формате самостоятельного посещения и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, тариф «Фитнес звезда Все ВКЛЮЧЕНО Сеть BLACK, Взрослые» на срок 365 календарных дней с правом 90 дней «заморозки» №СФ00041153. Стоимость указанного контракта составила 23 900 рублей.
29.09.2022 ООО «НФГ» осуществлена информационная рассылка сообщений.
В действующем на 29.09.2022 прейскуранте цен в фитнес-клубе «Физкульт на Советской» имелся акционный тариф по цене 16193 р. на год «Тариф на 12 месяцев Дневной (Финальный сэйл сентября)», предложение действовало до 30 сентября 2022 года.
В рамках указанного тарифа предлагалось право на посещение фитнес-клуба «Физкульт на Советской» на срок 365 дней с ограничением по времени посещения только днём до 16:00 в будние дни и до 18:00 часов в выходные дни.
По мнению Общества, информация о возможности посещения фитнес-клуба в дневное время не искажает информацию, представленную в рекламе, и не вводит потребителей в заблуждение.
В связи с этим, по мнению ООО «НФГ», в действиях Общества отсутствуют нарушения статьи 5 Закона «О рекламе», а предусмотренная в рекламе стоимость услуги является достоверной.
Доводы ООО «НФГ» Комиссия Нижегородского УФАС России считает несостоятельными в силу следующего.
Рекламное объявление формирует интерес к годовому абонементу стоимость которого составляет 16193 рубля, и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться.
Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.
Отсутствие в рекламе информации о том, что указанная стоимость действительна только при условии приобретения абонемента дневного посещения приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.
В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения, у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении и пр.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что реклама ООО «НФГ» «Продли свою карту сейчас! Скидка — 30%! Год 16193 р..» является ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
В связи с тем, что в настоящее время реклама ООО «НФГ» не распространяется, Комиссия Нижегородского УФАС России считает нецелесообразным выдавать ООО «НФГ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «НФГ» «Продли свою карту сейчас! Скидка — 30%! Год 16193 р..», распространённую 29.09.2022, поскольку она противоречит пункту 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренной статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<...> |