Решение №ОШ/18990/23 О признании рекламы ненадлежащей от 27 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ(ред. от 10.07.2023)"О рекламе"

 

О признании рекламы ненадлежащей

 

ИП В<...>

электронная почта:

<...>

Потребителю рекламы Ш.

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/5-1866/2023

 

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2023 года.

Решение в полном объёме изготовлено 27 сентября 2023 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) в составе:

<...>.

- <...>,

<...>.

- <...>,

<...>.

- <...>,

рассмотрев дело №052/05/5-1866/2022, возбуждённое по обращению потребителя рекламы Ш. (Нижегородское УФАС России не располагает согласием физического лица на использование его персональных данных) в отношении ИП В<...>) по признакам нарушения пунктов 2 и 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителя ИП В<...>. по доверенности от 16.02.2023 — С<...>.,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы Ш. по поводу рекламы «Военно-ритуальная компания» (далее - «ВРК»), содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородским УФАС России 09.08.2023 возбуждено дело №052/05/5-1866/2023 по признакам нарушения пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в отношении рекламодателя — ИП В<...>.

Определением от 30.08.2023 рассмотрение дела назначено на 18 сентября 2023 года.

Определением от 18.09.2023 рекламное сообщение ИП В<...> доквалифицировано, как содержащее признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела по существу состоялось 21 сентября 2023 года в 13 часов 30 минут посредством проведения видеоконференцсвязи.

О времени и месте рассмотрения дела стороны уведомлены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В газете «Земляки» №19 (1375) от 20 мая 2023 года заявителем выявлена информация следующего содержания: «ВРК, Военно-ритуальная компания, г. Кстово, ул. Талушкина, 8, все Советы ветеранов области работают с нами, ритуальный салон Кстово, дежурный агент (круглосуточно), <...>, www.<...>».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования — товар, средство индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к ритуальным услугам Военно-ритуальной компании г.Кстово.

Таким образом, информация содержит все признаки, указанные в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а, следовательно, является рекламой.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рыке, сроках службы, сроках годности товара.

По информации Нижегородского областного совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов (далее — НООВВТВСПО) от 25.07.23 исх.№13/52, НООВВТВСПО не ведет финансово-хозяйственную деятельность с «ВРК». Согласно протоколам от 22.01.2015 №15/05 и 28.04.2022 №13/57, Военно-ритуальная компания имеет соглашения о сотрудничестве с большинством советов ветеранов областного и районных уровней, включая советы ветеранов (пенсионеров) МВД, органов Прокуратуры, Росгвардии.

Советы ветеранов Нижегородской области (Областной Совет ветеранов, «Российским Союз ветеранов» по Нижегородской области, «Российский Союз ветеранов Афганистана» по Нижегородской области, «Союз десантников России» по Нижегородской области), рекомендовали ветеранам сотрудничество с «ВРК» и ООО «НМК».

По информации Общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов города Нижнего Новгорода исх.№20 от 28.07.2023, городской Совет ветеранов рекомендовал Советам ветеранов города Нижнего Новгорода сотрудничать с «ВРК» при решении вопросов захоронения ветеранов.

По информации Межрегиональной общественной организации ветеранов войска правопорядка Приволжского федерального округа (МООВ ВП ПФО) исх.№500/39-13958 от 17.08.2023, договоры с «ВРК» не заключались. Решение о привлечении той или иной ритуальной компании к организации похорон принимается родственниками или законными представителями умерших и оплачивается ими лично.

Таким образом, утверждение «все Советы ветеранов области работают с нами», содержащееся в рекламе, не соответствует действительности, а реклама противоречит требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рекламное сообщение формирует интерес к услугам военно-ритуальной компании и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способно привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и в то же время привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентам.

При оценке рекламы на предмет введения в заблуждение учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.

Рассматриваемая информация содержит термин «Все советы», что формирует у потребителя преимущественное и положительное восприятие компании, смысл рекламного сообщения искажается. Подтверждением этого служит обращение потребителя рекламы Ш.

Таким образом, реклама противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребители могут воспользоваться ритуальными услугами, предоставляемыми компанией «ВРК».

Вместе с тем, Комиссией установлено, что фактически услуги рекламирует и оказывает ИП <...>. (<...>).

Таким образом, реклама содержит не соответствующие действительности сведения в отношении продавца рекламируемой услуги.

В связи с этим, реклама противоречит требованиям пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

По информации ООО «Издательский дом» «Земляки», рассматриваемое рекламное сообщение размещено на основании договора на размещение информации (рекламного и не рекламного характера) от 14.02.2023, заключенного с ИП В<...>, юр.адрес: <...>).

Следовательно, рекламодателем рассматриваемого рекламного сообщения является ИП В<...>.

В ходе рассмотрения дела представитель ИП В<...> признал нарушение рекламного законодательства, сообщил, что в настоящее время нарушение устранено. В подтверждение устранения нарушения рекламного законодательства ИП В<...>. представлен макет рекламного сообщения с внесенными в него изменениями.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что реклама ИП В<...>. «ВРК, Военно-ритуальная компания, г. Кстово, ул. Талушкина, 8, все Советы ветеранов области работают с нами, ритуальный салон Кстово, дежурный агент (круглосуточно), <...>, <...>», распространенная 20.05.2023 в газете «Земляки» №19 (1375), является ненадлежащей, противоречащей требованиям пунктов 2 и 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что рассматриваемое нарушение добровольно устранено, Комиссия Управления считает, что в рассматриваемом случае отсутствует необходимость в выдаче предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу ИП В<...>«ВРК, Военно-ритуальная компания, г. Кстово, ул. Талушкина, 8, все Советы ветеранов области работают с нами … », распространенную 20.05.2023 в газете «Земляки» №19 (1375), поскольку она противоречит требованиям пунктов 2 и 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

  2. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    <...>

 

Связанные организации

ИП Вавилов В.Д.
ИНН 525011442567, ОГРН 323527500012321
Шпаковский Илья Сергеевич
ИНН , ОГРН