Решение №ОШ/4535/22 О признании рекламы ненадлежащей от 28 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании рекламы ненадлежащей

 

ИП <...>

 

ООО «Прима»

 

603163, г. Нижний Новгород,

ул. Родионова, д. 193, корпус 3,

помещение 4

 

ООО «УК Седьмое небо»

 

603163, г. Нижний Новгород,

ул. Родионова, д. 193, корп.3, офис 4

 

<...>

 

<...>

 

Потребителю рекламы И.

 

Потребителю рекламы Г.

 

Потребителю рекламы Я.

 

Потребителю рекламы Р.

 

Потребителю рекламы А.

 

Потребителю рекламы В.

 

Потребителю рекламы С.

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/5-3652/2021

 

г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решение объявлена 14 февраля 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28 февраля 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>    
     
     

рассмотрев дело №052/05/5-3652/2021, возбужденное по признакам нарушения пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии заявителя <...>. в отсутствие ИП <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили обращения потребителей рекламы Г. (вх.№31943-ИП/21 от 11.10.2021), И. (вх.№33327-ИП/21 от 21.10.2021, вх. №34185/21 от 28.10.2021), Р. (вх.№36144/21 от 15.11.2021) (Нижегородское УФАС России не располагает согласием физических лиц на использование их персональных данных), <...> (вх.№34607-ИП/21 от 01.11.2021), ООО «Прима» (вх.№35400/21 от 09.11.2021) по поводу рекламы «Центр Метрологии ЖКХ», содержащей, по мнению заявителя, требования Федерального закона «О рекламе».

В связи с местонахождением ИП <...> в городе Петрозаводске, на основании пункта 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.11.2020 №1922, Нижегородское УФАС России ходатайствовало перед ФАС России о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ИП<...>

17.11.2021 ФАС России наделила Нижегородское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП <...>

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 25.11.2021 возбудило дело №052/05/5-3652/2021 в отношении рекламодателя — ИП <...>

Рассмотрение дела назначено на 16 декабря 2021 года в 09 часов 20 минут посредством проведения видеоконференцсвязи.

Определением от 16.12.2021 рассмотрение дело отложено в связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего уведомления ИП <...> о времени и месте рассмотрения дела.

Дело назначено к рассмотрению на 18 января 2022 года в 10 часов 00 минут посредством проведения видеоконференции.

Определением от 19.01.2022 рассмотрение дела отложено в связи с отсутствием кворума Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.

Рассмотрение дела назначено на 01 февраля 2022 года в 11 часов 30 минут посредством проведения видеоконференции.

Определением от 02.02.2022 дело назначено к рассмотрению на 14 февраля 2022 года в 13 часов 30 минут посредством ВКС.

В соответствии с отчетом АО «Почта России» (почтовый идентификатор 60392268014076) Определение ИП <...>. не получено.

10.02.2022 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области направлена телеграмма в адрес ИП<...>

В соответствии с отчетом телеграмма ИП <...> не доставлена.

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что ИП <...> уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Рассмотрение дела по существу состоялось 14.02.2022.

Изучив материалы дела, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В октябре 2021 года по почтовым ящикам многоквартирных домов города Нижнего Новгорода распространялась реклама следующего содержания:

«Извещение за Октябрь 2021 г.. г. Нижний Новгород. Справочный телефон <...>

ОПОВЕЩАЕМ Вас о том, что согласно постановлению правительства с 01.01.2021 возобновлена поверка приборов учета воды.

В связи с тем, что истек срок поверки водосчетчика «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМ ЖКХ ставит Вас в известность, что в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Для проведения поверки водоизмерительного прибора сертифицированными специалистами ЦМ ЖКХ с соблюдением методики поверки и внесением сведений в единый реестр Росстандарта (ФГИС АРШИН) Вам необходимо оставить заявку в срок до «31» 10 2021 г. Запись на проведение работ по поверке/замене производится по номеру<...>

В случае невыполнения предписания до истечения срока поверки водомера, начисления будут осуществляться по норме, приведенной в таблице:

Коммунальные услуги

Тариф/размер платы руб.

Норматив м3/мес

Показания м3/мес

Начислено по Нормативу руб

Начислено по Счетчику руб

Перерасчет руб.

ХВС

42.96

6.94

3.47

297.93

148.96

-148.96

ГВС

147.65

4.75

2.37

700.60

350.30

-350.30

Водоотведение

29.92

11.68

5.84

349.47

174.73

-174.73

Итого по виду услуг

1347.99

674.00

-674.00

Состояние тарифа на 11.10.2021 *пример расчета на 1 чел, в случае истечения межповерочного интервала».

29.11.2021 (вх.№37898/21) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение физического лица А. (Нижегородское УФАС России не располагает согласием физического лица на использование его персональных данных), направленное Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, а также по поводу аналогичного извещения, распространенного в ноябре 2021 года.

29.11.2021 (вх.№37710-ИП/21 от 29.11.2021) в Нижегородское УФАС России поступило обращение потребителя рекламы Р. (Нижегородское УФАС России не располагает согласием физического лица на использование его персональных данных) по поводу извещения за ноябрь 2021 года.

09.12.2021 (вх.№ 39211-ИП/21) в Нижегородское УФАС России поступило обращение В. (Нижегородское УФАС России не располагает согласием физического лица на использование его персональных данных) по поводу извещения от декабря 2021 года.

15.12.2021 (вх.№39993-ИП/21) в антимонопольный орган поступило обращение <...> по поводу извещения от декабря 2021 года, распространенного в городе Нижнем Новгороде по адресу:<...>

29.12.2021 (вх.№41851/21) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение ООО УК «Седьмое небо» по поводу рекламного извещения от октября 2021 года.

17.01.2022 (вх.№1002-Ип/22) в Нижегородское УФАС России поступило обращение потребителя рекламы С. (Нижегородское УФАС России не располагает согласием физического лица на использование его персональных данных) по поводу извещения, распространенного в январе 2022 года.

Поступившие обращения приобщены к материалам настоящего дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – «Центр Метрологии ЖКХ г. Нижний Новгород», услугой, в данном случае, является проведение метрологической поверки приборов учета воды.

Таким образом, указанная информация обладает перечисленными в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» признаками, следовательно, является рекламой.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Анализ информации, содержащейся в представленной рекламе, позволяет установить, что она изготовлена с использованием элементов, которые применяются при оформлении квитанций на оплату жилищно-коммунальными услуг (штрих-код, персональное извещение, ссылки на федеральные законы) и содержит наименование исполнителя услуг - «Центр Метрологии ЖКХ» без указания на организационно-правовую форму.

Буквальное прочтение данных словосочетаний без ссылки на «ИП», либо «ООО» может создавать у потребителей впечатление о наличии единой централизованной организации, способной и полномочной осуществлять услуги по установке/поверке приборов учета воды.

Рассматриваемая реклама в форме извещений о необходимости проведения поверки приборов учета воды формирует представление об обязательности осуществления данной поверки, обязывая воспользоваться данной услугой. Информация о том, что поверка приборов учета воды не обязательна, является существенной, ее отсутствие вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Таким образом, реклама противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В извещениях указано, что предлагаемые услуги оказывает «Центр Метрологии ЖКХ», однако, указанная организация в городе Нижнем Новгороде не существует – организация с таким наименованием не зарегистрирована в качестве юридического лица на территории Российской Федерации.

Таким образом, реклама противоречит требованиям пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных частями 3 и 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

По информации ПАО «МТС» (вх.№35657/21 от 11.11.2021), телефонный номер <...>, указанный в рекламных листовках, передан Индивидуальному предпринимателю <...> (<...>) на основании Акта приема — передачи прав и обязанностей по договору об оказании услуг подвижной связи 152310423863 от 27.11.2020.

Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>. Таким образом, реклама ИП <...> противоречит требованиям пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства устранения нарушения рекламного законодательства, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ИП <...> предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП <...>, распространенную в октябре 2021 года — январе 2022 года, поскольку она противоречит требованиям пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП <...> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<...>    

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Калачев И.Д.
ИНН 100108866278, ОГРН 314100106300057