Решение (комиссия) №ОШ/3018/23 О признании жалобы обоснованной, решение №052/01/18.1-170/2... от 15 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы обоснованной, решение №052/01/18.1-170/2023

 

НОУ ДПО Нижегородский Аэроклуб им. П.И. Баранова ДОСААФ России 603140, г. Н.Новгород, пр. Ленина,

16 Б, каб. 417

<...>

 

ГАУ НО «Нижегородский лесопожарный центр»

606443, Нижегородская, г. Бор, ул. Дачная, д. 15

<...>

 

Нижегородская транспортная прокуратура

603002, г. Нижний Новгород,

ш. Московское, д. 4

<...>

 

ЭТП «Торги 223»

<...>

 

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-170/2023

14 февраля 2023 года город Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

- <...>

-

председателя комиссии, <...>

- <...>,

-

члена комиссии, <...>

- <...>

-

члена комиссии, <...>,

при участии:

 

 

- <...>

-

представителя ГАУ НО «Нижегородский лесопожарный центр» (доверенность от 02.02.202305),

- <...>

-

начальника НОУ ДПО Нижегородский Аэроклуб им. П.И. Баранова ДОСААФ России,


 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Нижегородский Аэроклуб имени П.И. Баранова Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее также — НОУ ДПО Нижегородский Аэроклуб им. П.И. Баранова ДОСААФ России, заявитель) на действия Государственного автономного учреждения Нижегородской области «Нижегородский лесопожарный центр» (далее также — ГАУ НО «Нижегородский лесопожарный центр», заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32312048210,

УСТАНОВИЛА:

В Нижегородское УФАС России поступила жалоба НОУ ДПО Нижегородский Аэроклуб им. П.И. Баранова ДОСААФ России на положения закупочной документации, утвержденной ГАУ НО «Нижегородский лесопожарный центр» в целях проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение авиационных работ в целях осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах в пожароопасном сезоне 2023 года на территории земель лесного фонда Нижегородской области, размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер сообщения 32312048210.

В своей жалобе заявитель сообщает, что положения закупочной документации ограничивают право заявителя на участие в рассматриваемой закупочной процедуре.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу НОУ ДПО Нижегородский Аэроклуб им. П.И. Баранова ДОСААФ России в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 03.02.2022 (уведомление о поступлении жалобы от 30.01.2023 №ОШ/1701/23).

Уведомлением от 08.02.2023 исх.№ЛШ/2424/23 рассмотрение жалобы отложено по ходатайству заказчика о привлечении Нижегородской транспортной прокуратуры.

Дело по существу рассмотрено посредством видеоконференцсвязи 13.02.2023. В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно извещению дата окончания подачи заявок в рамках рассматриваемого аукциона — 06.02.2023.

Жалоба поступила в Нижегородское УФАС России 26.01.2023 посредством электронной почты.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что НОУ ДПО Нижегородский Аэроклуб им. П.И. Баранова ДОСААФ России обладает правом на обжалование действий заказчика. Срок обжалования не пропущен.

Заявитель жалобы считает, что требования закупочной документации не соответствуют требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Комиссия по делу №052/01/18.1-170/2023, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

1. 20.01.2023 14:34 заказчиком в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки http://www.torgi223.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение авиационных работ в целях осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах в пожароопасном сезоне 2023 года на территории земель лесного фонда Нижегородской области, размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер сообщения 32312048210.

2. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Требования к участникам закупки установлены в пункте 12 Закупочной документации рассматриваемого аукциона.

12

Требования к участникам закупки

Участником закупки может быть любое лицо (юридическое, физическое (в том числе индивидуальный предприниматель) либо несколько этих лиц, выступающих на стороне одного участника закупки). Данные лица должны соответствовать требованиям, установленным в положении.

Устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупок:

  1. соответствие участника закупок требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки:

Наличие действующего сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ (вид работ – «Лесоавиационные работы»)

Основание: ст. 8 Воздушного кодекса РФ, Приказ Министерства транспорта РФ от 19 ноября 2020 г.  494 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта";

2) участник закупки должен отвечать требованиям документации о закупке;

3) участник закупки не находится в процессе ликвидации (для участника - юридического лица), не признан по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом) (для участника - как юридического, так и физического лица);

4) на день подачи заявки деятельность участника закупки не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях;

5) у участника закупки отсутствует недоимка по налогам, сборам, задолженность по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов от балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

6) сведения об участнике закупки отсутствуют в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом 223-ФЗ и Законом 44-ФЗ;

7) участник закупки обладает исключительными правами на интеллектуальную собственность либо правами на использование интеллектуальной собственности в объеме, достаточном для исполнения договора. Данное требование предъявляется, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на интеллектуальную собственность либо исполнение договора предполагает ее использование;

8) отсутствие у участника закупки и его должностных лиц конфликта интересов с сотрудниками заказчика.

 

В своей жалобе заявитель утверждает, что требование «О наличии действующего сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ: вид работ – «Лесоавиационные работы» ограничивает возможное число участников аукциона, поскольку не позволяет принять участие в аукционе хозяйствующим субъектами, являющимся субъектами государственной авиации.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что государственные воздушные суда Нижегородского АК зарегистрированы в Государственном реестре воздушных судов государственной авиации Российской Федерации. Данный факт подтверждается выписками из реестра федерального имущества, представленными заявителем в материалы жалобы.

Выполнение авиационных работ осуществляется на основании Разрешения ДОСААФ России, в котором указаны типы воздушных судов, заводской номер воздушных судов, учетно-опознавательный знак воздушных судов, номер Свидетельства летной годности воздушных судов, срок действия Свидетельства летной годности воздушных судов.

Согласно статье 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Из пункта 1 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации. Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, субъекты гражданской авиации, осуществляющие авиационные работы осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, требованиям федеральных авиационных правил.

Из части 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Порядок выдачи сертификата эксплуатанта на выполнение авиаработ регламентирован Приказом Минтранса РФ от 19.11.2020 №494 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта».

В соответствии с подпунктами «д», «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 года № 973 «Об Общероссийской общественно государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» ДОСААФ России выполняет государственные задачи, в том числе:

- выполнение иных видов авиационных работ;

- участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного, НОУ ДПО Нижегородский Аэроклуб им. П.И. Баранова ДОСААФ России обладает правом на осуществление иных видов авиационных работ.

Из части 4 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного суда в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта.

С учетом изложенного, воздушным законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования, которым должны соответствовать лица, выполняющие авиационные работы:

- для гражданской авиации — это наличие сертификата эксплуатанта, с указанием видов авиационных работ, которые вправе выполнять обладатель данного сертификата, а также перечень воздушных судов, которые соответствуют требованиям летной годности. Воздушные суда зарегистрированы в государственном реестре воздушных судов Российской Федерации;

- для субъектов государственной авиации — это наличие Разрешения на выполнение авиационных работ с указанием воздушных судов, на которых данный субъект вправе выполнять авиационные работы. Воздушные суда находятся в федеральной собственности.

Субъект государственной авиации действует на основании разрешения уполномоченного органа - ДОСААФ России и дополнений к нему (постановление Правительства РФ от 28.11.2009 № 973, статей 22, 25 Воздушного кодекса РФ).

Комиссия Управления учитывает, что согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 302-ЭС15-14236, установленные в статье 8 Воздушного кодекса Российской Федерации требования (наличие сертификата (свидетельства) эксплуатанта) распространяются только на гражданскую авиацию, в связи с чем использование для выполнения авиационных работ воздушных судов государственной авиации не требует получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта. Авиацию, используемую организацией, входящей в структуру ДОСААФ России, для выполнения авиационных работ в порядке участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, следует относить к государственной авиации, за исключением тех случаев, когда ее суда непосредственно зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации.

Изучив материалы жалобы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что установление в закупочной документации рассматриваемых торгов исключительного требования «О наличии действующего сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ: вид работ – «Лесоавиационные работы» ограничивает возможность участия в закупочной процедуре субъектов государственной авиации, поскольку при реализации объекта закупки данная категория хозяйствующих субъектов руководствуется соответствующим разрешением на выполнение авиационных работ, а не сертификатами эксплуатанта.

Таким образом Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России признает доводы, изложенные в жалобе НОУ ДПО Нижегородский Аэроклуб им. П.И. Баранова ДОСААФ России, обоснованными.

Комиссия антимонопольного органа учитывает, что на участие в закупочной процедуре подано 2 заявки, в том числе заявка заявителя. По результатам рассмотрения заявок комиссия заказчика приняла решение об отклонении заявки заявителя на основании спорного требования документации.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ГАУ НО «Нижегородский лесопожарный центр» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу НОУ ДПО Нижегородский Аэроклуб им. П.И. Баранова ДОСААФ России на действия ГАУ НО «Нижегородский лесопожарный центр» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение авиационных работ в целях осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах в пожароопасном сезоне 2023 года на территории земель лесного фонда Нижегородской области, размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер сообщения 32312048210, обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать ГАУ НО «Нижегородский лесопожарный центр» обязательное для исполнения предписание.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ГАУ НО "Нижегородский лесопожарный центр"
ИНН 5246005833, ОГРН 1025201531343
ЭТП "Торги 223"
ИНН 5260172917, ОГРН 1065260099013
НОУ ДПО Нижегородский Аэроклуб им. П.И. Баранова ДОСААФ России.
ИНН 5258008927, ОГРН 1025202608628