Решение №СС-07/5594 Решение по делу № 941-ФАС52-07/12 о нарушении СОАО «ВСК» час... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

24.10.2012 № СС-07/5594

 

 

 

Решение

по делу № 941-ФАС52-07/12

       

        

            24 октября 2012 года                                                                    г. Н. Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Смирнов С.В.

-

Председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Швецова О.Ю.

-

-

член Комиссии, начальника отдела  контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

Михайлова Н.В.

--

член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №941-ФАС52-07/12 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», возбужденное в отношении страхового открытого акционерного общества «ВСК» (юридический адрес: 121552, г.Москва, ул.Островная, д.4; адрес филиала: 603000, г.Н.Новгород, ул.Варварская, д.40) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СК «Согласие» (юридический адрес: 129110, г.Москва, ул.Гиляровского, д.42; адрес филиала: 603000, г.Н.Новгород, ул.Славянская, д.1А), в присутствии представителя СОАО «ВСК» по доверенности от 01.12.2011г. Шукшиной Е.А.,

 

установила:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение ООО «СК «Согласие» на действия СОАО «ВСК», содержащие, по мнению заявителя, признаки недобросовестной конкуренции и противоречащих требованиям части 1 статье 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с указанными обстоятельствами, руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области 10.08.2012 года издан Приказ № 267 о возбуждении дела. 14 августа 2012 года вынесено Определение о назначении дела №941-ФАС52-07/12 к рассмотрению, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела представитель СОАО «ВСК» пояснил, что цену услуги в сумме 305 568,45 рублей кроме СОАО «ВСК» предложили еще ООО «СК «Согласие» и ОАО СК «Альянс». Общество признано победителем в связи с тем, что подало первым котировочную заявку.

В рассмотрении дела 18.10.2012г. объявлен перерыв до 24.10.2012г. до 09.30 часов.

После перерыва рассмотрение дела возобновлено.  

Заслушав доклад члена комиссии, обсудив доводы представителей заявителя и ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.  

СОАО «ВСК» зарегистрировано Московской Регистрационной Палатой 11.02.1992 года согласно Свидетельства №008.278. Согласно статьи 3 и статьи 4 Устава СОАО «ВСК», утвержденного решением внеочередного общего собрания акционеров 06.12.2010г., основной целью общества является получение прибыли за счет ведения страховой и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством. На территории Нижегородской области находится филиал СОАО «ВСК».

ООО «СК «Согласие» зарегистрировано Московской Регистрационной Палатой 30.07.1999 года согласно Свидетельства №274.855., внесено в ЕГРЮЛ 16.07.2002г. за основным государственным регистрационным номером 1027700032700. Согласно части 2 Устава общества, утвержденного общим собранием участников 25.08.2011г., основным видом деятельности является осуществление всех видов страхования. На территории Нижегородской области находится филиал ООО «СК «Согласие».

Таким образом, СОАО «ВСК» и ООО «СК «Согласие» работают на одном рынке страховых услуг Нижегородской области, и, следовательно, являются конкурентами.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона  от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов  и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

Пунктом 1 статьи 9 названного Закона установлено, что  страховые тарифы состоят из  базовых страховых тарифов и коэффициентов.

Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному  страхованию (их предельные уровни), структура  страховых тарифов,  коэффициентов страховых тарифов и порядок  их применения  при определении страховой премии  по договору обязательного  страхования установлены  Постановлением  Правительства  РФ  от  08.12.2005  № 739  «Об утверждении  страховых тарифов  по  обязательному   страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры  и порядка  применения   страховщиками  при  определении  страховой премии». Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются  как произведение базовых  страховых тарифов  и  коэффициентов  страховых тарифов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность  причинения вреда при их  использовании  и на  потенциальный  размер  причиненного вреда.

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002г. №40-ФЗ страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

23.04.2012г. Департамент лесного хозяйства Нижегородской области разместил на сайте: zakupki.gov.ru Заказ №0132200003512000097 «Извещение о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)». Оценка котировочных заявок проводилась 05.05.2012г.

Шесть страховых организаций подали котировочные заявки: СОАО «ВСК» - 24.04.2012г. в 09.00 часов; ОАО СК «Альянс» - 24.04.2012г. в 09.30 часов, ООО «Росгосстрах» 24.04.2012г. в 09.29 часов, ЗАО «Объединенная страховая компания» 24.04.2012 в 10.54 часов, ООО «СК «Согласие» 24.04.2012 в 12.39 часов и ОСАО «Ингосстрах» 25.04.2012г. в 12.07 часов.

Основным оценочным критерием являлась «Цена контракта».

Страховые организации предложили разные страховые премии:

- СОАО «ВСК» - 305 568,45 рублей,

- ОАО СК «Альянс» - 305 568,45 рублей,

- ООО «Росгосстрах» - 305 568,49 рублей,

- ЗАО «Объединенная страховая компания» - 305 568,49 рублей;

- ООО «СК «Согласие»  - 305 568,45 рублей;

- ОСАО «Ингосстрах» - 305 568,49 рублей.

Таким образом, три организации: СОАО «ВСК», ОАО СК «Альянс» и ООО «СК «Согласие» представили сумму премии в размере 305 568,45 рублей, что ниже максимальной цены контракта в сумме 305 568,49 рублей, указанной в извещении заказчиком.

В итоге, победителем конкурса из трех обществ, предложивших наименьшую сумму страховой премии, признано СОАО «ВСК», как подавшее заявку раньше других.

Страховая премия по государственному контракту рассчитана победителем конкурса СОАО «ВСК» с применением коэффициентов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 года № 739. СОАО «ВСК» использовало данные по автомобилям, представленные Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области. Между тем, при расчете страховых премий по автомобилям, указанных в строках 28-35 расчетной таблицы, сумма страховой премии по каждому автомобилю составила 8 041,275 рублей. Следовательно, общество при расчете страховой премии использовало тысячные значения, то есть использовало дробную часть копейки (полкопейки).

В практике при расчетах используется правило математического округления.

В частности, в Письме Центрального Банка России от 14.10.1997 г. № 91-97 разъяснялся порядок изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен при деноминации. Округление происходит по действующим бухгалтерским правилам: если при расчете образуются дробные части копеек, сумма должна быть округлена до целой копейки; если дробная часть менее полкопейки, то она отбрасывается и сумма снижается до целой копейки, а если эта часть равна полкопейки и больше, то сумма повышается до целой копейки.

Страховая премия, рассчитанная страховыми организациями, является денежным выражением стоимости услуг страхователей, которая рассчитывается по каждому транспортному средству.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Каких-либо долей копеек не предусмотрено.

По договору ОСАГО размер страховой премии определяется последовательным перемножением базового тарифа на коэффициенты страховых тарифов по каждому автотранспортному средству.

В Спецификации к Извещению о проведении запроса котировок №13/12-зк Департамент лесного хозяйства Нижегородской области представило 35 транспортных средств. СОАО «ВСК» по транспортным средствам, указанным в строках 28-35 расчетной таблицы рассчитало страховую премию, используя тысячные значения, то есть дробную часть копейки (полкопейки), не округлив до целой копейки.

В результате общая сумма страховой премии снизилась на 4 копейки и составила 305 568,45 рублей. В случае округления сумм страховой премии в отношении каждого автотранспортного средства общая сумма страховой премии должна была составить 305 568,49 рублей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Федерального закона  «О защите конкуренции»,  недобросовестной  конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо исходить из признаков недобросовестной конкуренции, изложенных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Такими признаками являются:

- хозяйствующие субъекты должны осуществлять предпринимательскую деятельность;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть направлены на получение преимуществ;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть противозаконны;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны причинить или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.

Закон обязывает квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как недобросовестную конкуренцию только при наличии в его действиях всех признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных Федерального закона «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 14  Федерального закона «О защите конкуренции»  определено, что не допускается недобросовестная конкуренция.

Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что СОАО «ВСК» иные организации, участвующие в проведении запроса котировок: ОАО СК «Альянс», ООО «Росгосстрах», ЗАО «Объединенная страховая компания», ООО «СК «Согласие» и ОСАО «Ингосстрах» работают на одном рынке оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Российской Федерации, следовательно, являются конкурентами.

В письме от 07.08.2012г. исх.№414-08-3722/12 Департамент лесного хозяйства Нижегородской области пояснил, что в соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ или услуг.

Таким образом, основным оценочным критерием для выбора победителя является предложенная участником цена контракта (страховая премия).

Предложенная СОАО «ВСК» страховая премия без учета округления до целой копейки по восьми автотранспортным средствам оказалась ниже премии, рассчитанной тремя иными страховыми организациями: ООО «Росгосстрах», ЗАО «Объединенная страховая компания» и ОСАО «Ингосстрах».

Следовательно, СОАО «ВСК» получило преимущество перед страховыми организациями, которые рассчитали страховую премию с учетом правил математического округления, увеличив количество своих страхователей за счет того, что заключило государственный контракт с Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области. Действия СОАО «ВСК» причинили убытки добросовестным страховщикам, участвующим в конкурсе, поскольку конкуренты лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и заключить контракт с Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области.

Таким образом, действия СОАО «ВСК» противоречат требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 года № 739 «Об утверждении  страховых тарифов  по  обязательному   страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка  применения   страховщиками  при  определении  страховой премии» и обычаям делового оборота.

Исходя из изложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что данные действия СОАО «ВСК» являются недобросовестной конкуренцией.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается.

Таким образом, действия СОАО «ВСК» противоречат требованиям части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции». В ходе рассмотрения дела представитель СОАО «ВСК» не признал нарушение требований Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия СОАО «ВСК» по занижению страховой премии нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Выдать СОАО «ВСК» предписание о прекращении нарушения  антимонопольного законодательства.

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Нижегородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  Решение изготовлено в полном объеме 24 октября 2012 года.  

Решение может быть обжаловано в течение  трех месяцев со дня его вынесения.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

      

    Председатель комиссии                                                         С.В.Смирнов

 

 

           Члены Комиссии                                                                     О.Ю.Швецова 

 

    

                                                                                                                Н.В.Михайлова 

Связанные организации

Связанные организации не указаны