Решение №СС-07/7916 Решение по делу №803-ФАС52-07/14 в отношении Общества с огра... от 10 сентября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

22.08.2014 № СС-07/7916

 

РЕШЕНИЕ № 803-ФАС52-07/14

                                                                                           г.Н.Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22 августа 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Швецова О.Ю.

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Михайлова Н.В.

-

член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №803-ФАС52-07/14, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород» (603081, г. Нижний Новгород, ул.Терешковой, д.6А) по обращениям потребителей рекламы: А., Ш. и Ш. (в Нижегородском УФАС России отсутствует письменное согласие заявителя на использование персональных данных при направлении запросов третьим лицам, при рассмотрении дела по признакам нарушения рекламного законодательства и совершения иных действий) по признакам нарушения пункта 4 части 3, пункта 4 части 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителя общества по доверенности от 28.11.2013г. Одушева А.Д.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 16.06.2014г. поступило обращение потребителя рекламы А. по поводу рекламных листовок «Аптеки ГОРЗДРАВ», распространяемых в лифтах жилых домов в городе Н.Новгороде, следующего содержания: «Внимание! Не переплачивайте за лекарства! … В аптеках ГОРЗДРАВА Вы можете экономить 20-40% своих денежных средств! Уже 24 года Аптеки ГОРЗДРАВА делают поддержание здоровья доступным для миллиона граждан…». Рекламное сообщение содержит изображение человека в белом халате. По мнению заявителей, в рекламе незаконно указывается на принадлежность аптек к государственным учреждениям, поскольку они называются «Аптеки ГОРЗДРАВ».

В связи с тем, что рекламное сообщение содержало признаки нарушения пункта 4 части 3 и пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», Управление Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области 18 июня  2014 года вынесло Определение о возбуждении дела №670-ФАС52-07/14 по признакам нарушения   рекламного законодательства в отношении ООО «Фармстаф».

30.07.2014г. Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела №670-ФАС52-07/14 произведена замена ненадлежащего ответчика - ООО «Фармстаф» на надлежащего ответчика - ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород».

16.06.2014г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы Ш. по поводу рекламных листовок «Аптеки ГОРЗДРАВ». Управление Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области 18 июня 2014 года вынесло Определение о возбуждении дела №671-ФАС52-07/14 по признакам нарушения рекламного законодательства в отношении ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород».

26.06.2014г. в Нижегородское УФАС России поступило обращение потребителя рекламы Ш. по поводу рекламных листовок «Аптеки ГОРЗДРАВ». Потребитель рекламы Ш. привлечен к участию в рассмотрении дела №671-ФАС52-07/14 в качестве заявителя. 

Определением от 10.07.2014г. дела №670-ФАС52-07/14 и №671-ФАС52-07/14 дела объединены в одно производство, делу присвоен №803-ФАС52-07/14.

Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.

В лифтовых кабинах жилых домов в городе Н.Новгороде по адресам: ул.Родионова, д.17; ул.Бусыгина, д.42; ул.Есенина, д.35, в период с апреля по июнь 2014 года размещались рекламные листовки следующего содержания: «Внимание! Не переплачивайте за лекарства! … В аптеках ГОРЗДРАВА Вы можете экономить 20-40 % своих денежных средств! Уже 24 года Аптеки ГОРЗДРАВА делают поддержание здоровья доступным для миллиона граждан…». Рекламное сообщение содержит изображение человека в белом халате.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что  товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанное сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на мотивацию потребителей рекламы к тому, чтобы воспользоваться предложенными услугами по приобретению лекарственных средств в аптеках «Горздрава».

В своем обращении заявитель А. сообщил, что рекламное сообщение содержит не соответствующие действительности сведения о том, что стоимость лекарств на 20-40% ниже, так как 06.05.2014г. цена на препарат «Пиносол» спрей флак. 10 мл., отпускаемый в аптеке «ГОРЗДРАВ», расположенной по адресу: г.Н.Новгород, ул.Родионова, 17, составила 154 руб., а в «Аптеке «Ладушка» ООО «Фармстаф», расположенной в этом же доме – 137,30 руб. В качестве доказательства заявитель представил чеки на покупку препарата в аптеках «ГОРЗДРАВ» и «Ладушка».

В своем обращении заявитель Ш. сообщил, что рекламное сообщение содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости лекарств, так как 06.05.2014г. цена на препарат «Сиднофарм» 2 мл. №30, отпускаемый в аптеке «ГОРЗДРАВ», расположенной  по адресу: г.Н.Новгород, ул.Бусыгина, 42, составила  140 руб., а в «Аптеке «Ладушка», расположенной по адресу: г.Н.Новгород, ул.Дьяконова, 11, – 125,20 руб. В качестве доказательства заявитель представил чеки на покупку препарата в аптеках «ГОРЗДРАВ» и «Ладушка».

В своем обращении заявитель Ш. сообщил, что рекламное сообщение содержит не соответствующие действительности сведения, так как 06.05.2014г. цена на препарат «Солкосерил» гель 10%, отпускаемый в аптеке «ГОРЗДРАВ», расположенной  по адресу: г.Н.Новгород, ул.Адмирала Макарова, 3; составила 186 руб., а в «Аптеке «Ладушка», расположенной  по адресу: г.Н.Новгород, пр.Ленинаа, д.33 – 166,10 руб. В качестве доказательства заявитель представил чеки на покупку препарата в указанных выше аптеках.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород» пояснил, что в рекламе изображен не медицинский или фармацевтический работник, а мужчина в белом пиджаке. Реклама не содержит обещания о том, что аптеке «ГОРЗДРАВ» любой товар на 20-40% дешевле и нет сравнения с иной аптечной сетью. Реклама содержит обещание, что покупатели могут экономить до 20-40%, то есть могут найти товар, который стоит на 20-40% дешевле, чем в среднем в других аптечных сетях. Все лекарственные препараты, реализуемые в аптеках ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород» имеют сертификаты качества, декларации соответствия, протоколы лабораторных испытаний и санитарно-эпидемиологические заключения.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Рекламное сообщение содержит сведения об экономии 20-40 % денежных средств. Данная информация воспринималась потребителями как возможность купить лекарственный препарат на 20-40% ниже стоимости того же препарата в иной аптеке. Представленные заявителем товарные чеки свидетельствуют о том, что стоимость купленных потребителями рекламы препаратов оказалась выше стоимости препаратов, реализуемых в иных аптеках.

Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Пунктом 4 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» определено, что в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Нижегородским УФАС России проведен опрос среди посетителей сайта антимонопольного органа http://n-novgorod.fas.gov.ru. На сайте размещалась спорная реклама. Перед посетителями сайта ставился вопрос: «Считаете ли Вы, что в рекламе используется образ медицинского и/или фармацевтического работника?», и два варианта ответа: «да» или «нет».

Начало проведения опроса – 05 августа 2014 года, окончание проведение опроса – 18 августа 2014 года.

По результатам опроса установлено следующее:

- ответили «да» (образ медицинского и/или фармацевтического работника используется) - 26 голосов (81%);

- ответили «нет» (образ медицинского и/или фармацевтического работника не используется) - 6 голосов (19%).

По результатам опроса специалистами Нижегородского УФАС России составлен акт наблюдения от 18.08.2014г. с приложением распечатки страниц сайта http://n-novgorod.fas.gov.ru и распечатки IP-адресов компьютеров, с которых проводилось голосование.

Таким образом, по мнению потребителей рекламы, в рекламном сообщении ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород» используется образ фармацевтического работника. Следовательно, рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 4 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

Все заявители утверждают, что реклама ввела их в заблуждение, поскольку они полагали, что стоимость лекарств в аптеках «ГОРЗДРАВ» ниже, чем в других аптеках города, именно поэтому они приобретали лекарственные препараты в аптеках «ГОРЗДРАВ».

Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных статьей 5 Федерального закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.

Согласно пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что Федеральной службой по интеллектуальной собственности 11.02.2014г. за ООО «Здоровье» (г.Москва) зарегистрирован товарный знак «Аптеки ГОРЗДРАВ» с датой приоритета от 09.08.2011г. Между ООО «Здоровье» и ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород» заключен лицензионный договор от 12.02.2014г. на использование товарного знака.

Таким образом, ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород» правомерно используют наименование «ГОРЗДРАВ».

Рекламные сообщения в лифтовых кабинах многоквартирных домов г.Н.Новгорода распространялись на основании договора от 04.03.2014г., заключенного между ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород» и ООО «ЛифтБорд-НН». Согласно приложений к договору реклама распространялась в период с 16.04.2014г. по 21.06.2014г.

Следовательно, рекламодателем рекламных сообщений является ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород».

Таким образом, реклама ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород», распространенная в лифтовых кабинах многоквартирных домов г.Н.Новгорода в период с 16.04.2014г. по 21.06.2014г., противоречит требованиям пункта 4 части 3, пункта 4 части 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В материалах дела отсутствуют сведения о прекращении распространения ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород» спорной рекламы, в связи с чем, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать предписание об устранении выявленного правонарушения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия,

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород», распространенная в лифтовых кабинах многоквартирных домов г.Н.Новгорода в период с 16.04.2014г. по 21.06.2014г., поскольку она противоречит требованиям пункта 4 части 3, пункта 4 части 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Аптеки 36,6 «Нижний Новгород» предписания об устранении выявленного правонарушения.

3. Передать материалы дела  уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                        

Члены комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны