Решение №ЮГ-02 125 Решение по делу №78-ФАС52-02/14 (ж) по жалобе ОАО «АУРАТ» на... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

17.01.2014 № ЮГ-02 125

РЕШЕНИЕ

по делу № 78-ФАС52-02/14 (ж)

 

 

16 января 2014 года                                                                     г. Нижний Новгород

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» резолютивная часть решения оглашена 16 января 2014 года

 

Комиссия № 1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном  статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

 

- Валитова М. А.

-

заместителя председателя комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Григорян Т. Н.

-

члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Камильской Л. А.

-

члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Кудряшова Г. А.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями -

 в присутствии:

-Л. В. В.

-

представителя МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» по доверенности от 13.01.2014 (присутствовал до перерыва);

- К.А. Н.

-

представителя МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» по доверенности от 13.01.2014 (присутствовала до перерыва);

- П. В. А.

-

представителя ОАО «АУРАТ» по доверенности от 14.01.2014 (присутствовал после перерыва)-

 

 

рассмотрела 16 января 2014 года в открытом заседании комиссии жалобу открытого акционерного общества «АУРАТ» на действия МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» при проведении закупки от 25 декабря 2013 года №31300781911 на сайте www.zakupki.gov.ru в форме запроса предложений по поставке сульфата алюминия технического очищенного по ГОСТ 12966-85 в количестве  180 тонн,

 

и установила:

 

В Нижегородское УФАС России 30 декабря 2013 года поступила жалоба ОАО «АУРАТ» на действия МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна», связанные с установлением необоснованных условий участия в организованной 25 декабря 2013 года предприятием закупке для отдельных поставщиков сульфата алюминия.

В частности, МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» размещено извещение от 25 декабря 2013 года №31300781911 на сайте www.zakupki.gov.ru о закупке в форме запроса предложений по поставке сульфата алюминия технического очищенного по ГОСТ 12966-85 в количестве  180 тонн.

 Срок поставки ограничен 3 месяцами- с января по март 2014 года.

Согласно документации  (технико-коммерческому заданию) по данному запросу предложений, участник закупки должен в числе прочего соответствовать следующим требованиям:

- наличие склада в Нижегородской области;

- поставщик должен иметь собственное производство;

- наличие собственного транспорта для поставки с разрешением на перевозку опасных грузов;

- поставка производится по заявке, но не более 2-х часов с момента подачи заявки.

Как полагал заявитель, требования к поставщикам относительно наличия склада в Нижегородской области и необходимости поставки сульфата алюминия по заявке в течение двух часов с момента подачи заявки заказчиком не могут объясняться качественными характеристиками такого товара, как сульфат алюминия: это не скоропортящийся товар и он не требует специальных условий хранения. В то же время закрепление в документации этих двух требований заказчиком существенно ограничивает круг возможных участников закупки.

При таких обстоятельствах ОАО «Аурат» посчитало, что упомянутые требования МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» противоречат части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Дополнительно на заседании при рассмотрении жалобы представитель ОАО «Аурат» обратил внимание комиссии Нижегородского УФАС России на пункты 4.4.1 раздела 4.4 документации по закупке, где установлено требование об обязательном направлении в адрес заказчика каждым участником, наряду с бумажной, электронной версии заявки, а также о продлении заказчиком срока подачи предложений до неограниченного количества раз в случае поступления нового предложения от участника закупки (пункт 4.4.2 раздела 4.4), что также ущемляет права хозяйствующих субъектов.

Со своей стороны представители МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» дали свои пояснения по существу рассматриваемых вопросов.

Так, они сообщили, что требование о наличии склада у предполагаемого поставщика сульфата алюминия в Нижегородской области объясняется отсутствием собственных помещений у МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» для размещения приобретённого товара и вызвано необходимостью периодической доставки небольших партий товара по заявкам предприятия непосредственно для приготовления специального раствора.

В то же время в случае резкого ухудшения экологической обстановки возможна ситуация, когда сульфат алюминия потребуется заказчику в увеличенном объеме. Соответственно в экстренном порядке МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» рассчитывало на скорейшее удовлетворение собственных потребностей в данном товаре в течение 2-х часов.

Кроме того, представители заказчика просили обратить внимание на тот факт, что от ОАО «Аурат» заявки на участие в закупке не поступило, соответственно каким-либо образом интересы данной организации положения документации по конкретному запросу предложений от 25 декабря 2013 года по поставке сульфата алюминия технического очищенного по ГОСТ 12966-85 в количестве  180 тонн не затрагивают.

В заседании комиссии объявлялся перерыв с 14 января 2014 года, 14-00, до 16 января 2014 года, до 16-00.

Заслушав представителей заявителя и заказчика, изучив материалы дела, оценив доводы сторон, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

Рассматриваемая закупка в форме запроса предложений на поставку сульфата алюминия объявлена МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» 25 декабря 2013 года в соответствии с извещением на сайте www.zakupki.gov.ru № 31300781911, срок подачи заявок установлен до 13 января 2014 года, затем продлён до 16 января 2014 года. Рассмотрение предложений участников закупки предполагалось осуществить 16 января 2014 года в 11-00, подведение итогов - в 11-30.

Закупка приостановлена после получения заказчиком уведомления о принятии жалобы ОАО «АУРАТ» к рассмотрению Нижегородского УФАС России.

По существу, таким образом, комиссией антимонопольного органа исследовались положения документации, подготовленной к проведению запроса предложений.

Технико-коммерческое задание в разделе 6 содержит требования, предъявляемые заказчиком к потенциальному поставщику, в том числе:

- наличие склада в Нижегородской области;

- поставка автомобильным транспортом покупателя, согласно заявке или иным способом, согласованным сторонами;

- поставка производится по заявке, но не более двух часов с момента подачи заявки;

- поставщик должен иметь собственное производство.

 Совокупность изложенных требований позволяет заключить, что в закупке имеют возможность принять участие хозяйствующие субъекты, производство сульфата алюминия  которые осуществляют на территории Нижегородской области.

Для иных производителей, находящихся за пределами Нижегородского региона, с одной стороны, технически сложно поставить  товар МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» в течение двух часов, а с другой стороны, экономически невыгодно размещать склад на территории Нижегородской области только для организации периодических поставок МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» своей продукции, притом, что собственные характеристики сульфата алюминия допускают длительное хранение и перевозку данного товара.

Из числа известных поставщиков сульфата алюминия (ОАО «АУРАТ»,  г. Москва, ОАО «Сорбент», г. Пермь, ОАО «Метахим», г. Москва, ОАО «Химпродмаркет», г. Набережные Челны) филиал в Нижнем Новгороде имеет только ООО «Метахим», несмотря на то, что география поставок всех названных субъектов охватывает и Нижегородскую область.

Таким образом, условиям о поставке по заявке заказчика небольшой партии товара в течение двух часов и о наличии склада в Нижегородской области удовлетворяет только ООО «Метахим», что, учитывая цели закупки и характеристики самого приобретаемого товара, нельзя признать обоснованным.

В то же время доводы МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» об отсутствии собственных площадей для хранения сульфата алюминия ничем документально не подтверждены.

Равным образом из положений документации по запросу предложений не следует, что поставка товара по заявкам заказчика в течение двух часов с момента подачи заявки подразумевалась заказчиком лишь при исключительных обстоятельствах.

Так, при отсутствии собственного склада заказчик вправе предъявить к участникам закупки требования именно о периодических поставках товара небольшими партиями по согласованному сторонами графику, а также предусмотреть вариант экстренного удовлетворения заявки.

Однако при этом заказчик не вправе, по мнению комиссии Нижегородского УФАС России, устанавливать для потенциального поставщика условия о том, как именно тот должен организовать поставку сульфата алюминия для нужд МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» к оговоренному сроку. Предписываемый заказчиком в данном случае вариант поведения (поставка товара со своего склада на территории Нижегородской области в течение 2-х часов по заявке заказчика), в том числе в экстренной ситуации, ограничивает свободу хозяйственной деятельности поставщика и притом прямо не связан с разрешением проблемы отсутствия у заказчика собственных помещений для хранения сульфата алюминия.

Кроме того, если поставка товара, как следует из объяснений представителей заказчика и пунктов 3.1, 3.3 проекта договора поставки, может осуществляться путём самовывоза транспортом покупателя со склада поставщика, ответственность за несоблюдение сроков поставки сульфата алюминия (в течение двух часов) перекладывается на поставщика и при отсутствии его фактической вины, например, вследствие неблагоприятной дорожно-транспортной ситуации.

В Российской Федерации в соответствии со статьёй 8 Конституции РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Тем не менее установление МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» в документации о запросе предложений от 25 декабря 2013 года на поставку сульфата алюминия технически очищенного в количестве 180 тонн в совокупности требования о наличии у участника закупки склада на территории Нижегородской области и требования о поставке товара в течение двух часов с момента подачи заявки заказчиком (при отсутствии указания на форсмажор) ограничивает число возможных участников закупки, объявленной МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна», соответственно приводит к ограничению конкуренции.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» заказчикам, организаторам при проведении запроса предложений запрещено совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику или нескольким участникам запроса предложений преимущественных условий.

Из изложенного видно, что действия МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна», связанные с установлением требований о наличии у участников закупки  склада на территории Нижегородской области и о том, что поставка производится по заявке, но не более двух часов с момента подачи заявки, противоречат приведённой норме антимонопольного законодательства, поскольку свидетельствуют о предпочтениях заказчика нижегородским производителям сульфата алюминия.

Таким образом, в рассматриваемой части жалоба ОАО «АУРАТ» признаётся обоснованной.

В целях устранения выявленного нарушения комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым обязать МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» изменить документацию об открытом запросе предложений с учётом изложенных выводов антимонопольного органа.

Кроме того, такое решение комиссии Нижегородского УФАС России сопряжено с необходимостью предоставления хозяйствующим субъектам принять участие в закупке с учётом внесённых заказчиком изменений, соответственно целесообразно обязать МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» срок подачи заявок на участие в запросе предложений на поставку на поставку сульфата алюминия технически очищенного в количестве 180 тонн продлить.

 Вместе с тем обозначенные ОАО «АУРАТ» несоответствия друг другу отдельных положений документации по запросу предложений: относительно требований о форме заявок (в бумажном и электронном виде), об окончании срока подачи предложений в рамках закупки (в части пунктов 4.4.1-4.4.2 раздела 4), как представляется, являются следствием технической ошибки заказчика, поскольку  не согласуются с общими принципами проведения данной закупки МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна».

Так, приказ МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» от 09 января 2014 года №01 содержит четкое определение момента завершения процедур закупки:

- вскрытие конвертов и рассмотрение предложений на участие в открытом запросе предложений-16.01.2014 в 11-00;

- подведение итогов – 16.01.2014 в 11-30.

При таких обстоятельствах довод ОАО «АУРАТ» о неопределённости момента завершения подачи предложений в рамках данной закупки МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» отклоняется.

Кроме того, предоставление заявки в электронном виде заказчику не означает опубликования содержащихся в ней сведений, соответственно, не связано с раскрытием участником закупки до момента рассмотрения предложений комиссией заказчика конфиденциальной информации конкурирующим организациям.

Таким образом, доводы ОАО «АУРАТ» комиссия Нижегородского УФАС России полагает в изучаемой части безосновательными.

По приведённым мотивам комиссия № 1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном  статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», руководствуясь статьёй 18.1 (частями 17, 20)  Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

жалобу открытого акционерного общества «АУРАТ» на действия МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» при проведении закупки от 25 декабря 2013 года №31300781911 на сайте www.zakupki.gov.ru в форме запроса предложений по поставке сульфата алюминия технического очищенного по ГОСТ 12966-85 в количестве  180 тонн признать  частично обоснованной.

 

Признать положения документации открытого запроса предложений в части установления к поставщику  в разделе 6 технико-коммерческого задания требований о наличии склада в Нижегородской области, о том, что поставка должна производиться по заявке, но не более 2-х часов с момента подачи заявки, нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Выдать МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно:

с учётом выводов, изложенных в решении по настоящему делу, изменить документацию открытого запроса предложений на поставку сульфата алюминия в части, касающейся пунктов 1 и 6 раздела 6 технико-коммерческого задания;

после внесения упомянутых изменений продлить срок подачи заявок на участие в открытом запросе предложений на поставку сульфата алюминия технического очищенного по ГОСТ 12966-85 в количестве  180 тонн, не менее, чем на 10 дней.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»  решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                   М.А. Валитов

 

Члены комиссии                                                                                    Т. Н. Григорян

                                                                                                                    

                                                                                                             Л.А. Камильская

                                                                                                                

                                                                                                             Г. А. Кудряшов

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 78-ФАС52-02/14 (ж)

 

 

 

16 января 2014 года                                                                        г. Нижний Новгород

 

Комиссия № 1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном  статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

 

- Валитова М. А.

-

заместителя председателя комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Григорян Т. Н.

-

члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Камильской Л. А.

-

члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Кудряшова Г. А.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями -

на основании своего решения от 16 января 2014 года по жалобе открытого акционерного общества «АУРАТ» на действия МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» при проведении закупки от 25 декабря 2013 года №31300781911 на сайте www.zakupki.gov.ru в форме запроса предложений по поставке сульфата алюминия технического очищенного по ГОСТ 12966-85 в количестве  180 тонн

 

 

предписывает:

 

МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно:

с учётом выводов, изложенных в решении по настоящему делу, изменить документацию открытого запроса предложений на поставку сульфата алюминия в части, касающейся пунктов 1 и 6 раздела 6 технико-коммерческого задания;

после внесения упомянутых изменений продлить срок подачи заявок на участие в открытом запросе предложений на поставку сульфата алюминия технического очищенного по ГОСТ 12966-85 в количестве  180 тонн, не менее, чем на 10 дней.

МУП МП «Водоканал» МО «город Балахна» в течение пяти рабочих дней со дня исполнения настоящего предписания представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области доказательства выполнения настоящего предписания.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»  предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

 

За невыполнение в установленный срок настоящего предписания в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица несут административную ответственность.

 

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                   М.А. Валитов

 

Члены комиссии                                                                                    Т. Н. Григорян

                                                                                                                    

                                                                                                             Л.А. Камильская

                                                                                                                 

                                                                                                             Г. А. Кудряшов

Связанные организации

Связанные организации не указаны