Решение №ЮГ-03/3204 Решение по делу №953-ФАС52-03/14 в отношении ОАО «Верхне-Вол... от 20 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

17.10.2014 №ЮГ-03/3204

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №953-ФАС52-03/14

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

17 октября 2014 года                                                                г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 октября 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела №953-ФАС52-03/14                       о нарушении  антимонопольного законодательства (далее – комиссия) в следующем составе:

-<...>

-

председатель комиссии, заместитель руководителя  управления;

-<...>

 

-<...>

 

-<...>

-

 

-

 

-

член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -

с участием представителя открытого акционерного общества «Верхне-Волжская энергетическая компания» <...> (доверенность от 16 апреля  2014 года №ЭК-19),

рассмотрев 14 октября 2014 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело №953-ФАС52-03/14 о нарушении открытым акционерным обществом «Верхне-Волжская энергетическая компания» (далее –  ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания», сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции» путем невыполнения в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств членов садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба»: <...>,

 

установила:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, действующее в рамках полномочий, предоставленных статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), и в порядке статьи 25 Федерального закона «О защите конкуренции» 24 марта 2014 года  запросило у ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» материалы, касающиеся осуществления технологического присоединения  объектов граждан, проживающих в городе Кстово Нижегородской области, являющихся членами садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба» (далее –                          СНТ «Дружба») и обратившихся к ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» с заявками на технологическое присоединение принадлежащих им объектов в 2012-2013 гг.(исх. от 24.03.2014 № ЮГ-03/930).

17 апреля 2014 года запрашиваемые материалы получены Нижегородским УФАС  России (вх. от 17.04.2014 № 1765).

В ходе рассмотрения полученных материалов установлено следующее. ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» заключило договоры на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилых домов к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) со следующими лицами: <...>.

Пунктом 1.1. указанных выше договоров установлены следующие характеристики осуществления технологического присоединения:

- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 5 кВт;

- класс надежности III;

- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,22 кВ.

Пунктом 1.5 договоров установлено, что срок мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты заключения договора.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств граждан в сроки, оговоренные в договорах,  не осуществлено.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 11 августа 2014 года №267 в отношении ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №953-ФАС52-03/14.

На заседании комиссии, состоявшемся 14.10.2014, представитель  ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» нарушение антимонопольного законодательства не признал по мотивам, изложенным в письме от 15.09.2014 №ВВК-2-9-14 (приобщено к материалам дела).

Одновременно с этим представитель ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» сообщил, что в настоящее время (на 14.10.2014) сетевой организацией завершено строительство трансформаторной подстанции (далее – ТП), а также осуществлена установка опор воздушной линии электропередач. Однако остаются неисполненными обязательства ОАО «МРСК Центра и Приволжья», обозначенные в договоре об осуществлении технологического присоединения №821-юр от 01 апреля 2014 года, заключенном  между   ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» с целью присоединения новой ТП к электрическим сетям. Срок исполнения обязательств по указанному договору составляет шесть месяцев и истек 01 сентября 2014 года.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

По делу установлено, что в период с 08 ноября 2013 по 27 декабря 2013 года   ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» заключило договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям со следующими лицами: <...>.

Согласно пункту 1.2 указанных договоров технологическое присоединение осуществляется в отношении садовых домиков, расположенных по адресу: Нижегородская область, город Кстово, СНТ «Дружба». Согласно техническим условиям, являющимся приложениями к каждому договору, сетевая организация обязуется выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение передачи электроэнергии потребителю от РУ-0,4 кВ новой ТП, включающих  в себя организационные  и технические мероприятия, с учетом присоединения максимальной мощности 5 кВт, а именно:

-       проектирование и монтаж новой ТП. Тип и место установки ТП, мощность трансформатора определяются проектом;

-       проектирование и монтаж линии электропередачи 6 кВ от основного источника питания до РУ-6 кВ новой ТП;

-       проектирование и монтаж новой ВЛ-0,4 кВ  с установкой опор от РУ-0,4кВ новой ТП до границ участков заинтересованных лиц.

На момент рассмотрения материалов, полученных в ответ на запрос антимонопольного органа, а также на момент возбуждения  дела о нарушении антимонопольного законодательства №953-ФАС52-03/14 (15.05.2014)   ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» не исполнило обязательств, вытекающих из указанных выше договоров.

15.02.2013 сетевой организацией в адрес главы администрации Кстовского муниципального района подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка для строительства трансформаторной подстанции 6/0,4 кВ «для электроснабжения заявителей на технологическое присоединение энергопринимающих устройств СНТ «Дружба», расположенных по адресу: Нижегородская область, город Кстово, улица Полевая (улица Сутырина)». В тот же день ответчик направил обращение обществу с ограниченной ответственностью «Земля» от 25.02.2013 №07 о выполнении землеустроительных и кадастровых работ, а также обращение обществу с ограниченной ответственностью «Регион-52» о проведении инженерных изысканий для строительства ТП.

11.09.2013 администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области принято постановление №2146 о предоставлении в аренду ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» земельного участка площадью 16 кв.м. (кадастровый номер <...> :25:0010884:30), расположенного по адресу: Нижегородская область, город Кстово, улица Полевая (улица Сутырина),  сроком на 11 месяцев для строительства ТП 6/0,4 кВ.  20.09.2013 администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области и ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» заключен договор аренды земельного участка №А1417.

На момент возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства выполнены землеустроительные и кадастровые работы для строительства ТП 6/0,4 кВ по договору №07 от 25.02.2013, заключенному с ООО «Земля» (акт приемки-передачи выполненных работ от 06.05.2013 к договору подряда №07 от 25.02.2013). По договору №12 от 28.02.2013, заключенному ответчиком с ООО «Регион-52», проведены инженерные изыскания и топографо-геодезические изыскания для строительства ТП 6/0,4 кВ (акт №000005 от 20.05.2013). Однако ТП и линии электропередач, предусмотренные техническими условиями, не были построены в необходимые сроки, вследствие чего сетевая организация не смогла осуществить в установленный срок технологическое присоединение энергопринимающих устройств граждан, являющихся заинтересованными лицами по настоящему делу, к электрическим сетям в определенные сроки.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в статье 4 Федерального закона «О естественных монополиях», к которым относится в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, принятых в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», а именно: сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Исходя из положений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, собственники объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать возмездные услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Начиная с 01.01.2008, на территории Нижегородской области введены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии (решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 №49/1).

В соответствии с действующей на территории региона котловой тарифной моделью энергосбытовые организации заключают договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «МРСК Центра и Приволжья», имеющим статус «котлодержателя».

В свою очередь, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключает договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии вышеуказанным потребителям со всеми иными сетевыми организациями, действующими на территории Нижегородской области.

Для взаиморасчетов с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» указанным сетевым организациям региональной службой по тарифам Нижегородской области в пределах единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по их электрическим сетям.

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2011 №61/2 (действует в редакции от 16.12.2013) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2012 – 2014 годы.

Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2013 №68/1 ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» на период с 1 января по 31 декабря 2014 года установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области.

Таким образом, ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания», являясь сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, что в силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» свидетельствует о том, что ее положение на соответствующем товарном рынке в географических границах присоединенных электрических сетей является доминирующим. При этом следует иметь в виду, что с учетом понятия «сетевая организация», указанного в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопотребляющих объектов является неотъемлемой частью процесса оказания услуг по передаче электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона  «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения).

По смыслу положений пункта 7 названных Правил одним из обязательных этапов процедуры технологического присоединения является выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок (статьи 309, 314 ГК РФ).

Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения (в том числе в редакциях, действовавших на момент заключения ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» договоров с заинтересованными лицами) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать:

6 месяцев - для заявителей физических лиц в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Ранее указывалось, что мероприятия по технологическому присоединению объектов членов СНТ «Дружба» к электрическим сетям, предусмотренные договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенными с заинтересованными лицами,  должны были быть исполнены период с 07 марта 2014 года по 26 июня 2014 года.

Таким образом, в отношении каждого из одиннадцати заинтересованных лиц ОАО «Верхне-Волжская энергетическая  компания» не выполнило в установленные сроки мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно императивным требованиям законодательства, указанные работы сетевая организация обязана исполнить в шестимесячный срок; то есть применительно к объекту лица, заключившего договор  08 ноября 2013 года, – до 07 марта  2014 год; лиц, заключивших договоры 12 ноября 2013 года – до 11 марта 2014 года; лиц, заключивших договоры 13 ноября 2013 года – до 12 марта 2014 года; лиц, заключивших договоры 24 и 27 декабря 2013 года – до 23 и до 26 июня 2014 соответственно.

Таким образом, в связи с наличием нарушения ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, обозначенные граждане, владеющие жилыми домами, расположенными на территории СНТ «Дружба», лишены возможности пользоваться услугами электроснабжения.

Оценивая установленные фактические обстоятельства в рамках их правового регулирования, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания», допустив нарушение установленных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств объектов заинтересованных лиц, указанных выше, вышло за допустимые пределы осуществления гражданских прав, ввиду чего нарушило запреты части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

По правилам части 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В данном случае, с учетом всех установленных обстоятельств, комиссия Нижегородского УФАС России полагает необходимым выдать ОАО «Верхне-Волжская энергетическая компания» предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41,  49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,

решила:

1.   Признать открытое акционерное общество «Верхне-Волжская энергетическая компания» (603137, город Нижний Новгород, улица Военных комиссаров, дом 2, а/я 435) нарушившим  часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» путем невыполнения в срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств членов СНТ «Дружба» <...>.  

2.   Выдать открытому акционерному обществу «Верхне-Волжская энергетическая компания» предписания «О прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции».

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны