Определение №7374/02 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ... от 22 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад»
пл. Конституции, д. 3, литер А,
г. Санкт-Петербург, 196247
e-mail: post@mrsksevzap.ru
Новгородский филиал
ПАО «Россети Северо-Запад»
ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 3,
Великий Новгород, 173001
e-mail: post@novgorodenergo.ru
(для сведения)
ФГУП «РТРС»
филиал «Новгородский ОРТПЦ»
ул. Бояна, д. 8,
г. Великий Новгород, 173000
secretar-nov@rtrn.ru
Исх. № 7374/02 от 22.12.2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела об административном правонарушении
№ 053/04/9.21-916/2021 и проведении административного расследования
21 декабря 2021 года Великий Новгород
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Новгородского УФАС России Паньков С.Е., рассмотрев материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запада», Общество, сетевая организация) (юр. адрес: пл. Конституции, д. 3, литер А, помещ. 16Н г. Санкт-Петербург, 196247, ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785),
УСТАНОВИЛ:
В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» (вх. от 08.12.2021 № 9327 Управления).
В заявлении указано, что между ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» (далее - Заявитель, Филиал, Потребитель) и ООО «Гарантэнергосервис (правопреемник ООО «ТНС энерго Великий Новгород») заключен договор энергоснабжения №0000018 от 01.01.2014. В качестве сетевой организации в договоре энергоснабжения №0000018 от 01.01.2014 указано ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» (переименовано в ПАО «Россети Северо-Запада»).
ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» указало, что в период с 01.01.2021 по 03.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запада» в лице своего Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запада» объекты Филиала были суммарно отключены и превышение норматива отключений составило:
договор энергоснабжения №0000018 от 01.01.2014 |
||||||
Наименование населенного пункта (точки подключения)
|
Время отключения электрической энергии на объекте (подряд)
|
Превышение норматива допустимого числа часов отключения подряд (не более 24 часов подряд)
|
Дата превышения норматива
|
Суммарное время отключения электрической энергии на объекте в год |
Превышение норматива допустимого числа часов отключения в год (не более 72 часов в год) |
Дата превышения норматива
|
д. Ближнее Заполье Любытинского района Новгородской области |
|
|
|
100 часов 3 минуты 29 секунд |
28 часов 3 минуты 29 секунд
|
05.10.2021 |
д. Каменка, (Старая Каменка) Солецкого района Новгородской области |
27 часов 10 минуты 29 секунд
26 часов 10 минуты 15 секунд |
3 часа 10 минуты 29 секунд
2 часа 10 минут 15 секунд |
18.05.2021
15.09.2021 |
190 часов
|
118 часов |
19.05.2021
|
д. Висленев Остров Окуловского района Новгородской области |
|
|
|
91 час
|
19 часов |
29.11.2021
|
д. Лубенское Мошенского района Новгородской области
|
80 часов
07 минут 10 секунд
|
56 часов
07 минут 10 секунд
|
03.12.2021 |
171 час
|
99 часов |
15.07.2021
|
Филиал письмом от 06.12.2021 №773/01 запросил у Гарантирующего поставщика документальное подтверждение отключений на объекте Филиала, с объяснением причин отключения и причин нарушения договора и действующего законодательства.
Ответ Гарантирующего поставщика Филиал представит в Управление позже.
Отключения электрической энергии на объектах Филиала фиксируются по профилям приборов учета электрической энергии, а также по журналу системы дистанционного контроля (СДК).
Кроме того, сведения о количестве потребленной электрической энергии, в виде почасовых срезов (4-я ценовая категорий оплаты электрической энергии), Филиал ежемесячно направляет в адрес Гарантирующего поставщика, которым указанные сведения приняты без замечаний, не оспорены.
Данные сведения являются основаниями для расчетов между Гарантирующим поставщиком и Филиалом.
Информации о согласовании превышения максимального размера числа отключений, в том числе, суточного (24 часов подряд), для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору, Новгородским филиалом ПАО «Россети Северо-Запада» не представлено.
Таким образом, допустимое суммарное число часов отключения в год (не более 72 часов), а также время отключения электрической энергии подряд (не более 24 часов) в отношении вышеуказанных объектов ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» по состоянию на 03.12.2021 превышено значительно.
Также ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» указало, что за период с 01.01.2021 по 03.12.2021 уведомлений о введении ограниченного режима потребления электрической энергии в его адрес ни Гарантирующим поставщиком, ни ПАО «Россети Северо-Запада» не направлялось, линейный график отключений объектов Заявителя так же не представлялся.
ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» полагает, что ПАО «Россети Северо-Запада» нарушены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии) в части превышения допустимого суммарного числа часов отключения электрической энергии в год, установленное пунктом 31(6) данных правил, а также Правила полного и (или) частичного ограничения потребления электрической энергии в части не уведомления Потребителя о введении в отношении Потребителя ограничения режима потребления электрической энергии.
ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» полагает, что ПАО «Россети Северо-Запада» своими действиями создает в отношении Заявителя дискриминационные условия.
В связи с изложенным Заявитель просит признать ПАО «Россети Северо-Запада» нарушившим статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также привлечь Общество к административной ответственности.
Согласно пункту 5.3 Разъяснений № 7 Президиума ФАС России «Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15), при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
23.08.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись с ГРН № 2217802975245, которой наименование Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» изменено на Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад», сокращенное наименование изменено на ПАО «Россети Северо-Запад». Также вышеуказанной записью от 23.08.2021 в ЕГРЮЛ внесены сведения о филиале ПАО «Россети Северо-Запад», местом нахождения которого является Новгородская область, наименование филиала – Новгородский филиал ПАО «Россети Северо-Запад».
В данной связи заявление ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» в отношении ПАО «Россети Северо-Запада» рассмотрено в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а не Законом о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.
Основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть ПАО «Россети Северо-Запада» является субъектом естественной монополии.
Общество как сетевая организация несет ответственность за передачу электроэнергии и обеспечение условий ее передачи в рамках установленных обязательственных отношений с потребителями, а именно в пределах своей ответственности отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями, в том числе за превышение допустимого числа часов отключений в год.
Согласно абзацу 1 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
Согласно абзацу 7 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Объект ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ», расположенный в д. Каменка (Старая Каменка) Солецкого района присоединен к сетям Общества по третьей категории надежности электроснабжения, что подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением до 10000В (договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №2606/11 от 13.10.2011).
По состоянию на 19.05.2021 произошло превышение, допустимого суммарного числа часов отключений в год (не более 72 часов) объекта ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ», расположенного в д. Каменка (Старая Каменка) Солецкого района Новгородской области.
В ходе рассмотрения заявления Управлением были предварительно установлены признаки нарушения пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии в действиях ПАО «Россети Северо-Запада».
Согласно пункту 29 Правил недискриминационного доступа, сетевая организация в порядке и по основаниям, которые указаны в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, вводит полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 34 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии) в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.
Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.
Согласно пункту 35 Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к графикам аварийного ограничения относятся, в том числе графики временного отключения потребления, в соответствии с которыми без предварительного уведомления потребителей сетевая организация или системный оператор производит отключение линий электропередачи и (или) электросетевого оборудования. При этом также может предусматриваться отключение электроустановок непосредственно персоналом потребителей. Графики временного отключения потребления вводятся в действие в случае невозможности введения в действие графиков ограничения режима потребления в сроки, необходимые для предупреждения или предотвращения аварийных электроэнергетических режимов, в случае невыполнения потребителями диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике о введении в действие графиков ограничения режима потребления, а также в случае сохранения причин, послуживших основанием для введения в действие графиков ограничения режима потребления после введения ограничения режима потребления.
Сетевая организация оповещает потребителей о введении в действие графиков временного отключения потребления незамедлительно после их введения.
Как следует из заявления ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» ПАО «Россети Северо-Запада» не оповещало его о введении в действие графиков временного отключения потребления незамедлительно после их введения.
Из заявления ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» следует, что ПАО «Россети Северо-Запада» не представляло информации о согласовании превышения суммарного числа часов отключения электрической энергии в течение календарного года с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.
В ходе рассмотрения заявления Управлением были предварительно установлены признаки нарушения Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в действиях ПАО «Россети Северо-Запада».
Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учетом того, что ПАО «Россети Северо-Запада» уже привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (повторное) предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Из имеющихся в распоряжении Управления сведений следует, что нарушение Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии было допущено в то время, когда Общество уже было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям (повторное) -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3, литер А, помещ. 16Н г. Санкт-Петербург, 196247, ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785), дело по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ ПАО «Россети Северо-Запада» надлежит в срок до 14.01.2022 представить в Новгородское УФАС России:
3.1 Письменные мотивированные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела.
3.2 Заверенные надлежащим образом копии страниц оперативного журнала (с пронумерованными и датированными страницами) по каждому факту отключения объекта ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ», расположенного в д. Каменка (Старая Каменка) Солецкого района начиная с 01.01.2021 по 31.12.2021 в читаемом, распознаваемом виде, в том числе нумерацию и даты страниц.
3.3. Документальные подтверждения соблюдения либо пояснения по факту несоблюдения Обществом пункта 29 Правил недискриминационного доступа, в части уведомления ФГУП «РТРС» об отключениях (ограничениях) подачи электрической энергии на его объект, расположенный в д. Каменка (Старая Каменка) Солецкого района в период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
4. Протокол по делу об административном правонарушении №053/04/9.21-916/2021 в отношении ПАО «Россети Северо-Запада» будет составлен 19.01.2022 в 15 часов 00 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3, каб. 217.
Главный специалист-эксперт
отдела антимонопольного контроля
Новгородского УФАС России С.Е. Паньков
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также, иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.