Решение №1391/03 РЕШЕНИЕ по делу № Р-4/19 от 04.02.2019 по признакам нарушени... от 2 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Акционерному обществу

«Торговый дом «Перекресток»

 

ул. Средняя Калитниковская,

д. 28, стр. 4,

г. Москва, 109029

 

ул. Варшавская, д. 23, к. 4,

г. Санкт-Петербургу, 196128

 

                                                                            Заявителю – физическому лицу С.

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть оглашена 20.03.2019

В полном объеме изготовлено 02.04.2019

 

                                     

                                      Великий Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Делянова В.С. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № Р-4/19 от 04.02.2019 по признакам нарушения Акционерным обществом «Торговый дом «Перекресток» (ИНН 7728029110; юридический адрес: 109029, г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 4; фактический адрес: 196128, г. Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 23, к. 4; далее – АО «Торговый дом «Перекресток») пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие заявителя – физического лица – С., надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – АО «Торговый дом «Перекресток», надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения настоящего дела, заявило ходатайство о рассмотрении дела без его участия (исх. № 100/11032 от 11.03.2019)

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.01.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области поступило заявление физического лица С.                                (вх. № 111 Новгородского УФАС России) о нарушении АО «Торговый дом «Перекресток» законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении  в  г. Великий Новгород каталога продукции «Перекресток» с 4 по 10 декабря 2018 года, содержащего недостоверную информацию о стоимости товара – «язык говяжий охлажденный» стоимостью 399 рублей 90 копеек за 1 кг. (далее – Заявление).

В результате  рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств  по делу установлено следующее.

К отношениям, возникающим в сфере рекламы на территории Российской Федерации применяется Закон о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.

При этом исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Анализируя содержание приложенного к Заявлению каталога продукции «Перекресток», можно прийти к выводу, что содержащаяся в нем информация обладает всеми признаками рекламы, поскольку была распространена посредством рекламных каталогов непосредственно в местах продажи соответствующего товара (без ограничения по территории и аудитории распространения), из текста информационного сообщения не представляется возможным установить, для кого именно создано данное сообщение и на восприятие кого оно направлено, а сама информация направлена на привлечение внимания, формирование интереса потребителей к определенным товарам (в том числе к товару – «язык говяжий охлажденный») и к реализующему их лицу (АО «Торговый дом «Перекресток»).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Из содержания данного каталога продукции «Перекресток» следует, что в период с 04.12.2018 по 10.12.2018 в магазине «Перекресток», расположенном по адресу: г. Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А проходила акция, в рамках которой реализовались товары, в том числе язык говяжий охлажденный по цене 399 рублей 90 копеек.

Из Заявления и приложенных к нему документов следует, что 04.12.2018 заявитель, находясь в магазине «Перекресток», расположенном по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, дом 21, литер А, ознакомился с содержанием указанного каталога, экземпляры которого были размещены на отдельной стойке в магазине.

 05.12.2018 заявитель решил купить продукт по объявленной в рекламе цене.

Однако в действительности цена на указанный товар в магазине «Перекресток», расположенном по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А составляла 599 рублей 90 копеек за 1 кг, что подтверждается фотографией ценника на «язык говяжий охлажденный», приложенной к Заявлению.

Обнаружив несоответствие информации о цене на товар «язык говяжий охлажденный» в каталоге и на ценнике в магазине, заявитель отказался от его приобретения и сделал запись в книгу жалоб и предложений магазина.

Таким образом, в рассматриваемом рекламном каталоге «Перекресток» размещена недостоверная информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения о цене рекламируемого товара – «языка говяжьего охлажденного», что содержит признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о контрактной системе.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае, рекламодателем вышеуказанной рекламы является продавец товара - АО «Торговый дом «Перекресток».

На основании вышеизложенного, настоящее дело о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе было возбуждено в отношении АО «Торговый дом «Перекресток» как в отношении рекламодателя рекламы, содержащей признаки ненадлежащей (признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В письменных объяснениях по делу АО «Торговый дом «Перекресток»                      (вх. № 674 от 13.02.2019, № 1179 от 12.03.2019 Новгородского УФАС России) сообщило следующее.

Для привлечения покупателей и повышения их лояльности к торговой сети в магазине сети «Перекресток», расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Мира, д. 21, литер А, проходила акция на продукты питания по каталогу цен «Перекресток» с 4 по 10 декабря 2018 года.

Из-за прошедшего технического сбоя (форс-мажорные обстоятельства) при печати каталога продукции «Перекресток», действующего в период с 04 по 10 декабря 2018 года, была допущена техническая ошибка в указании цены на товар «язык говяжий охлажденный». В этот же день для устранения технической ошибки в торговом зале и на кассах вышеуказанного магазина были размещены  информационные плакаты о том, что в каталоге продукции «Перекресток» допущена опечатка в указании цены на товар «язык говяжий охлажденный». Также около товара в торговом зале был размещен корректный ценник с указанием верной цены в размере 599 рублей 90 копеек за 1 кг продукции.

Таким образом, потенциальные покупатели были уведомлены о действующей цене на товар «язык говяжий охлажденный» в магазине непосредственно перед принятием решения о совершении покупки.

АО «Торговый дом «Перекресток» также пояснило, что действовало добросовестно, разместив предупреждения для покупателей как в местах продаж товара, так и на расчетно-кассовых узлах. Отпечатанный тираж рекламных каталогов, действующий всего с 4 по 10 декабря 2018, не мог быть отпечатан заново за  короткий промежуток времени

Учитывая вышеизложенное, АО «Торговый дом «Перекресток» считает, что в его действиях отсутствует нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании части 1 статьи 36 Закона о рекламе и части «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, АО «Торговый дом «Перекресток» просит прекратить производство по делу № Р-4/19.

Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела № 4/19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 26.02.2019 № 759, в связи с неявкой сторон и необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, рассмотрение дело № Р-4/19 от 04.02.2019 отложено, у АО «Торговый дом «Перекресток» в срок до 15.03.2019 запрошены письменные объяснения относительно периода распространения каталога цен на продукты питания «Перекресток» (действующего с 04 по 10 декабря 2018), в магазине «Перекресток», расположенном по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А.

АО «Торговый дом «Перекресток» исх. № 100/11031 от 11.03.2019 (вх. № 1179 от 12.03.2019) сообщило, что каталог цен на продукты питания «Перекресток» (действующий с 04 по 10 декабря 2018) распространялся на территории магазина «Перекресток», расположенного по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А, в период с 04 по 10 декабря 2018.

Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

Материалами дела № Р-4/19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается тот факт, что рассматриваемая реклама является недостоверной, поскольку содержит не соответствующую действительности информацию о стоимости товара.

 Информация о стоимости товара «язык говяжий охлажденный» в размере 399 рублей 90 копеек за 1 кг продукции в рекламном каталоге цен на продукты питания «Перекресток» (действующий с 4 по 10 декабря 2018) на странице 11 не соответствовала действительной стоимости указанного товара в магазине «Перекресток», расположенном по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А в период с 4 по 10 декабря 2018, что подтверждается фотографией ценника на указанный товар, письменными объяснениями АО «Торговый дом «Перекресток» (исх. 020/13951 от 17.12.2018, исх. № 100/1516 от 12.02.2019).

 Каталог продукции «Перекресток» (действующий с 4 по 10 декабря 2018) содержит место распространения - для супермаркетов гг. Санкт-Петербург; Петрозаводск; Великий Новгород; Вологда, за исключением магазинов по адресу:                     г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 77; г. Санкт-Петербург,                            пер. Кирпичный, 4; г. Санкт-Петербург, пр. Лиговский, 30 А.

На странице 11 каталога «Перекресток», где содержалась недостоверная информация о стоимости товара «язык говяжий охлажденный», содержится следующая информация: «Цены указаны в рублях с учетом всех скидок за единицу товара и действуют с 9:00 первого дня акции. Цены, ассортимент и изображения товаров, участвующих в акции, могут отличаться от указанных в листовке. Дополнительная скидка на товар, указанный в листовке, не распространяется. В течение проведения промоакции цена может быть дополнительно снижена относительно заявленной в рекламе. Цены действительны с 4 по 10 декабря 2018 г. Скидки и товарные предложения листовки не действуют в магазинах по адресам: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 77; г. Санкт-Петербург, пер. Кирпичный, 4; г. Санкт-Петербург, пр. Лиговский, 30 А.

Из вышеуказанной информации следует, что АО «Торговый дом «Перекресток» оставляет за собой право (предусматривает возможность изменения) изменять ассортимент, изображения, а также цены товаров, участвующих в акции, но только в части дополнительного снижения цены относительно заявленной в рекламе.

Информация о том, что цены товаров, участвующих в акции, могут отличаться от указанных в листовке, не может являться основанием для не признания в действиях рекламодателя нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о контрактной системе, в случае действительного изменения цен на товары, указанные в рекламе, поскольку нарушает права потенциальных покупателей, потребительский интерес которых формируется исходя из цен, заявленных в рекламе. 

Ссылка АО «Торговый дом «Перекресток» на «форс-мажорные обстоятельства» при печати каталога в виде технического сбоя, при котором произошла ошибка в указании стоимости товара «язык говяжий охлажденный» в размере 399 рублей 90 копеек вместо 599 рублей 90 копеек за 1 кг продукции и невозможности заново отпечатать тираж данных рекламных каталогов за короткий промежуток времени является несостоятельной и не может служить основанием для признания действий АО «Торговый дом «Перекресток» добросовестными.

Понятие форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) относится к договорным обязательствам и применяется для освобождения от ответственности одной из сторон по договору в случае наступления таких обстоятельств.

В силу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

 Технический сбой с точки зрения гражданского законодательства не относится к форс-мажорным обстоятельствам (обстоятельствам непреодолимой силы).

 

Кроме того, АО «Торговый дом «Перекресток», обнаружив 04.12.2018 техническую ошибку в каталоге «Перекресток», не предприняло необходимые действия для прекращения распространения недостоверной рекламы.

Так, обнаружив опечатку в цене на товар, указанный в каталоге, АО «Торговый дом «Перекресток» могло прекратить распространение каталога цен на продукты питания (действовавшего с 04 по 10 декабря 2018) путем устранения каталогов с информационной стойки в магазине или изъятия 11 страницы из каталога.  Однако несмотря на это, рекламодатель продолжал распространение с 4 по 10 декабря 2018 каталога цен на продукты питания с недостоверной информацией, что привело к введению в заблуждение заявителя относительно действительной стоимости товара и могло ввести в заблуждение  иных потенциальных покупателей.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Рассматриваемая реклама ввела в заблуждение заявителя и могла ввести в заблуждение других потенциальных покупателей о стоимости товара «язык говяжий охлажденный».

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения законодательства о рекламе в данном случае содержатся в действиях лица, являющегося продавцом товара, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – АО «Торговый дом «Перекресток».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в рассматриваемой рекламе, продавцом и рекламодателем которой является АО «Торговый дом «Перекресток», нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении в магазине, расположенном по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литера А, в период с 4 по 8 декабря 2018, рекламного каталога продуктов питания «Перекресток», содержащего недостоверную информацию о стоимости товара «язык говяжий охлажденный» в размере 399 рублей 90 копеек вместо 599 рублей 90 копеек за 1 кг продукции.

При этом в материалах дела имеются доказательства (письменные объяснения АО «Торговый дом «Перекресток») прекращения распространения ненадлежащей рекламы.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.12.2007 № 711/12, Комиссия,

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу о стоимости товара «язык говяжий охлажденный» в размере 399 рублей 90 копеек, распространенную в период с 04 по 10 декабря 2018 года в магазине «Перекресток», расположенном по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, д. 21, литер А, посредством рекламных каталогов продуктов питания «Перекресток», рекламодателем которой является Акционерное общество «Торговый дом «Перекресток» (ИНН 7728029110; 109029, г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 4), поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

2.  Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы (окончанием срока распространения и действия рекламного каталога).

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение 3 месяцев с даты принятия. Датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               И.А. Куриков

 

 

Члены комиссии                                                                                            В.С. Делянова

 

 

                                                                                                              М.Е. Фомин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны