Постановление №612/02 Постановление о наложении штрафа по делу № 1 от 11 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»

пл. Конституции, д. 3, лит. А,

г. Санкт-Петербург, 196247 

 

филиалу Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Новгородэнерго»                                            

ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 3,

Великий Новгород, 173001

 

Исходящий № 612/02 от 11.02.2015

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении  штрафа по делу № 1 об административном правонарушении

 

Резолютивная часть оглашена 09.02.2015                                                 Великий Новгород

Изготовлено в полном объеме 11.02.2015                                     

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) Виниченко Ольга Сергеевна, рассмотрев материалы дела № 1 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (юридический адрес: ул. Соборная, д. 31,  г. Гатчина, Ленинградская область, 188304; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера «А», г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)

У С Т А Н О В И Л:

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) 12.08.2014 вх. № 6740 поступило заявление Елфимовой Е.С. о нарушении Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – Общество, ОАО «МРСК Северо-Запада») антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Из заявления Елфимовой Е.С. и приложенных к нему копий документов следует, что она 03.09.2013 обратилась в Общество с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям Общества своего участка по адресу:  Новгородская обл., Новгородский район, массив № 4 (д. Ермолино), СТ «Сосновый», уч.43, кад. № 53:11:0810501:43, (далее – объект Елфимовой), с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств до 15 кВт.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.10.2009 № АГ/34241 технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике. Основным видом деятельности Общества является оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного Общество занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Согласно абзацу 3 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Максимальная мощность энергопринимающих устройств Елфимовой Е.С., как указано в её заявке на технологическое присоединение к электрическим сетям, составляет 15 кВт.  Целью технологического присоединения энергопринимающих устройств, согласно пункту 2 Договора, является строительство и постоянное энергоснабжение жилого дома на земельном участке заявителя, то есть электрическая энергия будет использована заявителем для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.  Следовательно, в соответствии с пунктами 14 и 16 Правил в рассматриваемом случае предельный срок для осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев.

Между Обществом и Елфимовой Е.С. был заключен договор № 4118-И/13 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 27.09.2013 (далее – договор № 4118-И/13). Согласно пункту 4 Договора, его неотъемлемой частью являются Технические условия для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям № № 4118-И/13-001 от 25.09.2013 (далее – Технические условия № 4118-И/13-001), приведенные в приложении к договору № 4118-И/13.

В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего договора, то есть, в рассматриваемом случае – до 27.03.2013.

Пунктом 10 Договора установлено, что размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 28.12.2012 № 87 и составляет 550 рублей.

Елфимова Е.С. оплатила технологическое присоединение в сумме 550 рублей, что подтверждается копией кассового чека от  02.10.2013.

В соответствии с пунктом 5 Договора, заключенного между Обществом и Елфимовой Е.С. срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с момента вступления настоящего договора в силу. Данный Договор заключен 27.09.2013, следовательно, срок  осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 27.03.2014. Значительная просрочка Обществом своих обязательств по Договору повлекла ущемление прав Елфимовой Е.С., так как она в течение длительного времени не могла продолжать строительство и вынуждена была претерпеть в результате этого ряд неудобств и затрат.

Кроме того, Елфимова Е.С. понуждала Общество к исполнению договора  № 4118-И/13 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 27.09.2013. Так, с мая 2014 года Елфимова Е.С. неоднократно звонила в Общество для уточнения сведений об исполнении указанного договора, на что ей либо не могли компетентно ответить, либо отвечали, что договор не исполняется ввиду большого количества заявок. Далее Елфимова Е.С.  28.07.2014 обратилась письменно, надеясь получить ответ о причине неисполнения обязательств по договору. Письмо было получено  Обществом, о чем свидетельствует его копия с отметкой Общества (входящее № 2565 от 28.07.2014). В ответе от Общества (от 08.08.2014 исх. № 5020) указывается, что было подготовлено техническое задание на строительно-монтажные работы, и на данный момент осуществляется конкурсная процедура по регламентированным закупкам для заключения с победителем договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ, необходимых для подключения Объекта.

Согласно пояснениям, данным в ходе рассмотрения дела № 49 о нарушении антимонопольного законодательства представителями ОАО «МРСК Северо-Запада», просрочка Обществом исполнения своих обязательств по договору № 4118-И/13 обусловлена тем, что технологическое подключение объекта Елфимовой Е.С. с целью экономической и технической целесообразности было решено запроектировать от объекта электросетевого хозяйства, который построен ОАО «МРСК Северо-Запада» для осуществления подачи электроэнергии на объект Бабаева В.Г.

Также представителями ОАО «МРСК Северо-Запада» был выдвинут аргумент, согласно которому при подключении Елфимовой Е.С. напрямую через СТП «Яблоневка» значительно увеличилась бы стоимость данного подключения, так как расстояние от участка заявителя до СТП «Яблоневка» более 500 метров.

В то же время, что следовало из масштабной карты, представленной в Управление 28.10.2014 вх. № 9083 данное расстояние значительно меньше, и, совершенно очевидно, не превышает 500 метров. Также этот факт подтверждается копией Схемы электроснабжения объекта, представленной в Управление письмом от 29.08.2014. При данных обстоятельствах Комиссия посчитала довод представителей ОАО «МРСК Северо-Запада» несостоятельным.

Согласно пояснениям, данным в ходе рассмотрения дела № 49 о нарушении антимонопольного законодательства Елфимовой Е.С., нарушение ОАО «МРСК Северо-Запада» своих обязательств по Договору повлекло ущемление ее интересов, в частности значительно затруднило процесс строительства жилого дома на Объекте, вызвало потребность в использовании бензинового электрогенератора.

Из представленных по запросам Управления документов и информации (от  24.10.2014 вх. № 9028) прослеживалась следующая хронология мероприятий по технологическому присоединению, осуществленных ОАО «МРСК Северо-Запада» в рамках своих обязательств по договору № 4118-И/13.

Приказ № 1016 об исполнении договоров на технологическое присоединение с заявителями, в том числе и Елфимовой Е.С. был подписан 8 октября 2013 года.

Лист согласования технического задания на выполнение строительно-монтажных, пуско-наладочных работ, поставку материалов по объекту: «Строительство отпайки ВЛИ-0,4кВ от Л-2 СТП-10/0,4 кВ «Яблоневка» для электроснабжения н.п. Новая Мельница Новгородского района Новгородской области (заявитель Елфимова)» подписан заместителем начальника производственно-технического отдела ПО «Ильменские электрические сети» И.А. Коломыцевой 18 июля 2014 года.

Дата объявления процедуры закупки на выполнение строительно-монтажных, пуско-наладочных работ, поставку материалов по объекту: «Строительство отпайки ВЛИ-0,4кВ от Л-2 СТП-10/0,4 кВ «Яблоневка» для электроснабжения н.п. Новая Мельница Новгородского района Новгородской области (заявитель Елфимова)» 15 августа 2014 года.

Протокол выбора победителя запроса цен № 100603010701 от 22 августа 2014 года, в соответствии с которым победителем является ООО «ЭнергоСтройПроект».

Договор подряда № 478 -02/14 с ООО «ЭнергоСтройПроект» на выполнение строительно-монтажных работ с поставкой оборудования и материалов и пуско-наладочных работ на объектах распределительных сетей 0,4-10кВ и РУ 6-10 кВ во исполнение договоров по технологическому присоединению потребителей электрической энергии для нужд филиала ОАО « МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» по объекту «Строительство отпайки ВЛИ-0,4кВ от Л-2 СТП-10/0,4 кВ «Яблоневка» для электроснабжения н.п. Новая Мельница Новгородского района Новгородской области (заявитель Елфимова)» подписан 25 августа 2014 года.

Акт о приемке выполненных работ по строительству отпайки ВЛИ-0,4кВ от Л-2 СТП-10/0,4 кВ «Яблоневка» для электроснабжения н.п. Новая Мельница Новгородского района Новгородской области (заявитель Елфимова) составлен 28 августа 2014 года.

Акт об осуществлении технологического присоединения №4118-И/13 от 27.09.2013 к договору № 4118-И/13 от 27.09.2013 подписан ОАО «МРСК Северо-Запада» и Елфимовой Е.С. 13 октября 2014 года.

То есть, технологическое присоединение объекта Елфимовой было осуществлено по истечении более чем шести месяцев после окончания срока, предусмотренного договором № 4118-И/13.

Исходя из вышеизложенного Обществом не были представлены доказательства осуществления каких-либо мероприятий по технологическому присоендинению объекта Елфимовой Е.С.  с момента издания Приказа № 1016 об исполнении договоров на технологическое присоединение с заявителями, в том числе и Елфимовой Е.С., 8 октября 2013 года до момента согласования технического задания 18 июля 2014 года.

По объекту Бабаева В.Г., Согласно представленным в Управление копиям документов, ОАО «МРСК Северо-Запада» осуществляло мероприятия по технологическому присоединению в следующей последовательности.

Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 904/13 был заключен 22.05.2013.

Лист согласования технического задания по подключению объекта Бабаева В.Г. согласован 30 декабря 2013 года.

Дата объявления процедуры закупки на выполнение строительно-монтажных работ с поставкой оборудования и материалов и пуско-наладочных работ на объектах распределительных сетей 0,4-10кВ и РУ 6-10 кВ во исполнение договоров по технологическому присоединению потребителей электрической энергии для нужд филиала ОАО « МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» по объекту «Строительство отпайки ВЛИ-0,4кВ от Л-2 СТП-10/0,4 кВ «Яблоневка» для электроснабжения н.п. Новая Мельница Новгородского района Новгородской области (заявитель Бабаев В.Г.)» - 17 апреля 2014 года.

Договор подряда  на выполнение строительно-монтажных работ с поставкой оборудования и материалов и пуско-наладочных работ на объектах распределительных сетей 0,4-10кВ и РУ 6-10 кВ во исполнение договоров по технологическому присоединению потребителей электрической энергии для нужд филиала ОАО « МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» по объекту «Строительство отпайки ВЛИ-0,4кВ от Л-2 СТП-10/0,4 кВ «Яблоневка» для электроснабжения н.п. Новая Мельница Новгородского района Новгородской области (заявитель Бабаев В.Г.)» заключен 7 мая 2014 года.

Акт о приемке выполненных работ по объекту Бабаева составлен 20 мая 2014 года.

Таким образом, при подключении объекта Бабаева В.Г. также имеют место большие временные разрывы между этапами осуществления мероприятий по технологическому подключению, обосновать которые объективными причинами ОАО «МРСК Северо-Запада» не может.

Исходя из этого, довод ОАО «МРСК Северо-Запада» о просрочке технологического присоединения Елфимовой Е.С. в связи с осуществлением мероприятий по технологическому присоединению Бабаева В.Г. представился Комиссии несостоятельным.

Таким образом, практические действия по исполнению заключенного с  Елфимовой Е.С. Договора Общество начало совершать лишь в июле 2014 года, тогда как в соответствии с договором № 4118-И/13 , подключение должно было быть осуществлено в срок до 27 марта 2014 года.

При рассмотрении дела № 49 о нарушении антимонопольного законодательства  сетевой организацией не были представлены доказательства, подтверждающие, что сетевой организацией предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий договоров в предусмотренные законом сроки.

Из всего вышеизложенного следует, что Общество имело реальную возможность если  и не осуществить технологическое присоединение Объекта заявителя в установленный  Правилами и договором № 4118-И/13 6-ти месячный срок, то хотя бы значительно сократить просрочку  выполнения технологического присоединения, не допуская значительного ущемления интересов заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Решением Новгородского УФАС России от 13.11.2014 по делу № 49 о нарушении антимонопольного законодательства действия ОАО «МРСК Северо-Запада» признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Дело № 49 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено приказом № 312 от 25.09.2014, таким образом, датой выявления административного правонарушения является 25 сентября 2014 года.

Место и время выявления административного правонарушения – Новгородская область, Новгородский район, массив № 4 (д. Ермолино); 25 сентября 2014 года.

          В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, у Общества имелась, поскольку оно могло, соблюдая нормы антимонопольного законодательства, не злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке услуг по передачи электрической энергии, соблюдать сроки осуществления технологического предоставления, что соответствовало бы требованиям антимонопольного законодательства. Однако, всех зависящих от него мер для соблюдения норм антимонопольного законодательства, а также мер по прекращению и недопущению противоправных действий Обществом до обращения граждан за защитой своих гражданских прав и до возбуждения Управлением дела № 49 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества принято не было.

Таким образом,  вина Общества заключается в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении  за нарушение  антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

          Решение по делу № 49 о нарушении антимонопольного законодательства принято Новгородским УФАС России 13.11.2014.

          В соответствии с частью 6 статьи 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьей 14.31 указанного Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

           По факту совершения Обществом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, действий (бездействия), признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, в отношении Общества специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Управления Аванесяном М.В. составлен протокол от 26.01.2015 № 1 об административном правонарушении.  

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания Обществу учтены  характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Кроме того, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения учтены положения пункта 2 приложения к статье 14.31 КоАП РФ, согласно которому при назначении административного наказания, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса. Размер  административного штрафа  определен с учетом положений пункта 4 приложения к статье 14.31. КоАП РФ.

Согласно положению пункта  4 приложения к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Поскольку нарушение антимонопольного законодательства было выявлено  Управлением в 2014 году, то выручка от реализации услуг определяется за предшествующий календарный год – 2013 год.

Деятельность филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» регламентируется Положением о филиале ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго», утвержденным приказом Генерального директора ОАО «МРСК Северо-Запада» от 03.03.2008 № 70. В структуру филиала
ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» входят четыре производственных отделения (далее – ПО), каждое их которых осуществляет деятельность на территории нескольких муниципальных  районов Новгородской области. В свою очередь, в каждое ПО  входят территории организационных обособленных районов обслуживания электрических сетей (РЭС). В частности, в состав ПО «Ильменские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» входят шесть районов электрических сетей: Новгородский, Батецкий, Маловишерский, Солецкий, Шимский, Чудовский. В рассматриваемом случае, нарушение антимонопольного законодательства, установленное решением по делу № 49, ОАО «МРСК Северо-Запада» совершило в Новгородском районе Новгородской области (по месту нахождения объекта Елфимовой Е.С.), то есть в границах территории организационного обособленного района обслуживания электрических сетей  -  Новгородской РЭС ПО «Ильменские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго».

Таким образом, в рассматриваемом случае географические границы рынка в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе по услуг по технологическому присоединению, на котором совершено правонарушение, определены как территория организационного обособленного района обслуживания электрических сетей – Новгородского РЭС ПО «Ильменские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго».

Продуктовые границы рынка в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии определены исходя из особенностей нарушения (категории заявителей, объекты которых присоединяются к электрическим сетям). Рассматриваемое правонарушение совершено в отношении физических лиц, имеющих намерение присоединить принадлежащие им энергопринимающие устройства к электрическим сетям Общества с целью использования электрической энергии для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, то есть относящихся к категории «население». В связи с чем продуктовые границы рынка определены как услуги по передаче электрической энергии, включая услуги по технологическому присоединению, оказываемые лицам, относящимся к категории «население».

Согласно сведениям, представленным Обществом:

- совокупный размер суммы выручки Общества от реализации всех товаров в Новгородской области за 2013 год составил 5 573 677 800 руб.

- сумма выручки Общества от реализации услуг по передаче электрической энергии, включая технологическое присоединение, в пределах территории организационного обособленного района обслуживания электрических сетей Новгородской РЭС ПО «Ильменские электрические сети» Филиала ОАО «МРСК Северо-Запада «Новгородэнерго» за 2013 год по категории «население» составляет 19 648 810 руб.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178  «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, помимо прочего,  цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям. Государственному регулированию подлежит также плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 14.31. КоАП РФ штраф на юридическое лицо за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в случае, если административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг),  реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, максимальный размер штрафа, предусмотренный  частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, составляет 3 сотые размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, и не менее ста тысяч рублей.

Три сотые размера суммы выручки от реализации услуг по передаче электрической энергии, включая технологическое присоединение, в пределах территории обслуживания Новгородского РЭС ПО «Ильменские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» за 2013 год по категории «население», составляет 589 464 рублей 30 копеек что менее чем одна пятидесятая (2 процента) совокупного размера суммы выручки от реализации  всех товаров в Новгородской области, которая составляет 111 473 556 рублей.

Минимальный размер административного штрафа – три тысячных размера суммы выручки от реализации товара, на рынке которого произошло нарушение,  что составляет 58 946 рублей 43 копейки.

При отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, размер налагаемого на Общество штрафа был бы равен сумме суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, что составляет 324 205 рублей 37 копеек.

Выполнение Обществом мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гражданки без предписания антимонопольного органа является добровольным прекращением действий (бездействия) Общества, признанного Комиссией Управления злоупотреблением доминирующим положением, что отражено в решении по делу № 49 о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.

Таким образом, размер административного штрафа подлежит уменьшению на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, что составляет 66 314,73  руб.

Размер административного штрафа с учетом смягчающего обстоятельства  составляет 257 890 рублей 64 копейки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП, повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения признается  обстоятельством, отягчающими административную ответственность.

Статья 4.6.  КоАП РФ устанавливает, срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Согласно вышеназванной статье лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Общество было привлечено Новгородским УФАС к административной ответственности по части 2 статьи 14.31. КоАП РФ постановлением от 09.01.2014 . В соответствии с часть 1 статьи 4.8. КоАП РФ, течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Постановление о наложении штрафа по делу № 20 об административном правонарушении было вручено Обществу 16.01.2014. Таким образом, Общество считалось подвергнутым административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ до 27.01.2015 года.

Исходя из вышеизложенного, повторного совершения Обществом однородного административного правонарушения не усматривается. Отягчающих обстоятельств не имеется.

Таким образом, размер административного штрафа, в рассматриваемом случае  равен 257 890 рублей 64 копейки.

На рассмотрении дела об административном правонарушении № 1 присутствовал представитель ОАО «МРСК Северо-Запада» Баранов Илья Игоревич, действующий на основании доверенности № 2Д-636 от 19 ноября 2014 года. Представитель ОАО «МРСК Северо-Запада» ходатайствовал о применении нормы 2.9. КоАП РФ, которая предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

В то же время вышеназванная норма является исключительной и в данном случае применению не подлежит. ОАО «МРСК Северо-Запада» ранее уже неоднократно привлекалось Управлением к административной ответственности за совершение правонарушений по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ. Кроме того,  просрочка подключения участка гражданки к электрическим сетям по вине Общества составила около 6 месяцев, что, в свою очередь, существенно нарушило законные права Елфимовой Е.С.

           При назначении административного наказания Обществу выяснялись и были учтены в соответствии с требованиями части 3 статьи 4.1. КоАП РФ характер совершенного им административного правонарушения, финансовое положение Общества, обстоятельства, смягчающие и отягчающие  административную ответственность, иные обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей  26.1 КоАП РФ.

Антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Установив нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принимает меры к прекращению нарушения, защищая тем самым как правопорядок, так и нарушенные гражданские права.

Общественная опасность совершенного Обществом правонарушения заключается в несоблюдении установленных законом правил осуществления предпринимательской деятельности, что нарушает организационные и правовые основы защиты конкуренции и создаёт угрозу охраняемым законом интересам граждан, которые пользуются услугами Общества по передаче электрической энергии. Не осуществив технологическое присоединение энергопринимающего устройства гражданке в срок, Общество тем самым нарушило законные интересы гражданки.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Общества, признано добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества не имеется.

Таким образом, совокупностью доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении  № 1 от 26.01.2015 и материалами дела, доказано событие административного правонарушения, совершение его ОАО «МРСК Северо-Запада», вина ОАО «МРСК Северо-Запада», а также наличие всех необходимых оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП РФ гарантий, не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены. Каких-либо заявлений, ходатайств или отводов от Общества не поступало.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 4.1, 4.5, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Признать юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (юридический адрес: ул. Соборная, д. 31,  г. Гатчина, Ленинградская область, 188304; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера «А», г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785), виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в совершении субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 257 890 (двести пятьдесят семь тысяч восемьсот девяносто) рублей 64 (шестьдесят четыре) копейки.

3. Сумму штрафа Открытому акционерному обществу  «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» надлежит перечислить в бюджет:

 

ИНН 5321047553

КПП 532101001

Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское  УФАС России)

Счет:   40101810900000010001

Банк:  Отделение Новгород

БИК:  044959001

Кор. счет:  Нет

ОКТМО: 49401000

Код БК: 16111602010016000140

(Штраф за нарушение антимонопольного законодательства)

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Руководитель Управления, государственный советник РФ 2 класса                                                         О.С. Виниченко

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны