Определение №4444/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела об административном правонару... от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад»
пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247
post@mrsksevzap.ru

 

Новгородский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»
173001, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, дом 3
sekr@novgorodenergo.ru; novgorod@rosseti-sz.ru

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном правонарушении

053/04/9.21-655/2023 и проведении административного расследования


 

«09» ноября 2023 года Великий Новгород


 

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Новгородского УФАС России <...>., рассмотрев материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация) (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3, литера А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785),

УСТАНОВИЛ:


 

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило обращение от жителей д. Менюша Шимского района Новгородской области, в качестве заявителя от которых выступила гр. <...> (далее - Заявитель), содержащее информацию об отключении Сетевой организацией электроэнергии в указанном населенном пункте, превышающем 72 часа в год (вх. № 6076/23 от 18.10.2023).

Из заявления следует, что в настоящее время наблюдаются частые систематические отключения электроэнергии на продолжительное время следующего населенного пункта Новгородской области, расположенного по адресу: Шимский район, Медведское сельское поселение, деревня Менюша.

В связи с изложенным Заявитель просит провести проверку по указанному факту нарушения.

В ходе рассмотрения заявления Управлением установлено следующее.

Между ООО «ТНС энерго Великий Новгород» и ПАО «Россети Северо-Запад» заключен договор № 32 от 30 января 2014 года на оказание услуг по передаче электрической энергии в целях осуществления электроснабжения объектов электросетевого хозяйства Общества, в том числе относительно объектов, от которых непосредственно осуществляется электроснабжение населенного пункта Новгородской области, расположенного по адресу: Новгородский район, Ракомское сельское поселение, деревня Новое Ракомо.

Поскольку обращение в адрес Управления поступило от граждан, Управление полагает, что электроснабжение вышеуказанных объектов, посредством которых, в том числе, осуществляется электроснабжение указанного населенного пункта, осуществляется по третьей категории надежности ввиду следующего: третья категория надёжности, согласно Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 присваивается заявителям – физическим лицам, обратившимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила недискриминационного доступа) утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Из разъяснений ФАС России следует, что в случае нарушения пункта 31(6) Правил недискриминационного нарушение признается допущенным в течении календарного года, то есть в рассматриваемом случае с 01.01.2023 по н.в. 2023 года, при этом допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд для третьей категории надежности. Для первой и второй категорий надежности часы таких отключений не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

В данной связи необходимо отметить, что предельные сроки устанавливаются вне зависимости от категории надёжности и, таким образом, установление в данном случае принадлежности Заявителя именно к третьей категории не изменяет сути допущенного правонарушения.

Общество как сетевая организация несет ответственность за передачу электроэнергии и обеспечение условий ее передачи в рамках установленных обязательственных отношений с потребителями, а именно в пределах своей ответственности отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями, в том числе за превышение допустимого числа часов отключений в год.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» является оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть ПАО «Россети Северо-Запад» является субъектом естественной.

Согласно абзацу 1 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Согласно абзацу 2 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Согласно абзацу 7 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В ходе рассмотрения заявления Управлением были предварительно установлены признаки нарушения пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа в действиях ПАО «Россети Северо-Запад».

Согласно пункту 29 Правил недискриминационного доступа, сетевая организация в порядке и по основаниям, которые указаны в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии) вводит полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 34 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.

Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.

Согласно пункту 35 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к графикам аварийного ограничения относятся, в том числе графики временного отключения потребления, в соответствии с которыми без предварительного уведомления потребителей сетевая организация или системный оператор производит отключение линий электропередачи и (или) электросетевого оборудования. При этом также может предусматриваться отключение электроустановок непосредственно персоналом потребителей. Графики временного отключения потребления вводятся в действие в случае невозможности введения в действие графиков ограничения режима потребления в сроки, необходимые для предупреждения или предотвращения аварийных электроэнергетических режимов, в случае невыполнения потребителями диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике о введении в действие графиков ограничения режима потребления, а также в случае сохранения причин, послуживших основанием для введения в действие графиков ограничения режима потребления после введения ограничения режима потребления.

Согласно пункту 47 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В 2021-2022 годах Новгородским УФАС России ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и, в частности, пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг предусмотрена статьёй 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям

- влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи,

- влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

С учетом того, что ПАО «Россети Северо-Запад» уже привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Из имеющихся в распоряжении Управления сведений следует, что нарушение п. 31(6) Правил недискриминационного доступа было допущено в то время, когда Общество уже было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (дело № 053/04/9.21-256/2023 об административном правонарушении).

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,


 

ОПРЕДЕЛИЛ:


 

1. Возбудить в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация) (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3, литера А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785), дело об административном правонарушении по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ ПАО «Россети Северо-Запад» надлежит в срок до 23.11.2023 представить в Новгородское УФАС России следующие сведения:

3.1. Письменные мотивированные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела.

3.2. Сведения о количестве часов отключений электрической энергии по объектам электросетевого хозяйства Общества, от которых непосредственно осуществляется электроснабжение следующего населенного пункта Новгородской области, расположенного по адресу: Шимский район, Медведское сельское поселение, деревня Менюша в виде заполненной таблицы по следующей форме за период с 1 января 2023 года по дату получения настоящего запроса:

Временной интервал отключения точные дата и время (включая срок восстановления электроснабжения)

Вид отключения/ограничения (аварийное, плановое, внерегламентное отключение)

Продолжительность отключения

Общая продолжительность отключений/ограничений (нарастающим итогом)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С приложением заверенных надлежащим образом копий документальных доказательств: выкопировки из страниц оперативного, подтверждающих отключение/включение электрической энергии по каждому факту в указанные периоды, иных имеющихся в распоряжении сетевой организации доказательств.

3.3. Сведения о согласовании (при наличии) с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору более длительных сроков для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства.

3.4. Информацию о направлении ПАО «Россети Северо-Запад» в адрес Министерства энергетики Российской Федерации сведений, предусмотренных пунктами 4.1, 6.1 приказа Минэнерго России от 02.03.2010 № 91 «Об утверждении Порядка передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике», о произошедших в районе электрических сетей ПО «Ильменские электрические сети» аварийных отключений по ВЛ, от которой происходит электроснабжение следующих населенных пунктов Новгородской области: Шимский район, Медведское сельское поселение, деревня Менюша за истекший период 2023 года.

4. О составлении протокола в случае получения достаточных сведений, указывающих на наличие в действиях Общества нарушений пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа ПАО «Россети Северо-Запад» будет дополнительно извещено надлежащим образом путем направления уведомления о составлении протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также, иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 3 статьи 28.7 КоАП РФ при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

 

 

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области

 

 

 

<...>

 

С определением ознакомлен (а). _________________________________________

_____________________________________________________________________

 

Права и обязанности разъяснены. ________________________________________

_____________________________________________________________________

 

Подпись лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении (Ф.И.О. физического лица или законного представителя юридического лица, расшифровка подписи, наименование должности, реквизиты документа, удостоверяющего его служебное положение. В случае отказа от подписания протокола делается отметка об отказе от подписания).

Связанные организации

Связанные организации не указаны