Решение №/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы ОАО «СОГАЗ» от 8 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Государственному заказчику –

ФГКУ ОВО УМВД России

и его конкурсной комиссии

пр. А. Корсунова, д. 13 А,

Великий Новгород, 173016

 

Подателю жалобы –

ОАО «СОГАЗ»

ул. Людогоща, д. 6/13,

Великий Новгород, 173003

 

Участнику закупки –

ООО «СК «Согласие»

ул. Тихвинская, д. 10 А,

Великий Новгород, 173003

 

Исходящий № /03 от 08.05.2015

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

06 мая 2015 года                                                                                         Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

Руднева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;                

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области» (173016, Великий Новгород, пр. А. Корсунова, д. 13 А; далее – ФГКУ ОВО УМВД России) – старшего юрисконсульта Сухарева Александра Васильевича (доверенность № 8/4 от 12.02.2013);

подателя жалобы – Открытого акционерного общества «СОГАЗ» (173003, Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 6/13; далее – ОАО «СОГАЗ») – начальника отдела корпоративных продаж Новгородского филиала Савиной Евгении Александровны (доверенность № Ф-69/15-16 от 01.04.2015);

участника закупки (победителя) – Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» (173003, Великий Новгород, ул. Тихвинская, д. 10 А; далее – ООО «СК «Согласие») – Ершовой Ирины Ивановны  (доверенность № 973/Д от 01.04.2015),

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – ОАО «СОГАЗ» на действия конкурсной комиссии государственного заказчика – ФГКУ ОВО УМВД России при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта (договора) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ФГКУ ОВО УМВД России, извещение № 0350100007415000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 26.03.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

УСТАНОВИЛА:

27.04.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ОАО «СОГАЗ» на действия конкурсной комиссии государственного заказчика – ФГКУ ОВО УМВД России при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта (договора) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ФГКУ ОВО УМВД России              (начальная (максимальная) цена контракта – 601 625,54 рублей), извещение № 0350100007415000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.03.2015 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из Жалобы следует, что ОАО «СОГАЗ» была подана заявка на участие в рассматриваемом открытом конкурсе. ОАО «СОГАЗ» первоначально произвело расчет цены государственного контракта исходя из действующих на дату подачи заявки (27.03.2015) страховых тарифов, установленных Указанием Центрального Банка Российской Федерации «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 3384-У от 19.09.2014 (далее – Указание о страховых тарифах)». После вступления в силу подпункта 1.1 пункта 1 указания Центрального Банка Российской Федерации № 3604-У от 20.03.2015 «О внесении изменений в Указание о страховых тарифах»(12.04.2015), ОАО «СОГАЗ» 15.04.2015 представило изменения  своей заявки с перерасчетом цены государственного контракта по новым страховым тарифам для владельцев транспортных средств (предлагаемая цена контракта составила - 533 373,21 рубля).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе первых частей заявок на право заключения государственного контракта (договора) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ФГКУ ОВО УМВД России в 2014 году от 21.04.2015 (далее – Протокол) конкурсная комиссия признала заявку ОАО «СОГАЗ» несоответствующей требованиям документации о проведении открытого конкурса (далее – Конкурсная документация) и законодательства по следующим основаниям: «В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе. Цена государственного контракта определена  государственным заказчиком в соответствии с предельными размерами базовой ставки страховых тарифов, на основании минимального значения базового страхового тарифа, коэффициентов страхового тарифа, по каждому транспортному средству, подлежащему страхованию (минимальное значение) (в соответствии с Указанием о страховых тарифах)».

Указанные действия конкурсной комиссии привели к нарушению положений и требований Закона о контрактной системе, а также нарушению прав ОАО «СОГАЗ». Отказ в допуске к участию в конкурсе ОАО «СОГАЗ» неправомерен, так как предложенная подателем Жалобы цена контракта полностью отвечает, действующим на момент рассмотрения заявок участников конкурса, страховым тарифам, установленным законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, податель Жалобы – ОАО «СОГАЗ» просит выдать государственному заказчику и его конкурсной комиссии предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ОАО «СОГАЗ» поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Государственный заказчик письменных возражений на Жалобу не представил. На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика – ФГКУ ОВО УМВД России пояснил, что считает Жалобу необоснованной по следующим основаниям.

Конкурсной комиссией были рассмотрены заявки 3 участников закупки – ООО «СК «Согласие» (конверт № 1 подан 27.03.2015 в 09 часов 00 минут), ОАО «СОГАЗ» (конверт № 2 подан 27.03.2015 в 09 часов 02 минуты) и САО «ВСК» (конверт № 4 подан 15.04.2015 в 15 часов 01 минуту). Третий конверт, поданный участником рассматриваемой закупки – ОАО «СОГАЗ» 15.04.2015 в 11 часов 00 минут, содержал изменения в уже поданную заявку и поэтому рассматривался и оценивался комиссией как изменение существующей заявки.

В конверте № 2 участником закупки – ОАО «СОГАЗ» в числе прочих документов приложена заявка на участие в конкурсе с предложением цены контракта 601 625,54 рублей, что является допустимым и не противоречит конкурсной документации.

Поданное 15.04.2015 участником закупки – ОАО «СОГАЗ» изменение к заявке (конверт зарегистрирован под номером 3) содержало уменьшенное предложение по цене контракта - 533 373,21 рубля, что противоречит положениям конкурсной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.   

На основании изложенного государственный заказчик – ФГКУ ОВО УМВД России и его конкурсная комиссия считают, что заявка ОАО «СОГАЗ» была правомерно отклонена комиссией по причине несоответствия требованиям конкурсной документации.

Участник закупки, признанный единственным участником рассматриваемого конкурса – ООО «СК «Согласие» также считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 3390 от 30.04.2015 Новгородского УФАС России).  Пунктом 6.5 конкурсной документации предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта при его исполнении, поэтому в данном случае изменения, связанные с ценой можно вносить в Государственный контракт, а не в заявку, поэтому ООО «СК «Согласие» подало заявку на участие в открытом конкурсе в соответствии со страховыми тарифами, указанными в конкурсной документации. Заявка ОАО «СОГАЗ» была правомерно отклонена конкурсной комиссией, поскольку участник предложил цену контракта, не соответствующую положениям конкурсной  документации.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  открытого конкурса.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В марте – апреле 2015 года государственным заказчиком – ФГКУ ОВО УМВД России по Новгородской области осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ФГКУ ОВО УМВД России по Новгородской области.

Конкурсная документация утверждена начальником ФГКУ ОВО УМВД России по Новгородской области А.В. Степановым 26.03.2015.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

Аналогичное требование к содержанию заявки на участие в конкурсе установлено пунктом 4.1.2 Конкурсной документации.

Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Согласно Протоколу № б/н от 16.04.2015 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки 3 участников: ООО «СК «Согласие» (конверт № 1,  дата и время подачи 27.03.2015 в 09 часов 00 минут, предлагаемая цена (стоимость) – 601 625, 54 рублей), ОАО «СОГАЗ» (конверт № 2, дата и время подачи 27.03.2015 в 09 часов 02 минуты, предлагаемая цена (стоимость) - 601 625, 54 рублей) и САО «ВСК» (конверт № 4, дата и время подачи 15.04.2015 в 15 часов 01 минуту, предлагаемая цена (стоимость) - 534 199, 77 рублей).

В соответствии со статьей 43 Закона о контрактной системе участник конкурса вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.

В поступившем конверте с изменениями заявки, зарегистрированном согласно пояснениям представителя государственного заказчика – ФГКУ ОВО УМВД России под номером 3 от 15.04.2015 (время подачи – 11:00), участником закупки – ОАО «СОГАЗ» представлено уточненное предложение участника открытого конкурса в отношении цены контракта (предлагаемая цена - 533 373,21 рубля).

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок конкурсная комиссия отклонила заявки ОАО «СОГАЗ», САО «ВСК» и признала соответствующей требованиям Конкурсной документации только заявку ООО «СК «Согласие», признав его единственным участником конкурса.

На основании части 6 статьи 53 Закона о контрактной системе, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся.

Согласно пункту 1.9.2 части 1 Раздела II Конкурсной документации, представление недостоверных сведений или подача заявки, не отвечающей требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации, является риском участника закупки, подавшего такую заявку, который приведет к отклонению его заявки.

В силу того, что предельный размер базовой ставки страховых тарифов установлен Указанием о страховых тарифах, государственным заказчиком на основании минимального значения базового страхового тарифа (минимальное значение), коэффициентов страхового тарифа, произведен расчет страхового тарифа по каждому транспортному средству, подлежащему страхованию, соответственно суммы начальной (максимальной) цены государственного контракта должны быть равны для всех участников и соответствовать начальной (максимальной) цене контракта.

Пунктом 4 Информационной карты (Раздел III) Конкурсной документации установлена начальная (максимальная) цена государственного контракта – 601 625,54 рублей. 

Заявка с внесенными изменениями ОАО «СОГАЗ» в нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе не отвечала требованию Конкурсной документации в части цены контракта.

Таким образом, принятое конкурсной комиссией государственного заказчика – ФГКУ ОВО УМВД России на основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе решение о несоответствии заявки подателя Жалобы требованиям, установленным Конкурсной документацией  и об отказе в допуске  подателя Жалобы к участию в открытом конкурсе, является правомерным.

  1. Извещение о проведении рассматриваемого конкурса было размещено на официальном сайте 26.03.2015, срок подачи заявок был установлен до 16.04.2015.

Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.

В официальном издании Центрального Банка России «Вестник Банка России»  № 27 от 30.03.2015 опубликовано Указание Центрального Банка Российской Федерации № 3604-У от 20.03.2015 «О внесении изменений в Указание о страховых тарифах», вступившее в законную силу 12.04.2015 (далее – Указания о внесении изменений).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Согласно части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В данном случае государственный заказчик рассчитал и обосновал начальную (максимальную) цену контракта в соответствии с Указанием о страховых тарифах в редакции до внесения изменений, вступивших 12.04.2015. Однако, после 12.04.2015 установленная заказчиком начальная (максимальная) цена контракта (601 625, 54 рублей) уже не соответствовала действующим страховым тарифам, установленных Указанием о внесении изменений.

В соответствии с Извещением о проведении рассматриваемого конкурса дата  и время окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе - 16.04.2015 в 10 часов 00 минут.

Следовательно, внести изменения в Конкурсную документацию в установленный частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе срок государственному заказчику не представлялось возможным.

Однако заказчиком не были учтены положения статьи 36 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе  заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

Согласно части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Вступившие в силу в период проведения открытого конкурса на оказание услуг ОСАГО нормативно-правовые акты, установили новые правила обоснования начальной (максимальной) цены контракта тарифным методом, безусловно являются непреодолимым обстоятельством, которое может являться основанием для отмены закупки в соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о контрактной системе.

В данном случае государственный заказчик – ФГКУ ОВО УМВД России мог и должен был воспользоваться правом отменить определение  поставщика, поскольку после вступления в законную силу Указания о внесении изменений Конкурсная документация уже с 12.04.2015 не отвечала требованиям части 8 статьи 22 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФГКУ ОВО УМВД России содержится нарушение части 8 статьи 22 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Конкурсной документации ненадлежащего обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ФГКУ ОВО УМВД России, существенно повлияли на результаты закупки, послужили основанием для обращения подателя Жалобы в антимонопольный орган, привели к отказу в допуске к участию в открытом конкурсе 2 участников рассматриваемой закупки и признанию конкурса несостоявшимся, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Руководствуясь статьями 22, 50, 53, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Открытого акционерного общества «СОГАЗ» (173003, Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 6/13) на действия конкурсной комиссии государственного заказчика – Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области» (173016, Великий Новгород, пр. А. Корсунова, д. 13 А) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта (договора) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ФГКУ ОВО УМВД России, извещение № 0350100007415000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 26.03.2015, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области» нарушения части 8 статьи 22 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области» и его конкурсной комиссии,  обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Председатель Комиссии                                               И.А. Куриков             

                                                                                                         

Члены Комиссии                                                           А.Т. Иванов

 

                                                                                          Д.А. Руднева

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны