Акт внеплановой камеральной проверки №3693/03 Акт № 41 по результатам внеплановой камеральной проверки от 5 августа 2019 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исходящие  № 3694/03 от 05.08.19

 

Акт № 41                                                                                                                                                 

по результатам внеплановой камеральной проверки

  

05 августа 2019 года                                                                               Великий Новгород                                                                          

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) №   81/2019 от 16.07.2019, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), нами:

Михайловым Сергеем Олеговичем, ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – руководителем инспекции;

Петровым Дмитрием Александровичем, главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции;

Ивановым Артемом Тимуровичем, главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции,

проведена внеплановая камеральная проверка осуществления  заказчиком – Государственным бюджетным учреждением «Управление капитального строительства Новгородской области» и  уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области  закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме  на право заключения государственного контракта на проведение инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документации с получением положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости по объекту капитального строительства «Государственный исторический архив Новгородской области», расположенный по адресу: Великий Новгород, ул.Нехинская, д.55, квартал 143, извещение № 0150200003919000674 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 05.07.2019.

Проверка начата 16.07.2019, окончена 05.08.2019.

Юридические адреса проверяемых организаций:

Государственное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства Новгородской области» (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар,  д. 3; далее – ГБУ «УКС Новгородской области);

Администрация Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее – Администрация).

Место проведения проверки: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области – 173990, Великий Новгород, Воскресенский бульвар (бывший пр. К. Маркса), д. 3.

 

Описательная часть

 

В Новгородское УФАС России поступило обращение юридического лица о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме  на право заключения государственного контракта на проведение инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документации с получением положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости по объекту капитального строительства «Государственный исторический архив Новгородской области», расположенный по адресу: Великий Новгород, ул.Нехинская, д.55, квартал 143, извещение № 0150200003919000674 о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.07.2019 (вх. №№ 4847, 4869 от 11.07.2019 Новгородского УФАС России; далее – Обращение).

Из Обращения следует, что заказчиком  при проведении вышеуказанной закупки были допущены грубые нарушения Закона о контрактной системе, которые приводят к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, относительно сроков выполнения работ.

В результате рассмотрения Обращения и проведения внеплановой проверки действий заказчика, уполномоченного органа и членов его аукционной комиссии в ходе осуществления вышеуказанной закупки установлено следующее.

1. В июле 2019 года заказчиком – ГБУ «УКС Новгородской области» и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме  на право заключения государственного контракта на проведение инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документации с получением положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости по объекту капитального строительства «Государственный исторический архив Новгородской области», расположенный по адресу: Великий Новгород, ул.Нехинская, д.55, квартал 143 (начальная (максимальная) цена контракта – 13 142 776, 34 рублей).

Документация о проведении открытого конкурса в электронной форме (далее – Документация) утверждена главным экспертом   ГБУ «УКС Новгородской области» «….».

Согласно части 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

Таким образом, работы по выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации функционально и технически взаимосвязаны, и, соответственно, могут быть предметом одной закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно части 1 статьи 48 ГрК архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.

Частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В силу части 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по проведению инженерных изысканий и разработке проектной и рабочей документации объекта капитального строительства.

Таким образом, для выполнения работ по проведению инженерных изысканий и разработке проектной и рабочей документации участник закупки должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 ГрК.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

В свою очередь, заказчик – ГБУ «УКС Новгородской области» должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, а также требования к составу вторых частей заявок данных участников - выписку из реестра членов СРО.

            В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе  в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

            Аналогичное требование должно содержаться в конкурсной документации о проведении открытого конкурса в электронной форме (часть 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе).

            Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

            В соответствии с частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)

            Заказчиком – ГБУ «УКС Новгородской области» в пункте 9.3.1 Документации об электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующее требование к участникам аукциона: «Участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 48, частью 2 статьи 55.3 и частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение Работ:

            - участник должен быть членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

            - саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

            - совокупный размер обязательств участника по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Требования не распространяются на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в части 4.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №372-ФЗ)».

Данное требование к участникам закупки правомерно установлено заказчиком – ГБУ «УКС Новгородской области» в Документации в соответствии с вышеуказанными положениями ГрК РФ.

В подпункте 2 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе заказчиком – ГБУ «УКС Новгородской области» указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86, со сроком выдачи не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации)».

При этом, заказчиком – ГБУ «УКС Новгородской области» не было учтено, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование к сроку выдачи выписки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Данное требование к сроку выдачи выписки из реестра членов СРО действующим законодательством не предусмотрено и установлено заказчиком – ГБУ «УКС Новгородской области» в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2018 № Ф05-17376/2018 по делу № А40-15713/2018; Решение Арбитражного суда гор. Москвы от 16.04.2018 по делу № А40-8854/18).

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГБУ «УКС Новгородской области» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к участникам рассматриваемой закупки, не предусмотренного законодательством о контрактной системе (о предоставлении участниками аукциона в составе вторых частей заявок на участие в нем копии выписки из реестра членов СРО со сроком ее выдачи, не предусмотренном Законом о контрактной системе (не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе)).

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – ГБУ «УКС Новгородской области», являются существенными,  свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса, вводят в заблуждение потенциальных участников открытого конкурса относительно действительных требований, предъявляемых заказчиком к участникам закупки и содержанию их заявок, что дает основание для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Заключение

 

1. В действиях заказчика – ГБУ «УКС Новгородской области» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

2.  В действиях должностного лица заказчика – ГБУ «УКС Новгородской области», виновного в утверждении документации о проведении открытого конкурса в электронной форме с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Акт составлен в 2 экземплярах на 4 листах. Второй и третьи экземпляры акта направлены в Государственное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства Новгородской области» и   в уполномоченный орган – Администрацию Губернатора Новгородской области  с сопроводительными письмами исх. № __________ от _________ августа 2019 года с уведомлением о вручении.

 

Руководитель инспекции,

ведущий специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                         _________________________ С.О. Михайлов

                                                                                     (подпись)                                                              

 

Участник инспекции,             

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                         _________________________ Д.А. Петров           

                                                                                                          

                                                         (подпись)                

                        

 

Участник инспекции,

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок 

и рекламы Управления                          ________________________  А.Т. Иванов        

                                                                                                                       (подпись)

Связанные организации

Связанные организации не указаны