Решение №3670/03 РЕШЕНИЕ № 65 по результатам внеплановой документарной провер... от 19 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

Новгородстату

 

наб. р. Гзень, д. 4 А,

Великий Новгород, 173003

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 65

по результатам внеплановой документарной проверки

 

19 августа 2022 года                                                                                 Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Инспекция) в составе:

…,

во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 № 2) о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, писем ФАС России от 13.06.2019 № МЕ/49839-ПР/19, от 19.12.2019 № МЕ/111773-ПР/19, на основании приказа Новгородского УФАС России № 105 от 16.08.2022, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления государственным заказчиком – Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (173003, Великий Новгород, наб. р. Гзень, д. 4 А; далее – Новгородстат) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по пассажироперевозкам автомобильным транспортом в рамках Выборочного федерального статистического наблюдения состояния здоровья населения, извещение № 0150100006122000005 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 23.06.2022, без явки представителей сторон

 

УСТАНОВИЛА:

 

В июне-июле 2022 года государственным заказчиком – Новгородстатом в рамках национального проекта «Демография» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по пассажироперевозкам автомобильным транспортом в рамках Выборочного федерального статистического наблюдения состояния здоровья населения, извещение № 0150100006122000005 о проведении которого было размещено на официальном сайте 23.06.2022.

Извещение о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение) было утверждено заместителем руководителя Новгородстата ... 23.06.2022 (подписано электронной подписью данного должностного лица и размещено на официальном сайте в указанную дату).

1. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

По состоянию на дату объявления рассматриваемой закупки и утверждения Извещения (23.06.2022) часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе действует в редакции Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ (далее – 104-ФЗ).

Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе называет идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Требования к участникам рассматриваемой закупки государственным заказчиком приведены в одноименном разделе («Требования к участникам») Извещения.

При этом, требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, государственным заказчиком в пункте 10 раздела «Требования к участникам» Извещения приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 10 раздела «Требования к участникам» Извещения, государственным заказчиком установлено требование к участникам рассматриваемой закупки об отсутствии в предусмотренном реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике электронного аукциона, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона – юридического лица.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Новгородстата содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении о проведении электронного аукциона требований к его участникам.

2. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию, составу заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе, а требования к содержанию, составу заявки на участие в настоящем электронном аукционе государственным заказчиком приведены в Приложении № 4 к Извещению (далее – Приложение № 4).

2.1. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.

Необходимость представления в составе заявки на участие в настоящем электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта также предусмотрена пунктом 1.2.5 Приложения № 4.

Однако при установлении данного требования к содержанию, составу заявки на участие в рассматриваемой закупке в форме электронного аукциона государственным заказчиком не были учтены положения части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, не устанавливающие требования о предоставлении предложения участника закупки о цене контракта в составе заявки на участие в электронном аукционе.

Так, согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

2.2. По состоянию на дату объявления рассматриваемой закупки и утверждения Извещения (23.06.2022) подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе действует в редакции 104-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать среди прочей информации об участнике закупки идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Вместе с тем, требование о представлении участниками рассматриваемой закупки в составе заявок на участие в ней информации и сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, государственным заказчиком в пункте 1.1.3 Приложения № 4 также приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 1.1.3 Приложения № 4, заявка на участие в настоящем электронном аукционе должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

При этом необходимо отметить, что содержание пунктов 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе содержанию подпункта «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе не идентично. 

Учитывая все вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Новгородстата содержатся нарушения пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в извещении о проведении электронного аукциона ненадлежащих требований к содержанию, составу заявки на участие в нем.

3. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

По состоянию на дату объявления рассматриваемой закупки и утверждения Извещения (23.06.2022) часть 3 статьи 45 Закона о контрактной системе действовала в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ (далее – 360-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе (в редакции 360-ФЗ) в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия.

В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

Проект государственного контракта в данном случае является Приложением № 3 к Извещению.

Требования к независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, государственным заказчиком приведены в разделе «Порядок предоставления обеспечения исполнения Государственного контракта, требования к обеспечению» Извещения, а также в пункте 6.8 Проекта государственного контракта.

При этом требование к содержанию независимой гарантии, предусмотренное частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе (в редакции 360-ФЗ), государственным заказчиком в Извещении и Проекте государственного контракта приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно разделу «Порядок предоставления обеспечения исполнения Государственного контракта, требования к обеспечению» Извещения, в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии.

Согласно пункту 6.8 Проекта государственного контракта независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Новгородстата содержится нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе (в редакции 360-ФЗ), выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.

4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Соответствующий порядок установлен утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила определения размера штрафа).

В соответствии с пунктом 11 Правил определения размера штрафа общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Согласно пункту 12 Правил определения размера штрафа общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, вышеуказанными положениями Правил определения размера штрафа установлено, что лишь общая сумма начисленных штрафов стороне контракта не может превышать его цену.

Однако в пунктах 5.1.1 и 5.3 Проекта государственного контракта государственным заказчиком установлено неправомерное условие, согласно которому цену государственного контракта не может превышать общая сумма начисленной его стороне неустойки как в виде штрафов, так и в виде пени.

Так, согласно пункту 5.1.1 Проекта государственного контракта, общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

В соответствии с пунктом 5.3 Проекта государственного контракта общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Новгородстата содержатся нарушения частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта условия о величине общей суммы начисленных штрафов.

5. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Как установлено выше, требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении рассматриваемой закупки государственным заказчиком установлено, однако названное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе обязательство в Проект государственного контракта Новгородстатом не включено.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Новгородстата содержится нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в невключении в проект контракта обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить его новое обеспечение в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций.

6. В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.

Таким образом, протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта формируется заказчиком с использованием единой информационной системы и размещается им в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока подписания победителем закупки (ее единственным участником) проекта контракта по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Однако в пунктах 6.4, 6.5 Проекта государственного контракта государственным заказчиком установлен иной срок формирования и размещения в единой информационной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта, а также установлена непредусмотренная действующим законодательством обязанность по доведению информации о составлении такого протокола до сведения всех участников закупки.

Так, согласно пункту 6.4 Проекта государственного контракта, при невыполнении таким участником, признанным победителем электронного аукциона, данного требования или признании аукционной комиссией данной информации недостоверной, контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение аукционной комиссии оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе (на официальном сайте) и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

В соответствии с пунктом 6.5 Проекта государственного контракта обеспечение предоставляется участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник электронного аукциона, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника электронного аукциона от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе (на официальном сайте) и доводится до сведения всех участников электронного аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Вместе с тем, в силу положений части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Новгородстата содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся во включении в проект контракта вышеуказанной недостоверной информации.

Установленные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с заключением 18.07.2022 между государственным заказчиком и победителем рассматриваемой закупки – Индивидуальным предпринимателем … государственного контракта по ее итогам, возможность для выдачи соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений у Инспекции в данном случае отсутствует.

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях государственного заказчика – Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 31, частей 4, 5, 7, 8, 30 статьи 34, пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 45, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.

2. Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны