Решение №140/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-5/2023 по результатам рассмотрения жалоб... от 18 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Заказчику –

МКУ «УКС»

 

ул. Каберова-Власьевская, д. 4,

Великий Новгород, 173007

 

 

Уполномоченному органу –

КУМИ и ЗР Великого Новгорода

 

ул. Мерецкова-Волосова, д. 13,

Великий Новгород, 173007

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ИП ……

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/33-5/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

 13 января 2023 года                                                                              Великий Новгород

 

 Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…… – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

….. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

….. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

в присутствии представителей:

заказчика - Муниципального казенного учреждения Великий Новгород «Управление капитального строительства» - директора …..;

уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода – ….. (доверенность № б/н от 1.07.2022),

податель Жалобы – Индивидуальный предприниматель ….. - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял;

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя …… (далее – податель Жалобы) на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения Великий Новгород «Управление капитального строительства»  (173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д.4; далее – МКУ «УКС») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13; далее - КУМИ и ЗР Великого Новгорода) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на разработку проектно-сметной документации и выполнение работ по капитальному ремонту Полевого переулка в Великом Новгороде с устройством велопешеходной дорожки, наружного освещения и другой дорожной инфраструктуры, извещение № 0350300011822000346 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 30.12.2022, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.01.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП ….. на действия заказчика – МКУ «УКС» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – КУМИ и ЗР Великого Новгорода закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на разработку проектно-сметной документации и выполнение работ по капитальному ремонту Полевого переулка в Великом Новгороде с устройством велопешеходной дорожки, наружного освещения и другой дорожной инфраструктуры, извещение № 0350300011822000346 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.12.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) (здесь и далее Закон о контрактной системе в редакции, действовавшей на момент утверждения извещения о проведении рассматриваемой закупки), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Согласно доводам Жалобы ИП …. считает, что заказчиком при описании объекта закупки неправомерно установлены требования о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнение работ.

Кроме того, в своей Жалобе ее податель указывает на неправомерные действия заказчика, выразившиеся в определении срока подачи заявок таким образом, что подача заявок приходилась на нерабочие праздничные дни, что, в свою очередь, не позволило подателю Жалобы подготовить и подать перечень требуемых в рамках рассматриваемой закупки документов, а также внести денежные средства или оформить банковскую гарантию для обеспечения заявки.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Согласно письменным возражениям заказчика (вх. № 56 от 11.01.2023 Новгородского УФАС России), с доводами Жалобы он не согласен по следующим основаниям.

Для определения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) заказчиком разработан локальный сметный расчет, который содержит виды и объемы работ, при этом подрядная организация, выигравшая закупку разрабатывает проектно-сметную документацию с указанием видов и объемов работ, применяемых механизмов и технологического оборудования и выполняет работы в рамках контракта в соответствии с разработанной проектной документацией.

Заказчик также считает, что определённые в извещении о проведении электронного аукциона сроки подачи заявок на участие в закупке установлены в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

Так, исходя из размера НМЦК извещение о проведении рассматриваемой закупки должно было быть размещено не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупки, а дата окончания срока подачи заявок на участие в не должна приходиться на нерабочий день.

Все вышеперечисленные условия соблюдены заказчиком: извещение размещено на официальном сайте 30.12.2022; срок подачи заявок оканчивается 09.01.2023 в 08 часов 30 минут (рабочий день).

При этом в своих письменных возражения на Жалобу заказчик указывает на то, что в период с 3 по 6 января 2023 работали дежурные офисы, следовательно, податель Жалобы имел возможность пополнить счет и предоставить обеспечение заявки.

Присутствующий на рассмотрении Жалобы представитель заказчика поддержала вышеприведенные возражения в полном объеме.

Уполномоченный орган - КУМИ и ЗР Великого Новгорода также считает Жалобу необоснованной, по основаниям, указанным в письменных возражения на нее (вх. № 49 от 11.01.2023 Новгородского УФАС России).

Относительно довода, касающегося описания объекта закупки, уполномоченный орган указывает на то, что данный вопрос не относится к компетенции КУМИ и ЗР Великого Новгорода.

Касательно довода Жалобы об установления ненадлежащих сроков подачи заявок, уполномоченный орган также, как и заказчик, указывает на надлежащее определение даты окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемой закупки.

Присутствующий на рассмотрении Жалобы представитель уполномоченного органа - КУМИ и ЗР Великого Новгорода поддержал вышеприведенные письменные объяснения в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В декабре 2022 - январе 2023 года заказчиком – МКУ «УКС» и уполномоченным органом - КУМИ и ЗР Великого Новгорода осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на разработку проектно-сметной документации и выполнение работ по капитальному ремонту Полевого переулка в Великом Новгороде с устройством велопешеходной дорожки, наружного освещения и другой дорожной инфраструктуры, извещение № 0350300011822000346 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.12.2022 (НМЦК - 20 524 615,00 рублей).

Извещение о проведении электронного аукциона утверждено со стороны заказчика – директором МКУ «УКС» ….., со стороны уполномоченного органа - КУМИ и ЗР Великого Новгорода ….. 30.12.2022 (далее - Извещение).

  1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Из пункта 3.2 Извещения следует, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к Извещению (далее – Приложение № 1).

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Из Приложения № 1 следует, что в рамках рассматриваемой закупки необходимо разработать проектно-сметную документацию в соответствии с Техническим заданием, а также выполнить работы по капитальному ремонту Полевого переулка в Великом Новгороде с устройством велопешеходной дорожки, наружного освещения и другой дорожной инфраструктуры в соответствии с разработанной проектной документацией (Подрядчиком), после получения положительного заключения достоверности сметной стоимости.

Аналогичные условия выполнения работ по капитальному ремонту предусмотрены пунктом 1.3 проекта контракта, являющегося приложением № 4 к Извещению (далее - ПК).

Таким образом, каких-либо требований к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей и технологического оборудования Извещение не содержит.

При этом, локальные сметные расчеты, размещенные заказчиком на официальном сайте, не являются описанием объекта закупки и разработаны заказчиком в рамках обоснования НМЦК.

На основании вышеизложенного, указанный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

  1. Из пункта 2 части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки размещается при проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Как уже было указано ранее, НМЦК составляет 20 524 615,00 рублей, следовательно, Извещение должно было быть размещено на официальном сайте не менее чем за семь дне до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупки.

Согласно сведениям официального сайта, Извещение размещено на официальном сайте 30.12.2022.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее дату и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день.

Каких-либо иных положений относительно порядка определения срока и времени окончания срока подачи заявок законодательство о контрактной системе не содержит.

В соответствии с пунктом 9.2 Извещения дата и время окончания срока подачи заявок указаны в структурированной форме извещения, сформированного средствами официального сайта.

Согласно извещению, сформированному средствами официального сайта, подача заявок оканчивается 09.01.2023 в 08 часов 30 минут.

В силу статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января.

Следовательно, 09.01.2023, определенное в качестве окончания срока подачи заявок, приходится на рабочий день.

На основании изложенного, с учетом даты размещения Извещения на официальном сайте (30.12.2022) и даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (09.01.2023), заказчиком соблюдены как положения пункта 2 части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе (срок размещения Извещения на официальном сайте), так и пункта 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе (дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупки приходится на рабочий день).

Таким образом, рассматриваемый довод Жалобы также не нашел своего подтверждения, и Жалоба является необоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В силу положений части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе обеспечение исполнения контракта, гарантийных обязательств может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

Как уже отмечалось ранее, ПК является приложением № 4 к Извещению.

При этом требование к содержанию независимой гарантии, предусмотренное частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, заказчиком в пункте 3.4.2 Извещения и в пункте 11.12 ПК приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 3.4.2 Извещения и пункту 11.12 ПК, «в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия.».

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «УКС» содержится нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве исполнения контракта и гарантийных обязательств.

  1. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Однако, ПК не содержит ответственности исполнителя в виде штрафа при цене контракта от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МКУ «УКС» содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в ПК размера ответственности исполнителя в виде штрафа при цене контракта от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Вышеуказанные действия заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Извещение, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе и его содержании Комиссия исходит из следующего.

Доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено, поскольку на участие в рассматриваемой закупке не было подано ни одной заявки в связи с чем, аукцион признан несостоявшимся, контракт по итогам закупки заключен не будет.

Учитывая изложенное, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями 33, 34, 42, 45, 96 пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя ……. на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения Великий Новгород «Управление капитального строительства» (173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д.4) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на разработку проектно-сметной документации и выполнение работ по капитальному ремонту Полевого переулка в Великом Новгороде с устройством велопешеходной дорожки, наружного освещения и другой дорожной инфраструктуры, извещение № 0350300011822000346 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 30.12.2022, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения Великий Новгород «Управление капитального строительства» нарушения части 3 статьи 45, частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в связи с отсутствием доказательств того, что указанные нарушения повлияли на результаты рассматриваемой закупки.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика – Муниципального казенного учреждения Великий Новгород «Управление капитального строительства».

 

……..

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны