Решение №3346/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-382/2022 по результатам рассмотрения жал... от 28 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – ГОБУЗ «ОКОД»

 

ул. Ломоносова, д. 27,

Великий Новгород, 173016

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

 

Подателю жалобы – ООО «АЛМАТОР»

 

пл. Конституции, д. 7, лит. А, пом. 50-Н,

г. Санкт-Петербург, 196191

 

пл. Конституции, д. 7, лит. А, пом. 50-Н,

оф. 319, почтовый ящик 57,

г. Санкт-Петербург, 196191

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-382/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

25 июля 2022 года                                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…;

…;

…,         

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» – … (доверенность № … от …) и … (доверенность № … от …);

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял, возражений в отношении доводов жалобы не представил;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «АЛМАТОР» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «АЛМАТОР» (196191, г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 7, лит. А, пом. 50-Н; далее – ООО «АЛМАТОР») на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» (173016, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 27; далее – ГОБУЗ «ОКОД») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования: микроскоп, извещение № 0150200003922000599 о проведении которого в ред. № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.07.2022, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

УСТАНОВИЛА:

 

18.07.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «АЛМАТОР» на действия заказчика – ГОБУЗ «ОКОД» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования: микроскоп, извещение № 0150200003922000599 о проведении которого в ред. № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.07.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

  В приложении № 1 к извещению о проведении электронного аукциона (далее – Приложение № 1) заказчиком установлены требования к техническим, функциональным, эксплуатационным характеристикам товаров.

По совокупности установленных характеристик товара по позиции № 2 Приложения № 1 к поставке возможно предложить исключительно микроскоп медико-биологический NikonEclipseNi (вариант исполнения EclipseNi-U) производства «НИКОН КОРПОРЕЙШН» (Япония), что непосредственно ведет к ограничению количества участников закупки.

2. В пункте 9.3 проекта контракта (Приложение № 4 к извещению о проведении электронного аукциона; далее – Проект контракта) установлено, что «Оплата по Контракту за поставленный Товар осуществляется Заказчиком не более 7 рабочих дней с даты подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Поставщика, Заказчика, и размещения в единой информационной системе документа о приемке, а также представления Поставщиком документов, предусмотренных пунктом 5.3 Контракта, на основании счета, счета-фактуры, товарной накладной/УПД, но не позднее 31.12.2022».

Заказчик включил в Проект контракта условие, непредусмотренное действующим законодательством о контрактной системе, а именно: требование по предоставлению ряда документов помимо обязательного подписания акта приемки на официальном сайте, что служит основанием для несоблюдения (затягивания) установленного срока по оплате поставленного товара.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать ГОБУЗ «ОКОД» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – ГОБУЗ «ОКОД» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. № 4019 от 21.07.2022 Новгородского УФАС России).

1. При формировании описания объекта закупки заказчик руководствовался Законом о контрактной системе во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, которые регулируют порядок закупки товаров, необходимых заказчику в процессе оказания медицинской помощи гражданам.

Одним из основных законодательных актов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки товаров, обеспечивающих доступную, качественную медицинскую помощь гражданам России, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пунктом 2 статьи 4 которого установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Объектом рассматриваемой закупки является поставка товара, а не его изготовление. Таким образом, участником данной закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющей потребностям заказчика.

Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут необходимы для удовлетворения потребностей заказчика, связанных непосредственно с осуществлением им хозяйственной деятельности

Указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Заказчик вправе требовать, чтобы товар обладал особыми характеристиками, если:

- существует специфика применения товара, которая требует от него таких характеристик;

- использование такого товара повышает эффективность закупок;

- на рынке есть несколько производителей товаров с такими характеристиками.

Ранее между ГОБУЗ «ОКОД» и ООО «АЛМАТОР» был заключен контракт № 71 от 25.03.2022 на поставку медицинского оборудования: микроскоп (Производитель: «Карл ЦейссМикроскопиГмбХ»). На основании письменного обращения ООО «АЛМАТОР» о невозможности исполнения контракта с его стороны в текущем году, данный контракт был расторгнут по соглашению сторон.

Установленные заказчиком характеристики не являются уникальными, а лишь направлены на получение ГОБУЗ «ОКОД» оборудования, позволяющим проводить исследования на высоком уровне.

2. Фактической датой поставки товара и оказания услуг считается дата подписания заказчиком документа о приемке на официальном сайте. Приемка поставленного товара осуществляется в течение 15 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в ходе передачи товара заказчику в месте доставки и включает в себя в том числе, проверку полноты и правильности оформления комплекта документов, предусмотренных пунктом 5.3 Проекта контракта.

С учетом вышеизложенного, заказчик просит признать Жалобу необоснованной.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика – ГОБУЗ «ОКОД» устно поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Также, на рассмотрении Жалобы представители ГОБУЗ «ОКОД» устно отметили, что по позиции № 2 Приложения № 1 к поставке возможно предложить, помимо микроскопа медико-биологического NikonEclipseNi (вариант исполнения EclipseNi-U), микроскоп производства «Карл ЦейссМикроскопиГмбХ».

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июле 2022 года заказчиком – ГОБУЗ «ОКОД», уполномоченным органом - Администрацией и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования: микроскоп, извещение № 0150200003922000599 о проведении которого в ред. № ИИ1 было размещено на официальном сайте 13.07.2022  (начальная (максимальная) цена контракта - 20 007 761,19 рублей).

Извещение о проведении электронного аукциона в последней редакции (далее - Извещение) утверждено … 13.07.2022.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В Извещении ГОБУЗ «ОКОД» определен следующий объект рассматриваемой закупки – поставка медицинского оборудования: микроскоп.

1. Как следует из части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Описание объекта закупки содержится в Приложении № 1.

Приложение № 1 устанавливает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики требуемых к поставке товаров, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям.

Приложение № 1 представляет собой таблицу, содержащую наименования показателей (характеристик) товаров, требующихся к поставке, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребностям заказчиков.

Показатели (характеристики) данных товаров содержатся в столбце 4 Приложения № 1.

Требования к значениям показателей, удовлетворяющие потребности заказчика, в Приложении № 1 представлены в виде следующих столбцов: «минимальное значение показателя» (столбец 5), «максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений: столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».

В столбце 11 («Единицы измерения») содержащейся в Приложении № 1 таблицы установлены единицы измерении показателей товаров.

Всего в разделе 1 Приложения № 1 установлены 4 товарных позиции, по каждой из которой к поставке требуются микроскопы.

По мнению подателя Жалобы, использованное заказчиком описание объекта закупки по позиции № 2 Приложения № 1 влечет за собой ограничение количества ее участников, поскольку исключает возможность предложить к поставке любой иной товар кроме микроскопа медико-биологического NikonEclipseNi (вариант исполнения EclipseNi-U) производства «НИКОН КОРПОРЕЙШН» (Япония).

Рассмотрев указанный довод Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).

В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах и не устанавливать необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок.

Согласно письму ФАС России от 20.09.2021 № ПИ/79427/21 объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.

Между тем, подателем Жалобы каких-либо доказательств того, что сформированное заказчиком описание объекта закупки по позиции № 2 Приложения № 2 соответствует исключительно товару микроскоп медико-биологический NikonEclipseNi (вариант исполнения EclipseNi-U) производства «НИКОН КОРПОРЕЙШН» (Япония) не представлено.

В Жалобе ООО «АЛМАТОР» не указывает «отсекающих» показателей (характеристик) и/или требований к их значениям, которые делают невозможным предложить к поставке продукцию иного производителя.

ООО «АЛМАТОР» в Жалобе приведено в полном объеме описание объекта закупки по позиции № 2 Приложения № 1 и указано следующее: «На основании проведенного анализа информации из открытых источников о технических характеристиках микроскопов данного класса, представленных на рынке Российской Федерации имеем основания заявить о том, что по совокупности вышеуказанных характеристик товара, на рынке представлен единственный микроскоп – микроскоп медико-биологический NikonEclipseNi (вариант исполнения EclipseNi-U) производства «НИКОН КОРПОРЕЙШН» (Японии)».

При этом, к Жалобе не приложены какие-либо документы и информация, подтверждающие данное утверждение (в частности, не приложен какой-либо сравнительный анализ имеющейся на рынке продукции).

Также, ООО «АЛМАТОР» не названы уникальные и присущие исключительно микроскопу медико-биологическому NikonEclipseNi (вариант исполнения EclipseNi-U) технические характеристики, установленные заказчиком по позиции № 2 Приложения № 1. Доказательств того, что установленные по позиции № 2 Приложения № 1 показатели (характеристики) и требования к их значениям не соответствуют потребностям заказчика и направлены на ограничение конкуренции, подателем Жалобы не представлено.

На рассмотрении Жалобы представители ГОБУЗ «ОКОД» устно отметили, что установленным заказчиком требованиям по позиции № 2 Приложения № 1 соответствуют товары как минимум двух производителей: «НИКОН КОРПОРЕЙШН» и «Карл ЦейссМикроскопиГмбХ».

Представители подателя Жалобы участия в ее рассмотрении не приняли, доказательств обоснованности своих доводов подателем Жалобы не представлено.

При таких обстоятельствах данный довод Жалобы является необоснованным.

2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Проект контракта является Приложением № 4 к Извещению.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Согласно части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона):

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:

а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную подпунктами «а», «г» и «е» части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;

б) наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

д) информацию об объеме выполненной работы, оказанной услуги;

е) стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;

ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;

2) к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 настоящей части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 настоящей части информация, содержащаяся в документе о приемке;

3) документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

4) в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 настоящей статьи) осуществляет одно из следующих действий:

а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;

б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа;

5) в случае создания в соответствии с частью 6 настоящей статьи приемочной комиссии не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части:

а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы;

б) после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов;

6) документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 4 или подпунктом «б» пункта 5 настоящей части направляются автоматически с использованием единой информационной системы поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

7) в случае получения в соответствии с пунктом 6 настоящей части мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящей частью;

8) датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком.

Согласно пункту 9.3 Проекта контракта оплата по Контракту за поставленный Товар осуществляется Заказчиком не более 7 рабочих дней с даты подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Поставщика, Заказчика, и размещения в единой информационной системе документа о приемке, а также представления Поставщиком документов, предусмотренных пунктом 5.3 Контракта, на основании счета, счета-фактуры, товарной накладной/УПД, но не позднее 31.12.2022.

В пункте 5.3 Проекта контракта указано, что при поставке Товара Поставщик представляет следующие документы:

а) копию регистрационного удостоверения на Товар;

б) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) Товара на русском языке;

в) товарную накладную/УПД, оформленную в установленном порядке, с обязательной ссылкой на реквизиты контракта;

г) гарантию производителя на Товар, срок действия которой составляет не менее 12 месяцев, оформленную в виде отдельного документа;

д) гарантию Поставщика на Товар, срок действия которой должен составлять не менее срока действия гарантии производителя на Товар, оформленную в виде отдельного документа;

е) копию документа, подтверждающего соответствие Товара, выданного уполномоченными органами (организациями).

При этом, в соответствии с пунктом 6.4 Проекта контракта приемка поставленного Товара осуществляется в течение 15 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке.

Приемка поставленного Товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в ходе передачи Товара Заказчику в Месте доставки и включает в себя:

а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного Товара на соответствие Спецификации (приложение №1 к Контракту) и Техническим характеристикам (приложение №2 к Контракту);

б) проверку полноты и правильности оформления комплекта документов, предусмотренных пунктом 5.3 Контракта;

в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений упаковки Товара.

То есть, при приемке товара заказчиком будет проверено, в том числе, предоставление поставщиком документов, предусмотренных пунктом 5.3 Проекта контракта. Только после этого заказчиком будет подписан с его стороны документ о приемке и начнется исчисление установленного срока для оплаты поставленного товара.

Учитывая вышеизложенное, в данной части Жалоба также является необоснованной.

Следовательно, Жалоба является необоснованной полностью.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

1. Как было указано выше, показатели (характеристики) поставляемых товаров указаны в Приложении № 1 к Извещению.

Так, по позиции № 2 Приложения № 1 к Извещению установлен показатель «Увеличения объективов» со следующими требованиями к значению данного показателя: «10х, 20х, 40х, 60х,100х» (столбец 5 приведенной в Приложении № 1 таблицы).

Согласно инструкции по заполнению заявки (пункт 3.6 Приложения № 3 к Извещению) при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), в том числе с использованием математических знаков «≥»,«≤», участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.

То есть, участники закупки вправе указать значение данного показателя как в том же виде, в котором он указан заказчиком (т.е. «10х, 20х, 40х, 60х,100х») или более таких значений (например «15х, 25х, 45х, 65х,105х»).

Между тем, в дальнейшем по данной позиции Приложения № 1 к Извещению заказчиком установлены показатели оптической коррекции объективов, которые учитывают исключительно то увеличение объективов, которые упомянуты заказчиком (т.е. «10х, 20х, 40х, 60х,100х»), например:

- «Планполуапохроматическая для объективов с увеличением 10х, 20х, 40х, 60х, 100х» - установлено неизменяемое значение данного показателя «наличие»;

- «Числовая апертура объектива 10х»;

- «Числовая апертура объектива 20х» и т.д.

Заказчик формально допускает возможность предложения участниками закупки увеличения объективов более приведенных им значений (10х, 20х, 40х, 60х,100х). Однако, фактически, предложить иные, большие, значения увеличения невозможно, поскольку другие установленные заказчиком показатели указывают на необходимость наличия исключительно указанных значений (10х, 20х, 40х, 60х,100х).

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «ОКОД» содержатся нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении заказчиком требований к значению показателя «Увеличения объективов».

2.1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Первоначальная редакция Извещения была размешена на официальном сайте 11.07.2022, последняя редакция Извещения – 13.07.2022.

Необходимо отметить, что с 01.07.2022 вступила в силу часть 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, устанавливающая новый порядок одностороннего расторжения контракта заказчиком.

Так, согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Между тем, в пункте 3.3.7 Проекта контракта указана следующая обязанность заказчика: «в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения разместить его в единой информационной системе в сфере закупок и направить Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Поставщику».

Однако, как было указано выше, в настоящее время действует иной порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

2.2. Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Согласно пункту 10.9 Проекта контракта в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта, лицензии на осуществление банковских операций Поставщик обязуется предоставить новое обеспечение исполнения Контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.

В пункте 11.12 Проекта контракта указано, что в случае если Поставщиком не предоставлено новое обеспечение исполнения Контракта в соответствии с пунктом 10.8 Контракта, Заказчик вправе потребовать уплаты пеней. При этом размер пени начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного пунктом 10.8 Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Однако, как было указано выше, обязательство поставщика о предоставлении нового обеспечения контракта указано в пункте 10.9 Проекта контракта. Пункт 10.8 Проекта контракта регламентирует условия уменьшения размера обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «ОКОД» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Проекте контракта вышеуказанной недостоверной информации.

Установленные в действиях заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Извещение, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решая вопрос о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Доказательств того, что выявленные нарушения существенно повлияли на результаты закупки, не установлено.

Запросов о даче разъяснений положений Извещения не поступало.

При таких обстоятельствах, необходимость в выдаче предписания об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в Извещение отсутствует.

Между тем, наличие в Проекте контракта вышеуказанной недостоверной информации не позволяет заключить контракт на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение в данном случае возможно устранить на этапе заключения контракта путем внесения в Проект контракта соответствующих изменений.

 

Руководствуясь статьями 7, 8, 33, 34, 42, 43, 94, 95, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «АЛМАТОР» (196191, г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 7, лит. А, пом. 50-Н) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» (173016, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 27) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования: микроскоп, извещение № 0150200003922000599 о проведении которого в ред. № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 13.07.2022, необоснованной. 

2. Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» нарушения части 3 статьи 7, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику - Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер», оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер».

 

Председатель Комиссии                                                                                       …

 

Члены Комиссии                                                                                                   ..

                                                                                                                      

                                                                                                                                 ….

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны