Решение №ИК/2008/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-248/2023 по результатам рассмотрения жал... от 31 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-248/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

26 мая 2023 года                                                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

……..

в присутствии представителей:

государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» - ….(доверенность № 3 от 11.01.2023), … (доверенность № 137 от 27.12.2022);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «УРАЛ ТЕЛЕКОМ СЕРВИС» - … (доверенность № б/н от 23.05.2023);

уполномоченный орган - Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «УРАЛ ТЕЛЕКОМ СЕРВИС» (614081, г. Пермь, ул. Плеханова, д. 58, кв. 49; далее – ООО «УРАЛ ТЕЛЕКОМ СЕРВИС», Общество) на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: «Установка стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках автомобильных дорог в г. Великий Новгород», извещение № 0150200003923000490 о проведении которого  № ИИ1 в ред. №2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 10.05.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.05.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – Общества на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: «Установка стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках автомобильных дорог в г. Великий Новгород», извещение № 0150200003923000490 о проведении которого  № ИИ1 в ред. №2 было размещено на официальном сайте 10.05.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Рассмотрение Жалобы состоялось 26.05.2023 в 14 часов 30 минут. По техническим причинам (отсутствие электроэнергии) оглашение резолютивной части было перенесено на 09 часом 50 минут 29.05.2023, о чем стороны были уведомлены. На оглашении резолютивной части присутствовали представители государственного заказчика, представитель Общества 29.05.2023 явку не обеспечил.

1. Согласно доводам Жалобы Общество считает, что государственным заказчиком неправомерно установлен запрет в рамках Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236).

2. Несмотря на установление в пункте 7.3 извещения о проведении рассматриваемой закупки дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571) электронное извещение, сформированное средствами официального сайта, таких дополнительных требований не содержит.

3. Кроме того, Общество считает, что неправомерно установлен порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки», поскольку принимаются к оценки в качестве подтверждения опыта исполненные контракты, договоры, предусматривающие выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, что не отвечает сопоставимости объекту закупки по установке стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках автомобильных дорог в г. Великий Новгород.

Следовательно, вопреки требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604), оценка в данном случае будет производиться конкурсной комиссией на основании договоров, которые не связаны с предметом контракта.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Присутствующий на рассмотрении Жалобы представитель Общества поддержал вышеприведенные доводы Жалобы в полном объеме.

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» с доводами Жалобы частично согласен (вх. № 2695-ЭП/23 от 25.05.2023 Новгородского УФАС России).

  1. В ходе исполнения контракта предполагается поставка товара, а также программного обеспечения. Таким образом, если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у государственного заказчика возникает обязанность по установлению запрета в рамках Постановления № 1236.

В случае использования оборудования без предустановленного программного обеспечения, подрядчик при исполнении государственного контракта с учетом установленного государственным заказчиком запрета по Постановлению № 1236, будет правомочен использовать именно оборудование, программное обеспечение, которое будет соответствовать требованиям такого Постановления.

Описание объекта закупки установлены виды работ, которые предусматривают установление указанного ранее запрета.

  1. Относительно второго довода Жалобы государственный заказчик указывает на наличие технической ошибки со стороны заказчика, а именно перед размещением оспариваемой закупки при формировании в программе web-torgi сведений, должностным лицом ГОКУ «Новгородавтодор» на вкладке дополнительные требования к участникам закупки, в рамках Постановления № 2571 не была проставлена «галочка», в результате чего электронное извещение, сформированное средствами официального сайта, не содержит соответствующих требований к участникам закупки.
  2. В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее – Приказ № 402) определено, что в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке элементов обустройства, в частности установка габаритных, удерживающих ворот, недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, светофорных объектов, метеорологических систем мониторинга погодных условий и прогнозирования условий движения, видеосистем, систем контроля линий электроосвещения, пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением, элементов весового и габаритного контроля транспортных средств, элементов интеллектуальных транспортных систем и элементов автоматизированных систем управления дорожным движением, в том числе элементов систем передачи данных (абзац 1 пункта 10 раздела IV).

Таким образом, ввиду того, что установка стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения относится к работам по содержанию, то в соответствии с Постановлением № 2604 сопоставимым будет является опыт выполнения работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Присутствующие на рассмотрении представители государственного заказчика поддержали вышеуказанные объяснения в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация запрошенные документы и письменные объяснения относительно довод Жалобы не представил.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В мае 2023 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: «Установка стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках автомобильных дорог в г. Великий Новгород», извещение № 0150200003923000490 о проведении которого №ИИ1 в ред. №2 было размещено на официальном сайте 10.05.2023 (начальная (максимальная) цена контракта - 18 934 746,00 рублей).

Извещение о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме в последней редакции (далее – Извещение) было утверждено 10.05.2023 начальником ГОКУ «Новгородавтодор» ….

  1. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Государственным заказчиком в пункте 3.1 Извещения определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по объекту: Установка стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках автомобильных дорог в г. Великий Новгород.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Постановлением № 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 6 Извещения Извещение государственным заказчиком - ГОКУ «Новгородавтодор» при проведении рассматриваемой закупки применяется запрет, предусмотренный Постановлением № 1236.

Из раздела 3 Извещения следует, что описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению, а требования к товару, поставляемому заказчику при выполнении работ содержится в разделе 1 Приложения № 1 к Извещению (далее - ТЗ).

Согласно ТЗ государственным заказчиком приобретаются автоматические комплексы фотовидеофиксации нарушения правил дорожного движения, которые должны иметь встроенное программное обеспечение (то есть предустановленное программное обеспечение).

Необходимо отметить, что под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него.

Согласно пункту 2(1) Постановления 1236 для целей применения пункта 2 постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Следует отметить, что в ходе исполнения контракта при поставке комплексов фотовидеофиксации не возникает обязательств по поставке и (или) передаче прав на программное обеспечение.

Следовательно, программное обеспечение (передача прав на него) при проведении рассматриваемой закупки не является отельным товаром, а поставляемый товар является комплексным устройством, в связи с чем, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга.

Таким образом в данном случае не имеется оснований для установления запрета в соответствии с Постановление № 1236.

Указанная позиция нашла свое отражение в письмеФАС России от 30.12.2022 N ПИ/118987/22 «О рассмотрении обращения» (вместе с письмом Минцифры России от 15.12.2022 N П11-2-05-106-94501), а также в решении Арбитражного суда Новгородской области от 25.10.2022 по делу № А44-4748/2022.

На основании вышеизложенного, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении при проведении рассматриваемой закупки запрета в соответствии с Постановлением № 1236.

Следовательно, рассматриваемый довод Жалобы нашел свое подтверждение, и Жалоба в данной части является обоснованной.

2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении № 2571.

Позицией 18 приложения к Постановлению № 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупок по ремонту, содержанию автомобильной дороги в виде наличия следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Как указывалось ранее, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по объекту: «Установка стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках автомобильных дорог в г. Великий Новгород».

В соответствии с абзацем 1 пункта 10 раздела IV Приказа № 402 установка габаритных, удерживающих ворот, недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, светофорных объектов, метеорологических систем мониторинга погодных условий и прогнозирования условий движения, видеосистем, систем контроля линий электроосвещения, пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением, элементов весового и габаритного контроля транспортных средств, элементов интеллектуальных транспортных систем и элементов автоматизированных систем управления дорожным движением, в том числе элементов систем передачи данных являются  работами по содержанию автомобильных дорог.

В связи с изложенным, в пункте 7.3 Извещения государственным заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки по позиции 18 Постановления № 2571.

Вместе с тем, электронное извещение, сформированное средствами официального сайта, таких дополнительных требований не содержит, что свидетельствует о наличии в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» нарушения части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом:

а) если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.

Таким образом, не установление в электронном извещении, сформированном средствами официального сайта дополнительных требований по Постановлению № 2571 фактически привело к том, что соответствующие требования к участникам рассматриваемой закупки и к содержанию их заявок не были предъявлены.

Следовательно, рассматриваемый довод Жалобы также нашел свое подтверждение и является в данной части также обоснованной.

Вышеуказанные нарушения указывают на наличие в действиях должностного лица (лиц) государственного заказчика признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом ответственность за нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе несет должностное лицо государственного заказчика, определившее содержание (утвердившее) Извещение с незаконным запретом по Постановлению № 1236, а за нарушение части 5 статьи 31 – должностное лицо, сформировавшее электронное извещение средствами единой информационной системы в сфере закупок.

3. Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы Постановлением № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки (пункт 3 Положения):

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Положения при проведении конкурсов:

- с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения;

- критерии оценки, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы).

Таким образом, на законодательном уровне закреплено требование о применении при проведении конкурсов не менее 2 критериев оценки, одним из которых в обязательном порядке должен являться «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», следовательно, оставшиеся критерии оценки заявок участников конкурса определяются заказчиком самостоятельно.

Воспользовавшись своим правом, государственный заказчик в разделе 9 Извещения установил следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

«цена контракта» - величина значимости 60% (пункт 9.1 Извещения);

«квалификация участников закупки» - величина значимости 40% (пункт 9.2 Извещения).

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе является Приложением № 4 к Извещению (далее - Приложение № 4).

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 3 настоящего Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (пункт 24 Положения).

Согласно Приложению № 4 государственным заказчиком применяется показатель оценки, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 Положения.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Государственным заказчиком в качестве детализирующего показателя установлен предусмотренный абзацем 2 подпункта «а» пункта 28 Положения – «общее количество исполненных участником закупки договоров» (значимость 100 %).

Раздел 6 Положения устанавливает особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

В частности, пунктом 32 Положения предусмотрены особенности оценки заявок при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги.

Как указывалось ранее, в соответствии с Приказом № 402 входящие в объект закупки работы относятся к работам по содержанию автомобильных дорог.

Согласно подпункту «в» пункта 32 Положения документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Таким образом, с учетом объекта закупки («Установка стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках автомобильных дорог в г. Великий Новгород» то есть работ по содержанию автомобильных дорог) и особенностей, предусмотренных подпунктом «в» пункта 32 Положения, государственным заказчиком в Приложении № 4 правомерно установлено условие, согласно которому в рамках детализирующего «общее количество исполненных участником закупки договоров» предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Положения показателя «наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки» к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, предусматривающие выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

На основании изложенного, рассматриваемый довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченного органа - Администрации  и его конкурсной комиссии не установлено.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Выявленные в действиях государственного заказчика нарушения являются существенными, привели неправомерному установлению запрета, предусмотренного Постановлением № 1236 и к неустановлению дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 2571 в электронном извещении, сформированном средствами официального сайта.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом «н» пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

При этом обязанность по направлению документов, предусмотренных Постановлением № 2571, возникает в случае наличия соответствующих требований в электронном извещении, сформированном средствами официального сайта.

Ввиду отсутствия соответствующих требований в электронном извещении, сформированном средствами официального сайта, но наличия такого требования в Извещении (пункт 7.3), все поступившие на участие в закупке заявки были отклонены конкурсной комиссией уполномоченного органа, по причине отсутствия в составе заявок документом, предусмотренных пунктом 7.3 Извещения, подтверждающих их соответствие дополнительным требованиям в рамках Постановления № 2571.

Учитывая изложенное, у Комиссии имеются достаточные основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями 14, 31, 32, 33, 42, 43, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «УРАЛ ТЕЛЕКОМ СЕРВИС» (614081, г. Пермь, ул. Плеханова, д. 58, кв. 49) на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: «Установка стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках автомобильных дорог в г. Великий Новгород», извещение № 0150200003923000490 о проведении которого  № ИИ1 в ред. №2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.05.2023, частично обоснованной в части доводов жалобы 1, 2.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения части 3 статьи 14, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», уполномоченному органу - Администрации Губернатора Новгородской области, оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Электронные торговые системы» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица (лиц) государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».

 

……

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны