Решение №ИК/1868/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-226/2022 по результатам рассмотрения жал... от 19 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Администрации Богословского сельского поселения

 

e-mail: bogoslovo2010@mail.ru  

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru       

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «КОМПАНИЯ ОВК»

 

e-mail: ovk20buh@bk.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/33-226/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

 16 мая 2023 года                                                                                  Великий Новгород

 

 Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…..,

в присутствии представителя подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ ОВК» - ….. (доверенность № б/н от 10.05.2023),

муниципальный заказчик - Администрация Богословского сельского поселения надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без его представителя (вх. № 2410-ЭП/23 от 12.05.2023 Новгородского УФАС России),

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ ОВК» (174511, Новгородская обл., Пестовский муниципальный район, г. Пестово, ул. Гайдара, д. 1 А; далее – ООО «КОМПАНИЯ ОВК», Общество) на действия муниципального заказчика – Администрации Богословского сельского поселения (174541, Новгородская обл., Пестовский муниципальный район, д. Богослово, ул. Советская, д.6; далее - Администрация) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения - д. Брякуново ул. Молодежная от дома № 1 до дома № 41 (участок от дома № 22 до дома № 39); - ст. Абросово, ул. Пионерская от дороги Пестово-Абросово от здания правления колхоза до дома №28, до дома № 27 ул. Ветеранов (участок от дома № 21 до дома № 27 ул. Ветеранов); - д. Стинькино, улица (участок от дома № 1 до дома № 36) Богословского сельского поселения Пестовского муниципального района Новгородской области, извещение № 0150300010223000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 27.04.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.05.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «КОМПАНИЯ ОВК» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения - д. Брякуново ул. Молодежная от дома № 1 до дома № 41 (участок от дома № 22 до дома № 39); - ст. Абросово, ул. Пионерская от дороги Пестово-Абросово от здания правления колхоза до дома №28, до дома № 27 ул. Ветеранов (участок от дома № 21 до дома № 27 ул. Ветеранов); - д. Стинькино, улица (участок от дома № 1 до дома № 36) Богословского сельского поселения Пестовского муниципального района Новгородской области, извещение № 0150300010223000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.04.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Согласно доводам Жалобы Общество считает, что муниципальным заказчиком в предмет одной закупки включены различные по технологии выполнения работы (устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня и асфальтобенной смеси с применением укладчиков, а также устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песчано-гравийной смеси), производство которых будет осуществляться в отдаленных друг от друга населенных пунктов (15 км. от ст. Абросово до д. Брякуново и 6 км. от д. Брякуново до д. Стинькино), что является препятствием для участие ООО «КОМПАНИЯ  ОВК» в рассматриваемой закупки.

По мнению Общества, вышеуказанные действия муниципального заказчика по формированию предмета закупки подобным образом указывают на наличие в действиях Администрации нарушений положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

На основании вышеизложенного, ООО «КОМПАНИЯ ОВК» просит выдать обязательное для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Присутствующий на рассмотрении Жалобы представитель Общества поддержал ее доводы в полном объеме, а также дополнительно пояснил, что его доверитель обладает необходимыми ресурсами и опытом по устройству выравнивающих слоев оснований из песчано-гравийной смеси, но не сможет произвести остальные работы касательно укладки асфальтобенной смеси.

Следует отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении муниципальным заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.

С учетом изложенного, ООО «КОМПАНИЯ ОВК» имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Согласно письменным объяснениям муниципального заказчика (вх. № 2410-ЭП/23 от 12.05.2023 Новгородского УФАС России) автомобильные дороги, ремонт которых необходимо производить в рамках рассматриваемой закупки, удалены незначительно друг от друга и находятся в одном направлении по пути следования, что не свидетельствует о нарушении принципа обеспечения конкуренции.

На основании изложенного, заказчик считает Жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В апреле-мае 2023 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения - д. Брякуново ул. Молодежная от дома № 1 до дома № 41 (участок от дома № 22 до дома № 39); - ст. Абросово, ул. Пионерская от дороги Пестово-Абросово от здания правления колхоза до дома №28, до дома № 27 ул. Ветеранов (участок от дома № 21 до дома № 27 ул. Ветеранов); - д. Стинькино, улица (участок от дома № 1 до дома № 36) Богословского сельского поселения Пестовского муниципального района Новгородской области, извещение № 0150300010223000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.04.2023 (начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 934 522,24 рублей).

Извещение о проведении рассматриваемой закупки утверждено главой Администрации ….. 27.04.2023 (далее - Извещение).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 3.1 Извещения определен предмет рассматриваемой закупки – выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения - д. Брякуново ул. Молодежная от дома №1 до дома № 41 (участок от дома № 22 до дома № 39); - ст. Абросово, ул. Пионерская от дороги Пестово-Абросово от здания правления колхоза до дома № 28, до дома № 27 ул. Ветеранов (участок от дома № 21 до дома № 27 ул. Ветеранов); - д. Стинькино, улица (участок от дома № 1 до дома № 36) Богословского сельского поселения Пестовского муниципального района Новгородской области.

Письмом ФАС России от 24.04.2020 № ИА/35241/20 «По вопросу формирования лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог в соответствии с Законом о контрактной системе» (далее – Письмо ФАС России) в целях формирования единообразной практики до территориальных органов доведена позиция центрального аппарата по вопросу формирования заказчиками предмета закупки на содержание/ремонт автомобильных дорог, проводимой в соответствии с положениями Законом о контрактной системе.

Данной позицией центрального аппарата ФАС России необходимо руководствоваться ее территориальным органам при осуществлении своей контрольной деятельности.

Согласно разделу 2 указанного Письма ФАС России, при осуществлении закупки на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог субъекта Российской Федерации, находящегося во 2 климатической зоне (Северо-Запад) Российской Федерации, НМЦК не должна превышать 1 миллиард рублей.

Как установлено выше, предметом рассматриваемой закупки является ремонт автомобильных дорог.

При этом, согласно пункту 4.1 Документации, НМЦК в данном случае составляет 1 934 522,24 рублей, то есть не превышает 1 миллиард рублей.

Таким образом, предмет рассматриваемой закупки сформирован муниципальным заказчиком в соответствии с позицией ФАС России.

При этом, обязательное наличие общих границ и неразрывной связи между автомобильными дорогами, ремонт которых необходимо произвести в рамках исполнения муниципального контракта, в данном случае не принципиально.

Необходимо отметить, что автомобильные дороги, являющиеся объектами ремонта при исполнении муниципального контракта, заключенного по итогам рассматриваемой закупки, согласно административно-территориальному устройству Новгородской области расположены на территории одного сельского поселения.

В свою очередь необходимость осуществления при исполнении контракта разного вида работ (укладка асфальтобетонного покрытия и песчано-гравийной смеси) на дорогах, включенных в предмет закупки, не свидетельствует о нарушении законодательства о контрактной системе.

Следовательно, при формировании предмета закупки в части объединения в предмет одной закупки разных видов работ в отношении автомобильных дорог не образующих единую дорогу, но расположенных на территории одного сельского поселения Новгородской области, муниципальным заказчиком не было совершено действий, приводящих к необоснованному ограничению количества участников закупки.

На основании вышеизложенного, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения, и Жалоба является необоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

  1. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

 В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Из пункта 3.2 Извещения следует, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к Извещению (далее - ТЗ).

Согласно пункту 3.1 ТЗ работы выполняются в соответствии дефектными ведомостями на выполнение работ (Приложения №№ 1, 2, 3 к ТЗ) (далее – Дефектная ведомость № 2; Дефектная ведомость № 3).

Указанные Дефектные ведомости также являются приложениями к проекту муниципального контракта.

При этом, Дефектные ведомости №№ 2, 3 требуют от подрядчика при выполнении работ использовать определенное технологическое оборудование, а именно при перевозке песчано-гравийной смеси использовать автомобили-самосвалы грузоподъемностью 10 т, а также осуществлять доставку такой смеси из карьера д. Малое Восное, ООО «Нерудстрой. Вологодские карьеры».

Однако, какого-либо обоснования необходимости применения при выполнении вышеуказанных работ автомобилей-самосвалов грузоподъемностью исключительно 10 т и осуществление доставки песчано-гравийной смеси с конкретного карьера Извещение не содержит.

Включение в Извещение (ТЗ) оборудования с вышеуказанными характеристиками, а также указания конкретного карьера ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих для производства работ технику, функционально способную выполнять необходимые работы, но при этом обладающую иными характеристиками (автомобили-самосвалы иной грузоподъемностью).

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно установлении неправомерных требований к участникам закупки и в последующем к подрядчику, о необходимости доставки песчано-гравийных смесей с конкретного карьера, а наличии у них определенных производственных мощностей, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом муниципального контракта.

  1. Согласно пунктами 8, 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

- срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день.

Согласно экранной форме извещения о проведении рассматриваемой закупки, сформированной средствами официального сайта, дата окончания исполнения контракта – 20.08.2023, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 05.05.2023 10 часов 36 минут.

Однако в соответствии с пунктами 3.5.2, 3.5.4 Извещения и пунктом 4.2 проекта контракта, являющего приложение № 4 к Извещению (далее – Проект контракта) 20.08.2023 в действительности является датой окончания выполнения работ по контракту, а оканчивается срок подачи заявок на участие в закупке в 10 часов 30 минут 05.05.2023 (пункт 9.2 Извещения).

При этом в срок исполнения контракта также входит срок приемки выполненных работ (7 рабочих дней – пункт 5.5 Проекта контракта) и срок оплаты (7 рабочих дней – пункт 2.3 Проекта контракта).

Учитывая все вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в извещении противоречивой и недостоверной информации о сроке исполнения контракта и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Все вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Извещение и разместившего его на официальном сайте, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса об устранении допущенных нарушений Комиссия учитывает следующее.

Наличие в Извещении противоречивой информации относительно времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке не привело к нарушению прав участников закупки, поскольку заявки таких участников подаются в соответствии с данными, содержащимися в экранной форме извещения о проведении рассматриваемой закупки, сформированной средствами официального сайта, которой предусмотрен более длительный срок подачи заявок.

По аналогичным основаниям не может считаться существенным нарушением прав участников закупки наличие противоречивых сведений относительно даты окончания исполнения контракта, поскольку условия Проекта контракта определяют более длительный срок на исполнение контракта, нежели экранная форма извещения о проведении рассматриваемой закупки, сформированной средствами официального сайта.

Запросов о разъяснении положений Извещения о применении при выполнении работ определенного технологического оборудования и способа доставки песчано-гравийной смеси от участников закупки не поступало, доказательств влияния указанных положений Извещения на результаты закупки не установлено.

При этом, Комиссия считает, что наличие в Проекте контракта (в Приложениях № 2, 3 к нему) ненадлежащих требований к подрядчику о наличии у него определенных производственных мощностей и о необходимости осуществлять поставку песчано-гравийной смеси с конкретного карьера могут быть устранены муниципальным заказчиком путем внесения соответствующих изменений в проект контракта при его последующем направлении на подписание победителю закупки

 

Руководствуясь статьями 7, 33, 34, 42, 43, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ ОВК» (174511, Новгородская обл., Пестовский муниципальный район, г. Пестово, ул. Гайдара, д. 1 А) на действия муниципального заказчика – Администрации Богословского сельского поселения (174541, Новгородская обл., Пестовский муниципальный район, д. Богослово, ул. Советская, д.6) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения - д. Брякуново ул. Молодежная от дома № 1 до дома № 41 (участок от дома № 22 до дома № 39); - ст. Абросово, ул. Пионерская от дороги Пестово-Абросово от здания правления колхоза до дома №28, до дома № 27 ул. Ветеранов (участок от дома № 21 до дома № 27 ул. Ветеранов); - д. Стинькино, улица (участок от дома № 1 до дома № 36) Богословского сельского поселения Пестовского муниципального района Новгородской области, извещение № 0150300010223000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 27.04.2023, необоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Богословского сельского поселения нарушения части 3 статьи 7, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Богословского сельского поселения, оператору электронной - Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Богословского сельского поселения.

 

 

……

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны