Решение №ИК/1980/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-244/2023 по результатам рассмотрения жал... от 30 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-244/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

25 мая 2023 года                                                                                         Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

…… – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

…… – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

…… – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя заказчика – Муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство города Чудово» – ….. (доверенность      № 150 от 24.05.2023);

в отсутствии подателя жалобы – Индивидуального предпринимателя ….., представителя уполномоченного органа – Администрации Чудовского муниципального района, которые надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направили, каких-либо ходатайств не заявляли,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя …. (…..; далее – ИП …., Индивидуальный предприниматель, Податель жалобы) на действия заказчика – Муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство города Чудово» (174210, Новгородская область, г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24а, помещение 9; далее – МКУ «ГХГЧ», Заказчик) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Чудовского муниципального района (174210 Новгородская область, г. Чудово, ул. Некрасова, д.24а; далее - Администрация) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Тушинская (участок 0+000 - км 0-961, участок от ул. Грузинское шоссе до ул. 2-я Тушинская) в г. Чудово Чудовского района Новгородской области, извещение № 0150300004123000074, о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 11.05.2023, и проведя внеплановую проверку указанной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.05.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП …..на действия заказчика – МКУ «ГХГЧ» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Тушинская (участок 0+000 - км 0-961, участок от ул. Грузинское шоссе до ул. 2-я Тушинская) в г. Чудово Чудовского района Новгородской области, извещение № 0150300004123000074, о проведении которого было размещено на официальном сайте 11.05.2023 (начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 7 377 413,25 руб.) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы  Жалобы сводятся к оспариванию действий заказчика по неустановлению в извещении о проведении рассматриваемой закупки дополнительных требований к участникам аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571) при НМЦК более 5 млн. руб. для муниципальных нужд.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Каких-либо письменных объяснений относительно доводов Жалобы МКУ «ГХГЧ» представлено не было, присутствовавшая на заседании Комиссии представитель заказчика с доводами Жалобы согласилась.

Согласно имеющимся в материалах Жалобы письменным пояснениям Администрации (вх. № 2668-ЭП/23 от 24.05.2023 Новгородского УФАС России) определение в извещении о закупке требований к ее участникам в полномочия уполномоченного органа не входит.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В мае 2023 года заказчиком – МКУ «ГХГЧ» совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Тушинская (участок 0+000 - км 0-961, участок от ул. Грузинское шоссе до ул. 2-я Тушинская) в г. Чудово Чудовского района Новгородской области.

В соответствии с часть 1 статьи 42 Закона о контрактной при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Представленное в уполномоченный орган для размещения на официальном сайте извещение о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение) было утверждено директором МКУ «ГХГЧ» ….. 11.05.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении № 2571.

Согласно пункту 1 Постановления № 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.

Позицией 17 приложения к Постановлению № 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги в виде наличия следующего опыта выполнения работ:

наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.

Позицией 18 приложения к Постановлению № 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупок по ремонту, содержанию автомобильной дороги в виде наличия следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:

позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Тушинская (участок 0+000 - км 0-961, участок от ул. Грузинское шоссе до ул. 2-я Тушинская) в г. Чудово Чудовского района Новгородской области (пункт 3.1 Извещения), при этом НМЦК составляет 7 377 413,25 руб. (пункт 4.1 Извещения).

Также необходимо отметить, что описание объекта рассматриваемой закупки (Приложение № 1 к Извещению – Техническое задание) содержит в себе виды работ капитального характера, а именно:

- устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня;

- устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси: с применением укладчиков асфальтобетона (толщ. 3 см).

Указанные виды работ согласно абзацу «а» подпункта 2 пункта 4 раздела 2 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ», утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012        № 402, относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.

По общему правилу в соответствии с Классификацией устройство оснований автомобильной дороги не может являться текущим ремонтом.

Указанный   вывод подтверждается Решением ФАС России от 16.11.2020 по делу № 20/44/99/264 и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2022 № А40-33507/21.

Учитывая изложенное, заказчик – Администрация должен был предъявить к участникам рассматриваемой закупки и к содержанию их заявок вышеуказанные дополнительные требования, установленные позицией 17 приложения к Постановлению № 2571 в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Между тем, в Извещении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 2571 не предусмотрено.

Таким образом, в действиях заказчика – Администрации содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в извещении об электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки, установленных Правительством Российской Федерации.

Следовательно, Жалоба является обоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом, в силу положений части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Перечень нормативно-технических документов на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги содержится в приложении № 2 к Проекту контракта (Приложение № 4 к Извещению).

Под пунктом 20 указанного перечня заказчиком назван ГОСТ Р 70284-2022.

Однако наименование данного документа заказчиком в перечне приведено некорректно, а именно вместо наименования данного государственного стандарта, присвоенного ему Приказом Росстандарта от 21.10.2022 № 1171-ст, – «Охрана окружающей среды. Ландшафты. Термины и определения» заказчиком указано следующее: «Охрана природы (ССОП). Ландшафты. Термины и определения».

Согласно упомянутому Приказу Росстандарта похожее наименование носил ГОСТ 17.8.1.01-86, упраздненный после введения в действие с 01.03.2023 ГОСТ Р 70284-2022.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержатся нарушения части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно неверном указании наименования государственного стандарта, в соответствии с которыми должны выполняться работы по ремонту автомобильной дороги.

Все вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Извещение и разместившего его на официальном сайте, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса об устранении допущенных нарушений Комиссия учитывает следующее.

Данные нарушения являются грубыми и существенными, могли привести, среди прочего, к заключению контракта по итогам закупки с лицом, не обладающим специальной правоспособностью в виде наличия необходимого опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением № 2571, что дает Комиссии Новгородского УФАС России основания для выдачи предписания об устранении указанных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями 7, 31, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя …… на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство города Чудово» (174210, Новгородская область, г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24а, помещение 9) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Чудовского муниципального района (174210 Новгородская область, г. Чудово, ул. Некрасова, д.24а) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Тушинская (участок 0+000 - км 0-961, участок от ул. Грузинское шоссе до ул. 2-я Тушинская) в г. Чудово Чудовского района Новгородской области, извещение № 0150300004123000074 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 11.05.2023, обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство города Чудово» нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать заказчикуМуниципальному казенному учреждению «Городское хозяйство города Чудово», уполномоченному органу – Администрации Чудовского муниципального района и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство города Чудово».

 

Председатель Комиссии                                                                           …………….

                                     

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                       ……………..                    

                                                                               

                                                                                                        ……………….

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны