Предупреждение №6229/02 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которы... от 20 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

                                                                            МУП «Чудовский водоканал»

 

ул. Губина, дом 1-Б,

г. Чудово, 174210  

 

E-mail: chudovo.water@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Предупреждение

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

19 октября 2020 года                                                                              Великий Новгород

           

В связи с наличием в действиях (бездействии) муниципального унитарного предприятия Чудовского муниципального района «Чудовский водоканал» (ИНН 5318009413, место нахождения: 174210, Новгородская обл., Чудовский район, г.Чудово, ул. Губина, дом 1-Б) (далее – МУП «Чудовский водоканал»)  признаков нарушения  антимонопольного  законодательства,  предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), согласно которого  Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Из ответов МУП «Чудовский водоканал» от 01.09.2020 № 515 и от 06.10.2020 № 585  на запросы Управления следует, что взимание платы за повторное опломбирование приборов учёта воды, сточных вод организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, предусмотрено пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Повторное опломбирование счётчиков воды не является регулируемым государством видом деятельности, поэтому стоимость опломбирования – рыночная. Повторное платное опломбирование счётчиков воды МУП «Чудовский водоканал» производило в 2019-2020 годах только для ООО «ТК Новгородская»: в 2019 году – на 8 объектах заявителя (на общую сумму 8 989,35 руб.), в 2020 году – в котельной № 2 г.Чудово, в котельной № 6 г. Чудово на общую сумму 5 992,45 руб. Объекты ООО «ТК Новгородская» располагаются  по всему Чудовскому муниципальному району, поэтому стоимость повторного опломбирования счётчиков разная, так как в неё входит оплата труда техника, работа автомобиля, материалы, общепроизводственные расходы – 28 % от оплаты труда с отчислениями, рентабельность. Договоры на повторное опломбирование не заключались, оплата за данные услуги ООО «ТК Новгородская»  не производилась. Выставление счетов за повторное опломбирование счётчиков стало производиться именно из-за неоднократных случаев срыва пломб в котельных ООО «ТК Новгородская». У ресурсоснабжающей организации нет возможности проверить, что срыв пломбы происходит именно в дату, указанную  заявителем, в большинстве случаев пломбы срываются в выходной день и в не рабочее время. ООО «ТК Новгородская» не предупреждало МУП «Чудовский водоканал» о ремонтах, и демонтаж счётчиков воды происходил без присутствия представителей МУП «Чудовский водоканал», поэтому неоднократный срыв пломб мог свидетельствовать о безучётном использовании ресурсов. В этом случае ресурсоснабжающая организация вправе выставлять абоненту счета на оплату не по показаниям приборов учёта, а расчётным способом с учётом пропускной способности труб, и сумма в них получится гораздо больше суммы, указанной в калькуляции на повторное опломбирование. Все законные действия МУП «Чудовский водоканал» направлены не на получение преимуществ, а на призвание к ответственности ООО «ТК Новгородская». После начала взимания платы за повторное опломбирование количество срывов пломб пошло на спад. Убытки повторным опломбированием счётчиков ООО «ТК Новгородская» не причинены, так как даже после неоплаты оказанных услуг МУП «Чудовский водоканал» не обращалось за взысканием задолженности в суд, а взяло эти расходы на свой счёт. Повышение цены на повторное опломбирование счётчика в 2020 году произошло за счёт статьи рентабельность. Злоупотребление МУП «Чудовский водоканал» своими правами отсутствует, так как повторное опломбирование применяется только к злостным нарушителям установленного законом порядка учёта ресурсов, после неоднократного срыва пломб.

Из представленных МУП «Чудовский водоканал» калькуляций следует, что единая цена на услуги по повторному опломбированию счётчиков МУП «Чудовский водоканал» не утверждена. По каждому случаю оказания услуги по повторному опломбированию счётчика на объектах ООО «ТК Новгородская» МУП «Чудовский водоканал» составляет отдельную калькуляцию стоимости оказанной услуги. Так, в 2019 году стоимость повторного опломбирования счётчика в котельной № 12 (ул. Косинова, 7а) составила 713,99 руб., в котельной № 7 – 1 643,89 руб., в котельной № 4 – 2 479,33 руб., в котельной № 13 (ул.Державина, 33а) – 713,99 руб., в котельной № 16 (ул.Радищева, д.3) – 713,99 руб., в котельной с.Грузино – 1 305,18 руб., в ЦТП № 2 (ул.Ленина, 77) – 713,99 руб., в ЦТП № 3 (ул.Мира) – 713,99 руб., при этом в состав стоимости рентабельность была заложена сначала 10 %, а потом 20 %.

В 2020 году стоимость повторного опломбирования счётчика в котельной № 6 составила уже 2 976,13 руб., из которой рентабельность составила 1 526,22 руб. (160 %), а в котельной № 2 – 3 016,32 руб., из которой рентабельность составила 1 546,83 руб. (160 %).

Управлением проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг по повторному опломбированию приборов учёта холодной воды, в результате которого установлено, что рынок услуг по повторному опломбированию приборов учёта холодной воды в географических границах территории Чудовского муниципального района Новгородской области в границах сетей централизованного водоснабжения и водоотведения является высококонцентрированным, с неразвитой конкурентной средой. В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции МУП «Чудовский водоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по повторному опломбированию приборов учёта холодной воды.

            Как следует из письменных пояснений МУП «Чудовский водоканал», выставление счетов за повторное опломбирование применяется только к злостным нарушителям установленного законом порядка учёта ресурсов, после неоднократного срыва пломб, из чего следует, что тариф на услугу по повторному опломбированию приборов учёта холодной воды, в котором заложена рентабельность в размере 160 %, установлен только для ООО «ТК Новгородская» не столько в качестве оплаты за оказанную услугу, сколько в качестве предупредительной меры для снижения (ликвидации) фактов срыва пломб на приборах учёта холодной воды со стороны ООО «ТК «Новгородская».  Для других хозяйствующих субъектов, которые  могли бы обратиться в МУП «Чудовский водоканал» за оказанием услуг по повторному опломбированию счётчиков холодной воды, плата на данную услугу не взималась бы.

            Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ООО «ТК Новгородская поставлено в неравные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами - абонентами МУП «Чудовский водоканал», которым услуга по повторному опломбированию счётчиков холодной воды могла бы быть оказана без взимания платы либо с оплатой в меньшем размере.

            Повысив в 2020 году тариф на услугу по повторному опломбированию счётчика холодной воды для ООО «ТК Новгородская» за счёт увеличения рентабельности до 160 % в качестве меры воздействия для предупреждения случаев «срыва» пломб на приборах учёта холодной воды, МУП «Чудовский водоканал» избрал способ защиты своего права, не предусмотренный действующим законодательством (статья 12 ГК РФ).

            Порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, регламентирован Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776, в которых не предусмотрен избранный МУП «Чудовский водоканал» способ защиты своего права.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции регулируются Федеральным законом от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

   Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.

В силу пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

При этом предложенное законодателем определение не ограничивает возможность применения термина «дискриминационные условия» только к конкурирующим между собой хозяйствующим субъектам – запрет дискриминации распространяется на отношения доминирующего хозяйствующего субъекта с любыми контрагентами, приобретающими у него один и тот же товар (постановление ФАС ЦО от 05.10.2009 по делу № А54-5481/2008-С8).

Исходя из позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведённый в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Приведённые          выше обстоятельства свидетельствуют о выходе МУП «Чудовский водоканал» за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, о злоупотреблении им доминирующим положением путём создания для ООО «ТК Новгородская» дискриминационных условий приобретения услуги по повторному опломбированию прибора учёта холодной воды.

            Из вышеизложенного следует, что в действиях МУП «Чудовский водоканал» содержатся признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Новгородское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения создания дискриминационных условий на рынке услуг по повторному опломбированию приборов учета холодной воды и с этой целью:

- прекратить установление индивидуальных цен (тарифов) на услуги по повторному опломбированию приборов учета холодной воды для отдельных хозяйствующих субъектов.

 

Данное предупреждение подлежит исполнению не позднее 05 ноября 2020 года.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Новгородское УФАС России в течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

 

Руководитель Управления                                                              

Государственный советник РФ 1 класса                                                <…..>

 

 

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо (юридическое лицо и виновное должностное лицо), выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны