Решение №ИК/2333/24 РЕШЕНИЕ № 053/06/34-336/2024 по результатам рассмотрения жал... от 11 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МУП «ИАЦ по ЖКХ»

 

e-mail: ivanova-mup_iac@mail.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail:  info@rts-tender.ru

ko@rts-tender.ru

 

 

Подателю жалобы –

ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ»

 

e-mail: svtr08@mail.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/34-336/2024

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

06 июня 2024 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…..

в присутствии представителя заказчика - Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Информационно-аналитический центр по жилищно-коммунальному хозяйству» …..

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «ГЛОБАЛС АУДИТ»  надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ГЛОБАЛС АУДИТ» (ИНН 6652022791; ОГРН 1076652000336; 620027, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 31, оф.216; далее – ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ») на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Информационно-аналитический центр по жилищно-коммунальному хозяйству» (173001, Великий Новгород, ул. Стратилатовская, д. 3; далее – МУП «ИАЦ по ЖКХ») при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества, в том числе обязательств МУП «ИАЦ по ЖКХ», имущественный комплекс которого подлежит приватизации, извещение № 0550600002624000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 14.05.2024, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

30.05.2024 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия заказчика – МУП «ИАЦ по ЖКХ» при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества, в том числе обязательств МУП «ИАЦ по ЖКХ», имущественный комплекс которого подлежит приватизации, извещение № 0550600002624000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.05.2024 (вх. № 3876-ЭП/24; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Податель Жалобы считает, что заказчиком ненадлежащим и противоречивым образом установлен срок оказания услуг, также считает незаконным условие проекта контракта о том, что «время работы аудиторской группы по месту нахождения Заказчика составляет не менее 8 рабочих дней».

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно письменным возражениям заказчика – МУП «ИАЦ по ЖКХ» (вх. № 4041-ЭП/24 от 05.06.2024 Новгородского УФАС России) с доводами Жалобы он не согласен.

Условие о времени работы аудиторской группы по месту нахождения заказчика не относится к формам и методам оказания аудиторских услуг, заказчик не устанавливает конкретное время пребывания аудиторской группы на территории МУП «ИАЦ по ЖКХ», исполнитель определяет это самостоятельно, в контракте надлежащим образом определен срок оказания услуг –  10 календарных дней с даты заключения контракта, данный срок сопоставим и не противоречит времени работы аудиторской группы по месту нахождения заказчика.

Присутствующий на рассмотрении Жалобы представитель заказчика поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В мае-июне 2024 года заказчиком – МУП «ИАЦ по ЖКХ» осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества, в том числе обязательств МУП «ИАЦ по ЖКХ», имущественный комплекс которого подлежит приватизации.

Извещение о проведении настоящего конкурса (далее – Извещение) утверждено ….. 14.05.2024.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Описание объекта закупки и срок оказания услуг указаны в Приложении № 1 (Техническое задание) и Приложении  № 5 (Проект контракта) к Извещению.

Согласно пункту 4 Технического задания и пункту 1.6 Проекта контракта  срок оказания услуг: 10 (десять) календарных дней с  даты заключения контракта.

Таким образом, никаких противоречий и несоответствий в данной части Извещение не содержит.

Также согласно пункту 1.5 Проекта контракта время работы аудиторской группы по месту нахождения Заказчика составляет не менее 8 рабочих дней.

Указанное условие, вопреки доводам Жалобы, никоим образом не противоречит установленному сроку оказания услуг и не представляет собой нарушения каких-либо норм Закона о контрактной системе и Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона об аудиторской деятельности при оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг на основе стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, оказывающей аудиторские услуги.

При этом некоторые аудиторские процедуры, очевидно, требуют выезда на территорию заказчика (например, инвентаризации).

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.05.2022 № Ф10-1214/2022 по делу № А84-4723/2021).

В данном случае Техническим заданием предусмотрено проведение, в частности, аудита результатов инвентаризации основных средств, аудита результатов инвентаризации материально-производственных  запасов, что подтверждает правомерность условия контракта о необходимости работы аудиторской группы по месту нахождения заказчика.

Доказательств того, что установленное время такой работы является избыточным, противоречит требованиям действующего законодательства, иным образом ограничивает возможность принятия участия в рассматриваемой закупке, податель Жалобы не привел.

 Более того, ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» подал заявку и принял участие в рассматриваемом конкурсе, что указывает на отсутствие нарушения его прав как участника закупки действиями заказчика.

Учитывая изложенное, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

  1. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Между тем, заказчиком допущено указание в документах по проведению рассматриваемой закупки следующей недостоверной, противоречивой информации.

Как уже отмечалось, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать  срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Согласно пункту 7 Извещения, пункту 4 Технического задания и пункту 1.6 Проекта контракта  срок оказания услуг: 10 (десять) календарных дней с  даты заключения контракта.

Согласно пункту 6.3 Извещения срок исполнения контракта - 27.06.2024.

Вместе с тем, согласно пункту 10.1 Проекта контракта Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до 30.06.2024 года включительно.

При этом согласно экранной форме Извещения, сформированной средствами официального сайта, срок исполнения контракта - 10 календарных дней.

Таким образом, заказчиком указана противоречивая и недостоверная информация о сроке исполнения контракта.

Необходимо отметить, что в срок исполнения контракта также входит срок приемки оказанных услуг и срок оплаты, в связи с чем дата окончания оказания услуг не является датой исполнения контракта.

 Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МУП «ИАЦ по ЖКХ» содержится нарушение части 3 статьи 7  Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в извещении о закупке противоречивой и недостоверной информации о сроке исполнения контракта.

2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Указанные требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке предусмотрены Приложением № 3 к Извещению (далее – Приложение № 3).

Извещение содержит указание на преимущество участников закупки в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, а именно, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (пункт 13.1).

Следовательно, рассматриваемая закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать среди прочей информации и документов об участнике закупки декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

В нарушение вышеуказанных требований закона, подпункт 9 пункта 1.2.1 Приложения № 3 содержит требование о декларировании участником закупки принадлежности к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МУП «ИАЦ по ЖКХ» содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении незаконного требования к составу заявки на участие в закупке.

3. Частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.

Как уже отмечалось, рассматриваемая закупка осуществляется заказчиком среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Однако, согласно пункту 16.1 Извещения, пункту 7.1.2 Проекта контракта размер обеспечения исполнения контракта установлен как 5 % от начальной (максимальной) цены контракта .

Таким образом, в действиях заказчика – МУП «ИАЦ по ЖКХ» содержится нарушение части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего размера обеспечения исполнения контракта.

4. Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Указанный порядок предусмотрен Приложением № 4 к Извещению (далее – Приложение № 4).

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).

Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки (пункт 3 Положения):

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Воспользовавшись своим правом, заказчик в Приложении № 4 установил следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

«цена контракта, сумма цен единиц товара, работы услуги» - величина значимости 40 %;

«квалификация участников закупки» - величина значимости 60 %.

Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно разделу 2 Приложения № 4 в качестве показателя оценки в рамках критерия «квалификация участников закупки» государственным заказчиком установлены показатели, предусмотренные подпунктами «в», «д» пункта 24 Положения, а именно «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» (значимость 60 %) и «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость 40 %).

В силу пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

В соответствии с разделом 2 Приложением № 4 в качестве детализирующего показателя государственным заказчиком установлен предусмотренный абзацем 2 подпункта «а» пункта 28 Положения – «наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров» (значимость 100 %).

Согласно абзацам второму и третьему подпункта «в» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливается:

предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

   Согласно подпункту «г» пункта 28 Положения последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Однако в нарушение указанных требований Положения заказчиком в пункте 5 раздела 3 Приложения № 4 и в подпункте 4 пункта 1.2.1 Приложения № 3 указано, что документом, подтверждающим наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта, исполненный договор (контракт), заключенный после 01.01.2023, тогда как Положение в принципе не устанавливает требований к дате заключения такого контракта, имеет значение только дата его исполнения (акт оказанных услуг должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок).

Также в подпункте 4 пункта 1.2.1 Приложения № 3 указано, что «участник должен иметь опыт аудиторских проверок муниципальных унитарных предприятий».

Данное ограничение в отношении опыта оказания аналогичных услуг только для муниципальных унитарных предприятий является безосновательным и излишним, не предусмотрено Положением и противоречит пункту 5 раздела 3 Приложения № 4, согласно которому «для оценки необходим опыт оказания услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций», т.е.  любых юридических лиц, а не только унитарных предприятий.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МУП «ИАЦ по ЖКХ» содержится нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию «квалификация участников закупки».

Установленные в результате проведения внеплановой проверки нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Извещение и разместившего его на официальном сайте, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса об устранении допущенных нарушений Комиссия учитывает следующее.

Установленные нарушения являются существенными, вводят в заблуждение и  приводят к нарушению прав участников закупки, не позволяют надлежащим образом провести процедуру оценки заявок на участие в конкурсе.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями 7, 32, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ГЛОБАЛС АУДИТ» (ИНН 6652022791; ОГРН 1076652000336; 620027, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 31, оф.21) на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Информационно-аналитический центр по жилищно-коммунальному хозяйству» (173001, Великий Новгород, ул. Стратилатовская, д. 3) при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества, в том числе обязательств МУП «ИАЦ по ЖКХ», имущественный комплекс которого подлежит приватизации, извещение № 0550600002624000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.05.2024, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Информационно-аналитический центр по жилищно-коммунальному хозяйству» нарушения части 3 статьи 7, части 8 статьи 32, пункта 3 части 2 статьи 42, части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Муниципальному унитарному предприятию Великого Новгорода «Информационно-аналитический центр по жилищно-коммунальному хозяйству», его конкурсной комиссии, оператору электронной       площадки -  ООО «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Информационно-аналитический центр по жилищно-коммунальному хозяйству».

 

 

Председатель Комиссии                                                                              

                

             

Члены Комиссии                                                                                          

 

                                                                                                                      

                                                                                                                       

 

 

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны