Решение №ИК/2365/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-309/2023 по результатам рассмотрения жал... от 27 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-309/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

23 июня 2023 года                                                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

……;

в отсутствии представителей муниципального заказчика - Администрации Маловишерского муниципального района, уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика», подателя жалобы – Индивидуального предпринимателя …….., надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направивших, ходатайств не заявлявших,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя (…. далее – Индивидуальный предприниматель) на действия муниципального заказчика – Администрации Маловишерского муниципального района (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Володарского, д. 14; далее Администрация) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Муниципальным казенным учреждением «Служба заказчика» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35; далее – МКУ «Служба заказчика») закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт участка автомобильной дороги ул. Гоголя и ул. Набережная в г. Малая Вишера (устройство недостающих тротуаров), извещение № 0150300001523000021 о проведении которого  было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 08.06.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.06.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – Индивидуального предпринимателя на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – МКУ «Служба заказчика» закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт участка автомобильной дороги ул. Гоголя и ул. Набережная в г. Малая Вишера (устройство недостающих тротуаров), извещение № 0150300001523000021 о проведении которого  было размещено на официальном сайте 08.06.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводятся к неправомерному не установлению дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571).

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Муниципальный заказчик и уполномоченный орган письменных объяснений относительно доводов Жалобы не представили.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июне 2023 года муниципальным заказчиком – Администрацией совместно с уполномоченным органом – МКУ «Служба заказчика» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт участка автомобильной дороги ул. Гоголя и ул. Набережная в г. Малая Вишера (устройство недостающих тротуаров), извещение № 0150300001523000021 о проведении было размещено на официальном сайте 08.06.2023 (начальная (максимальная) цена контракта - 5 162 110,00 рублей).

Извещение о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение) 08.06.2023 было подписано электронной подписью и размещено на официальном сайте главой Администрации ….

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении № 2571.

Позицией 17 приложения к Постановлению № 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги в виде наличия следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт участка автомобильной дороги ул. Гоголя и ул. Набережная в г. Малая Вишера (устройство недостающих тротуаров) (пункт 3.1 Извещения).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 части 4 раздела II Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» устройство недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями является работами по капитальному ремонту.

В связи с изложенным, в пункте 7.3 Извещения и в электронном извещение, сформированном средствами официального сайта, муниципальным заказчиком – Администрацией должны были быть установлены дополнительные требования к участникам закупки по позиции 17 Постановления № 2571.

Вместе с тем, в пункте 7.3 Извещения муниципальным заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки по позиции 11 Постановления № 2571 (Работы по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 настоящего приложения, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги), что является неправомерным, поскольку в рамках рассматриваемой закупки будет осуществляться капитальный ремонт именно автомобильной дороги, а не иного линейного объекта.

В свою очередь электронное извещение, сформированное средствами официального сайта вовсе не содержит дополнительных требований к участникам закупки в рамках Постановления № 2571, что свидетельствует о наличии в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушения части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом:

а) если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.

Таким образом, не установление в электронном извещении, сформированном средствами официального сайта дополнительных требований по Постановлению № 2571 фактически привело к том, что соответствующие требования к участникам рассматриваемой закупки и к содержанию их заявок не были предъявлены.

Следовательно, довод Жалобы нашел свое подтверждение, и Жалоба является обоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об  использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе писание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 3.2 Извещения описание объекта рассматриваемой закупки заказчиком приведено в Приложении № 1 к Извещению (далее - ТЗ).

ТЗ содержит перечень нормативно-технических документов, которыми необходимо руководствоваться при выполнении работ.

Аналогичный перечень нормативно-технических документов является приложением к проекту муниципального контракта, являющегося приложением № 4 к Извещению.

При этом, данный перечень содержит ненадлежащий государственный стандарт по позиции 21.

Так, позиция 21 указанного перечня упоминает ГОСТ 32827 – 2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования».

Вместе с тем, указанный ГОСТ посвящен молоку и молочной продукции в потребительской упаковке из комбинированных материалов, а также методами определения миграции формальдегида, а не дорогам автомобильным общего пользования, как указано в перечне.

В свою очередь, отраженному в пункте 21 перечня нормативно-технических документов наименованию, соответствует ГОСТ 32824-2014.

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки.

  1. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно подпункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

- срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

В соответствии с электронным извещением, сформированным средствами официального сайта датой окончания исполнения контракта является 01.05.2023, то есть дата до размещения Извещения на официальном сайте.

Однако, в пункте 3.5.4 Извещения определен срок исполнения контракта с даты заключения контракта по 01.05.2024.

    1. В силу пункта 10 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать размер аванса (если предусмотрена выплата аванса).

В пункте 4.5 Извещения указано, что размер авансирования не установлен.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

Проект контракта является приложением № 4 к Извещению (далее - ПК).

При этом в разделе 2 ПК указано, что заказчик производит выплату аванса подрядчику в размере 30% (тридцати процентов) от цены контракта, указанной в п. 1.1 контракта, но не более лимита финансирования на соответствующий финансовый год в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней с даты подписания настоящего контракта, на основании выставленного счета.

Заказчик производит перечисление авансового платежа в 30% (тридцати процентов) от цены контракта цены договора но не более доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на счет подрядчика.

В случае расторжения контракта, как в одностороннем порядке, так и по соглашению сторон, подрядчик обязан осуществить возврат заказчику денежных средств, оплаченных подрядчику в качестве авансового платежа и неподтвержденных выполнением, в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта.

Погашение аванса производится пропорционально, в размере 30 % стоимости фактически выполненных работ, предоставленных заказчику к оплате (пункту 2.4-2.4.3 ПК).

Вышеприведенные положения ПК свидетельствуют о том, что в рамках рассматриваемой закупки предусмотрено авансирование.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика - Администрации содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в извещении противоречивой информации о сроке исполнения контракта и о размере аванса при проведении рассматриваемой закупки.

  1. В силу положений части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе обеспечение исполнения контракта, гарантийных обязательств может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.

Как указывало ранее, ПК является приложением № 4 к Извещению.

При этом требование к содержанию независимой гарантии, предусмотренное частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, заказчиком в пункте 8.2.5 ПК приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 8.2.5 ПК, «В независимую гарантию включается условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия.».

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве исполнения контракта.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица муниципального заказчика, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе и его содержании Комиссия исходит из следующего.

Извещение содержит многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, которые являются грубыми, могут привести к заключению контракта с участником закупки, который не обладает опытом выполнения работ, предусмотренных рассматриваемой закупкой.

Также, выявленные в действиях муниципального заказчика нарушения могли явиться причиной поступления на участие в рассматриваемой закупки заявки единственного участника и привести к не реализации принципа эффективности осуществления закупок.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования указанной закупки.

 

Руководствуясь статьями 7, 31, 33, 34, 42, 45, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – индивидуального предпринимателя (……) на действия муниципального заказчика – Администрации Маловишерского муниципального района (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Володарского, д. 14) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Муниципальным казенным учреждением «Служба заказчика» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт участка автомобильной дороги ул. Гоголя и ул. Набережная в г. Малая Вишера (устройство недостающих тротуаров), извещение № 0150300001523000021 о проведении которого  было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 08.06.2023, обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Маловишерского муниципального района нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику - Администрации Маловишерского муниципального района, уполномоченному органу - Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика» и его аукционной комиссии, а также оператору электронной площадки – Обществу с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Маловишерского муниципального района.

 

Председатель Комиссии                                                                                        ….

                               

Члены Комиссии                                                                                                    ….

 

                ….

 

                                                                                                                       

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны