Определение №4921/03 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 053/05/28-417/2020 ПО ПРИЗН... от 21 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги»

 

ул. Каляева, д. 3,

Вологодская обл., Сокольский р-н.,

г. Сокол, 162130

 

 

Заявителю –

Северо-Западному ГУ Банка России

 

наб.  реки Фонтанки, д. 68

Санкт-Петербург, 191038

 

 

Заинтересованным лицам:

 

ООО «Издательство «Садко»

 

ул. Духовская (Мусы Джалиля), д. 23,

Великий Новгород, 173003

 

Воскресенский бул., д. 8,

Великий Новгород, 173002

 

ООО «Издательский дом «Алфавит»

 

ул. Духовская (Мусы Джалиля), д. 23, оф. 6

Великий Новгород, 173003

 

Исходящие № 4921/03 от 21.08.2020

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 053/05/28-417/2020 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 

21 августа 2020 года

Великий Новгород

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области  (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Куриков И.А. – заместитель руководителя Управления, рассмотрев материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении в рекламном издании «Новгородская Ярмарка» (свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 53 - 00293 от 28.02.2019) № 32 (117) от 25.05.2020, № 33 (118) от 01.06.2020 и № 34 (119) от 03.06.2020 рекламного объявления под заголовком «Займы без страховок и коллекторов»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

16.07.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) от Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - заявитель) поступила информация о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в рекламном издании «Новгородская Ярмарка» № 32 (117) от 25.05.2020, на первой полосе рекламного объявления под заголовком «Займы без страховок и коллекторов» (далее – Заявление).

Рекламное объявление под заголовком «Займы без страховок и коллекторов» имеет следующее содержание:

«Всем 5 000 ₽ 2 недели без процентов! Социальная акция. Срок проведения стимулирующего мероприятия (Акция) «Вместе в трудную минуту» - с 25.05.2020г. по 25.06.2020г. включительно. Организатор акции ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», ОГРН 1143537000090, рег.№ в реестре МФ0651403119005313. Подробная информация об организаторе стимулирующего мероприятия «Вместе в трудную минуту», о правилах его проведения, количестве призов по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения на сайте www.пенсионная-касса.рф и в офисах Организатора Акции. Займы предоставляются ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», рег № в реестре МФ0 651403119005313».

Дополнительно 03.08.2020 заявителем представлена информация о размещении аналогичного по содержанию рекламного объявления в рекламном издании «Новгородская Ярмарка» № 33 (118) от 01.06.2020 и № 34 (119) от 03.06.2020 (вх. № 5503 Новгородского УФАС России).

По мнению заявителя, содержание указанного рекламного объявления содержит признаки недобросовестности.

В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Содержание вышеуказанного рекламного объявления создает впечатление, что объектом рекламирования в данном случае является стимулирующее мероприятие «Вместе в трудную минуту».

В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Из рассматриваемого рекламного объявления следует, что подробную информацию об организаторе стимулирующего мероприятия «Вместе в трудную минуту», о правилах его проведения, количестве призов по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения можно узнать на сайте www.пенсионная-касса.рф и в офисах Организатора Акции.

В соответствии с пунктом 5.3 Правил проведения стимулирующего мероприятия «Вместе в трудную минуту», утвержденных приказом № Р 16/20 от 15.05.2020 директора ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» Е.В. Генераловой (далее – Правила), каждому участнику акции предоставляется возможность заключения договора потребительского займа с организатором акции на условиях «Стандартный» и «Пенсионный» на сумму 5 000 рублей на срок 35 дней с начислением процентов за пользование займом: с 01 по 14 дней проценты не начисляются, с 15 дня пользования займом и далее по ставке 1% в день (366% годовых), для пенсионеров по старости и выслуге лет по ставке 0,7% в день (256,2% годовых).

Из Письма ФАС России от 02.12.2011 № АК/44977 следует, что законодательство о рекламе в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка).

При этом мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 Закона о рекламе, и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования статьи 9 Закона о рекламе, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно такие подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

Таким образом, рекламное объявление под заголовком «Займы без страховок и коллекторов» не имеет в качестве объекта рекламирования стимулирующее мероприятие, поскольку займ с беспроцентным периодом его предоставления может получить любой, обратившейся за ним потребитель.

В действительности объектом рекламирования в данном случае является финансовая услуга -  предоставление потребительского займа на сумму 5 000 рублей со ставкой 0% в течении 14 дней («Всем 5 000 ₽ 2 недели без процентов»).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Из пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Постановление Пленума № 58) следует, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

В свою очередь, рассматриваемое рекламное объявление содержит информацию только о сумме займа и продолжительности беспроцентного периода его предоставления, без указания срока кредитования и последующего размера процентной ставки (35 дней и 366% годовых (256,2% годовых для пенсионеров)).

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума № 58 наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Следовательно, несмотря на указание в рекламном объявлении о возможности ознакомления с правилами проведения мероприятия (фактически об условиях предоставления займа) на сайте www.пенсионная-касса.рф и в офисах организатора акции рекламодатель обязан был указать все условия предоставления займа в тексте рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 настоящего Федерального закона.

Согласно Свидетельству ПИ № ТУ 53 - 00293 от 28.02.2019 о регистрации средства массовой информации учредителем газеты «Новгородская ярмарка» является Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Садко» (173002, Великий Новгород, ул. Мусы Джалиля-Духовская, д. 23; далее – ООО «Издательство «Садко»).

Из информации (вх. № 5896 от 19.08.2020 Новгородского УФАС России), представленной ООО «Издательство «Садко» следует, что 21.05.2020 между Обществом с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Алфавит» (далее – ООО «ИД «Алфавит») и Обществом с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Пенсионная Касса Взаимопомощи Деньги» (далее – ООО МК «Пенсионная КВ Деньги») заключен договор № 14/20 от 21.05.2020 на оказание услуг по размещению рассматриваемой рекламы в газете «Новгородская ярмарка».

В свою очередь, между ООО «ИД «Алфавит» и ООО «Издательство «Садко» заключен агентский договор № 53/17 от 01.06.2017 (далее – Договор № 53/17).

В соответствии с пунктом 3.1.1 Договора № 53/17 ООО «ИД «Алфавит» обязуется исполнять принятые на себя обязательства по поиску рекламодателей, заключению с последними договоров на производство и размещение рекламы на полосах газеты «Новгородская Ярмарка».

Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемого рекламного объявления является ООО «Издательство «Садко», рекламодателем рассматриваемого объявления является ООО МК «Пенсионная КВ Деньги».

Следовательно, в данном случае имеются основания полагать, что рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО МК «Пенсионная КВ Деньги».

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктом 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, предлагаю:

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 053/05/28-417/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  1.   Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Пенсионная Касса Взаимопомощи Деньги» (ИНН 3527019612, адрес: 162130, Вологодская область, Сокольский район, г. Сокол, ул. Каляева, д. 3);

заявитель – Северо-Западное главное управление Банка России (191038, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 68);

заинтересованные лица:

Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Садко» (173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 8);

Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Алфавит» (173003, Великий Новгород, ул. Мусы Джалиля-Духовская, д. 23, оф. 6).

3. Назначить дело № 053/05/28-417/2020 к рассмотрению на 15 сентября 2020 года в 14 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар (бывший пр. К.Маркса), д. 3, каб. 204.

4. Обществу с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Пенсионная Касса Взаимопомощи Деньги» в срок до 11 сентября 2020 года представить:

- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

- договоры (соглашения, иное) о размещении вышеуказанных рекламных объявлений, счета на оплату за их размещение, платежные поручения и иные документы, подтверждающие оплату по счетам.

 

Явка Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Пенсионная Касса Взаимопомощи Деньги» (в лице представителя с документами, удостоверяющими личность и подтверждающими полномочия), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  И.А. Куриков

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с пунктом 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе: знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны