Акт внеплановой камеральной проверки №1288/03 Акт № 10 по результатам внеплановой камеральной проверки от 13 марта 2020 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исходящие № 1288/03 от 13.03.2020

 

 

Акт № 10

по результатам внеплановой камеральной проверки

 

13 марта 2020 года                                    Великий Новгород                                                                    

 

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 № 2) о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, писем ФАС России от 13.06.2019 № МЕ/49839-ПР/19, от 19.12.2019 № МЕ/111773-ПР/19, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) № 14/2020 от 02.03.2020, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), нами:

Петровым Дмитрием Александровичем, главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – руководителем инспекции;

Ивановым Артемом Тимуровичем, главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции;

Беленовым Михаилом Сергеевичем, ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции;

Фоминым Михаилом Евгеньевичем, специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции, 

проведена внеплановая камеральная проверка осуществления заказчиком - Муниципальным казенным учреждением «Центр по работе с населением» и уполномоченным органом – Администрацией Боровичского муниципального района закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по объекту капитального ремонта: благоустройство улицы Ленинградская, возле памятника жертвам политических репрессий (Хакатон), Новгородская область город Боровичи, извещение № 0150300002420000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 04.02.2020.

Проверка начата 02.03.2020, окончена 13.03.2020.

Юридические адреса проверяемых организаций:

- Муниципальное казенное учреждение «Центр по работе с населением» (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее – МКУ «Центр по работе с населением»);

- Администрация Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее – Администрация).

Место проведения проверки: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области – 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар (бывший пр. К. Маркса), д. 3.

 

Описательная часть

 

В феврале 2020 года муниципальным заказчиком – МКУ «Центр по работе с населением» и уполномоченным органом - Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по объекту капитального ремонта: благоустройство улицы Ленинградская, возле памятника жертвам политических репрессий (Хакатон), Новгородская область город Боровичи, извещение № 0150300002420000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте 04.02.2020.

Рассматриваемая закупка проводилась в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда».

Документация о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Документация) была утверждена директором МКУ «Центр по работе с населением» <…….> 03.02.2020.

Состав аукционной комиссии для осуществления рассматриваемой закупки утвержден постановлением Администрации от 04.02.2020 № 252.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчиком – МКУ «Центр по работе с населением» в пункте 3.1 Документации в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по объекту капитального ремонта: благоустройство улицы Ленинградская, возле памятника жертвам политических репрессий (Хакатон), Новгородская область город Боровичи.

Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.

В числе таких единых требований пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Пунктом 9.3.1 Документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующее требование к участникам рассматриваемой закупки:

«Участники должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 52 и частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение Работ:

- участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Требования не распространяются:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. рублей и менее;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10.3 Документации документом, представляемым в составе второй части заявки и подтверждающим соответствие участника настоящего электронного аукциона требованию к участникам, установленным заказчиком в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в данном случае является:

«Копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, соответствующей требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Выписка должна соответствовать требованиям ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации)».

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее также СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, для выполнения работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, ее участники должны быть членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК).

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК, член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Согласно части 2 статьи 55.16 ГрК саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Следовательно, само по себе членство хозяйствующего субъекта в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства еще не означает его соответствие требованию пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе для участия в закупках конкурентными способами на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Потенциальный участник закупки будет соответствовать указанному требованию только при соблюдении дополнительных условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 ГрК (наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств по договору на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО).

Документом, подтверждающим членство лица в СРО, является предусмотренная частью 4 статьи 55.17 ГрК выписка из реестра членов СРО.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК, саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Указанная форма выписки установлена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 № 86.

Согласно пункту 3.3 утвержденной формы выписки из реестра членов СРО, в такой выписке указываются сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Согласно протоколу № 0150300002420000007-2 от 14.02.2020 подведения итогов электронного аукциона (далее – Протокол), заявка Общества с ограниченной ответственностью «БалтСтрой» (идентификационный номер заявки - 144, ранг заявки – 2; далее – ООО «БалтСтрой») по результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией уполномоченного органа – Администрации признана соответствующей требованиям Документации.

Согласно материалам проверки, в составе второй части заявки ООО «БалтСтрой» во исполнение требований вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, ГрК и Документации представлена выписка из реестра членов СРО от 13.01.2020 № 0000000000000000000000044, выданная Ассоциацией Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строительных компаний» (далее – Выписка от 13.01.2020).

При этом, согласно пункту 3.3 Выписки от 13.01.2020, какой-либо уровень ответственности у ООО «БалтСтрой» как у члена рассматриваемой СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, отсутствует.

Вместе с тем, в силу положений части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе рассматриваемое определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона является конкурентной закупкой, а предложение о цене контракта, поступившее в ходе проведения состоявшегося 13.02.2020 на электронной площадке Закрытого акционерного общества «Сбербанк-АСТ» в сети «Интернет» по адресу: http://www.sberbank-ast.ru настоящего электронного аукциона от ООО «БалтСтрой», превышало 3 миллиона рублей (4 180 740, 37 рублей), в связи с чем исключения, предусмотренные частью 2.1 статьи 52 ГрК о возможности осуществления работ лицами, не являющимися членами СРО, в данном случае места не имели.

Следовательно, ООО «БалтСтрой», согласно представленной Выписке от 13.01.2020, в действительности не соответствовало требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК, пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункту 9.3.1 Документации, поскольку не имеет права на выполнение работ, входящих в объект рассматриваемой конкурентной закупки, по причине невнесения взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств рассматриваемой СРО.

Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Учитывая вышеизложенное, вторая часть заявки ООО «БалтСтрой» по результатам рассмотрения должна была быть признана не соответствующей требованиям, установленным Документацией, по причине несоответствия указанного хозяйствующего субъекта требованиям Закона о контрактной системе и ГрК для лиц, осуществляющих работы по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Однако, как указывалось выше, аукционной комиссией уполномоченного органа - Администрации вторая часть заявки ООО «БалтСтрой» была признана соответствующей требованиям Документации.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации содержится нарушение пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном признании заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе.

Основания для выдачи предписания об устранении допущенного нарушения порядка отбора участников рассматриваемой закупки в данном случае отсутствуют в связи с заключением 26.02.2020 по ее итогам между заказчиком - МКУ «Центр по работе с населением» и победителем настоящего электронного аукциона – Обществом с ограниченной ответственностью «ЛегионСтрой» (идентификационный номер заявки – 106, ранг заявки – 1) муниципального контракта № 01503000024200000070001.

 

Заключение

 

1. В действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения «Центр по работе с населением» нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.

2. В действиях аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации Боровичского муниципального района содержится нарушение пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

3. В действиях членов аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации Боровичского муниципального района имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Акт составлен в 3 экземплярах на 4 листах. Второй и третий экземпляры акта направлены в МКУ «Центр по работе с населением» и Администрацию.

 

 

 

Руководитель инспекции,

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления       ________________________ Д.А. Петров

                                                                 (подпись)                                                              

 

Участник инспекции,             

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления________________________ А.Т. Иванов            

                                                 (подпись)

 

Участник инспекции,

ведущий специалист-эксперт отдела

контроля закупок 

и рекламы Управления    ________________________ М.С. Беленов

                                                                                      (подпись)

 

 

Участник инспекции,             

специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления    _________________________ М.Е. Фомин

                                                                 (подпись)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны