Определение №1236/02 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ... от 11 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»
пл. Конституции, д. 3, литер А,
г. Санкт-Петербург, 196247
post@mrsksevzap.ru
филиал Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Новгородэнерго»
ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 3,
Великий Новгород, 173001
post@novgor.elektra.ru
ФГУП «РТРС»
филиал «Новгородский ОРТПЦ»
ул. Бояна, д. 8,
г. Великий Новгород, 173000
Исх. №1236/02 от 11.03.2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела об административном правонарушении
№053/04/9.21-182/2021и проведении административного расследования
«11» марта 2021 года Великий Новгород
Главный специалист-эксперт Новгородского УФАС России Паньков С.Е., рассмотрев материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», Общество, сетевая организация) (юридический адрес: ул. Соборная, д. 31, г. Гатчина, Ленинградская область, 188300; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера «А», г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785),
УСТАНОВИЛ:
В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» (вх. от 11.12.2020 № 8613 Управления).
В заявлении указано, что между ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» (далее - Заявитель, Филиал) и ООО «Гарантэнергосервис (правопреемник ООО «ТНС энерго Великий Новгород») заключен договор энергоснабжения №0000018 от 01.01.2014. В качестве сетевой организации в договоре энергоснабжения №0000018 от 01.01.2014 указано ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» (переименовано в ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго»).
ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» указало, что в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице своего филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» объекты Филиала были суммарно отключены и превышение норматива отключения составило:
договор энергоснабжения №0000018 от 01.01.2014 |
||||||
Наименование населенного пункта (точки подключения)
|
Время отключения электрической энергии на объекте (подряд)
|
Превышение норматива допустимого числа часов отключения подряд (не более 24 часов подряд)
|
Дата превышения норматива
|
Суммарное время отключения электрической энергии на объекте в год |
Превышение норматива допустимого числа часов отключения в год (не более 72 часов в год) |
Дата превышения норматива
|
д. Ближнее Заполье Любытинского района Новгородской области |
33 часов 33 минут 20 секунд |
9 часов 33 минуты 20 секунд |
11.09.2020
|
229 часов 57 минут 25 секунд |
157 часов 57 минут 25 секунд
|
22.02.2020 |
д. Каменка, (Старая Каменка) Солецкого района Новгородской области |
|
|
|
264 часа
12 минут 21 секунда |
192 часа
12 минут 21 секунда |
11.07.2020
|
д. Висленев Остров Окуловского района Новгородской области |
|
|
|
78 часов
21 минута 48 секунд |
6 часов
21 минута 48 секунд |
16.10.2020
|
д. Тугино Поддорского района Новгородской области
|
43 часа
53 минуты
|
19 часов
53 минуты
|
11.09.2020 |
|
|
|
Филиал письмом от 16.10.2020 №631/01 запросил у Гарантирующего поставщика документальное подтверждение отключений на объектах Филиала, с объяснением причин отключения и причин нарушения договора и действующего законодательства.
Гарантирующий поставщик, запросив информацию у Сетевой организации, письмом от 23.11.2020 № 01-18/38209 предоставил ответ Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» (письмо Общества исх. от 06.11.2020 №МР2/6111-01-06/5999), по объектам РТРС, расположенным по адресам: д. Ближнее Заполье Любытинского района Новгородской области; д. Каменка (Старая Каменка) Солецкого района Новгородской области.
Представленная Новгородским филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» информация о датах отключений, часах и минутах отключений (письмо Общества исх. от 06.11.2020 №MP2/6111-0 1-06/5999), расходится с данными Филиала.
Вместе с тем, отключения электрической энергии на объектах Филиала фиксируются по профилям приборов учета электрической энергии, а также по журналу системы дистанционного контроля (СДК).
Кроме того, сведения о количестве потребленной электрической энергии, в виде почасовых срезов (4-я ценовая категорий оплаты электрической энергии), Филиал ежемесячно направляет в адрес Гарантирующего поставщика, которым указанные сведения приняты без замечаний, не оспорены.
Данные сведения являются основаниями для расчетов между Гарантирующим поставщиком и Филиалом.
Информации о согласовании превышения максимального размера числа отключений, в том числе, суточного (24 часов подряд), для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору, Новгородским филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» не представлено.
Также ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» указало, что в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 уведомлений о введении ограниченного режима потребления электрической энергии в его адрес ПАО «МРСК Северо-Запада» не направлялось, линейный график отключения объектов Заявителя так же не представлялся.
В Управление поступили письменные дополнения к заявлению ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» (вх. от 05.02.2021 № 557 Управления).
В письменных дополнениях указано, что Филиал обратился к Гарантирующему поставщику с требованием установить причину расхождения данных (исх. от 01.12.2020 № 793/01 Филиала).
Гарантирующий поставщик, запросив информацию у Сетевой организации, письмом (исх. от 13.01.2021 №01-18/546 предоставил ответ Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» (письмо Общества исх. от 30.12.2020 №МР2/6/11-01-06/7430).
Согласно ответа Сетевой организации, учет аварийных отключений на сетях питающих потребителей ПАО «МРСК Северо-Запада» ведется в программном комплексе аварийность, по факту осмотра отключенного оборудования оперативно-въездной бригадой по заявкам потребителей. Техническая возможность вывода телеметрической информации (ТС и ТИ) в ОИК (оперативно-информационный комплекс) оперативно-диспетчерских групп районов электрических сетей с питающих центров энергообъектов (КТП и ВЛ), обеспечивающих электроснабжение потребителей, у Сетевой организации отсутствует.
Таким образом, информация Сетевой организации о датах отключений, часах и минутах отключений, расходится с данными Филиала, и не соответствует действительности, не соответствует реальным данным, полученным с помощью профилей приборов учета электрической энергии, и журналов СДК (системы дистанционного контроля).
Филиал считает, что Общество допускало превышение более чем на 72 часа суммарное число часов отключения электрической энергии в год, предусмотренных пунктом пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии) в отношении объектов Заявителя, расположенных в ряде муниципальных районах Новгородской области.
ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» полагает, что ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице своего филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» своими действиями создает для него дискриминационные условия и допускает нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
В связи с изложенным Заявитель просит признать ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице своего филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» нарушившим статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также привлечь Общество к административной ответственности.
Нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Согласно пункту 5.3 Разъяснений № 7 Президиума ФАС России «Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 N 15), при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В данной связи заявление ФГУП «РТРС» в отношении Общества рассмотрено в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а не Законом о защите конкуренции.
В своем заявлении ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» указало, что в его ведении находятся объекты РТРС – 1 (0) и РТРС – 2 (0), расположенные в Новгородской области по адресам: д. Ближнее Заполье Любытинского района; д. Каменка (Старая Каменка) Солецкого района; д. Висленев Остров Окуловского района; д. Тугино Поддорского района.
Данные объекты ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» присоединены к сетям Общества по третьей категории надежности электроснабжения, что подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением до 10000В (договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №2642/11 от 06.10.2011).
Общество как сетевая организация несет ответственность за передачу электроэнергии и обеспечение условий ее передачи в рамках установленных обязательственных отношений с потребителями, а именно в пределах своей ответственности отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями, в том числе за превышение допустимого числа часов отключений в год.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.
Основным видом деятельности ПАО «МРСК Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть ПАО «МРСК Северо-Запада» является субъектом естественной монополии
Согласно абзацу 1 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
Согласно абзацу 7 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В ходе рассмотрения заявления Управлением были предварительно установлены признаки нарушения абз. 7 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице своего филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго».
Согласно пункту 29 Правил недискриминационного доступа, сетевая организация в порядке и по основаниям, которые указаны в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, вводит полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 34 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии) в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.
Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.
Согласно пункту 35 Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к графикам аварийного ограничения относятся, в том числе графики временного отключения потребления, в соответствии с которыми без предварительного уведомления потребителей сетевая организация или системный оператор производит отключение линий электропередачи и (или) электросетевого оборудования. При этом также может предусматриваться отключение электроустановок непосредственно персоналом потребителей. Графики временного отключения потребления вводятся в действие в случае невозможности введения в действие графиков ограничения режима потребления в сроки, необходимые для предупреждения или предотвращения аварийных электроэнергетических режимов, в случае невыполнения потребителями диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике о введении в действие графиков ограничения режима потребления, а также в случае сохранения причин, послуживших основанием для введения в действие графиков ограничения режима потребления после введения ограничения режима потребления.
Сетевая организация оповещает потребителей о введении в действие графиков временного отключения потребления незамедлительно после их введения.
Как следует из заявления ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» Общество не оповещало его о введении в действие графиков временного отключения потребления незамедлительно после их введения.
Из заявления ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» следует, что Общество представило документального подтверждения отключений на объектах ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ», а также информации о согласовании превышения суммарного числа часов отключения электрической энергии в течение календарного года с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору ни Гарантирующим поставщиком, ни ПАО «МРСК Северо-Запада» не представлено.
В ходе рассмотрения заявления Управлением были установлены признаки нарушения пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице своего филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго».
Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учетом того, что ПАО «МРСК Северо-Запада» уже привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (повторное) предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Из имеющихся в распоряжении Управления сведений следует, что нарушение п. 31(6) было допущено в то время, когда Общество уже было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям (повторное) -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (юридический адрес: ул. Соборная, д. 31, г. Гатчина, Ленинградская область, 188300; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера «А», г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785), дело об административном правонарушении по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ ПАО «МРСК Северо-Запада» надлежит в срок до 22.03.2021 представить в Новгородское УФАС России:
3.1 Письменные мотивированные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела.
3.2 Заверенные надлежащим образом копии страниц оперативных журналов (с пронумерованными и датированными страницами) по каждому факту отключения объектов РТРС – 1 (0) и РТРС – 2 (0) ФГУП «РТРС», расположенных в Новгородской области по адресам: д. Ближнее Заполье Любытинского района; д. Каменка (Старая Каменка) Солецкого района; д. Висленев Остров Окуловского района; д. Тугино Поддорского района начиная с 01.01.2020 в читаемом, распознаваемом виде, в том числе нумерацию и даты страниц.
3.3. Документальные подтверждения соблюдения либо пояснения по факту несоблюдения Обществом пункта 29 Правил недискриминационного доступа, в части уведомления ФГУП «РТРС» об отключениях (ограничениях) подачи электрической энергии на его объекты на тер. Новгородской области в период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
4. Привлечь в качестве потерпевшего лица ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ».
5. ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» в срок до 22.03.2021 представить в Новгородское УФАС России письменные пояснения:
5.1 Какой имущественный и/или моральный вред причинен ФГУП «РТРС» филиал «Новгородский ОРТПЦ» вследствие действий (бездействия) ПАО «МРСК Северо-Запада» указанных в установочной части настоящего определения, с приложением подтверждающих документов (при наличии).
6. Протокол по делу об административном правонарушении №053/04/9.21-397/2020 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» будет составлен 24.03.2021 в 15 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3, каб. 217.
Главный специалист-эксперт
отдела антимонопольного контроля
Новгородского УФАС России С.Е. Паньков
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также, иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.