Решение №2691/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-302/2022 по результатам рассмотрения жал... от 16 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                          Заказчику –

Министерству образования

Новгородской области

 

ул. Новолучанская, д. 27, Великий Новгород, 173001

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, Великий Новгород, 173005                                                                    

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru                                                                         

                                                                          Участнику закупки (подателю жалобы) –

Обществу с ограниченной ответственностью «Профи-Мед»

 

ул. Сходненская, д. 10, ком. 22, Вн. Тер. г. муниципальный округ Южное Тушино, г. Москва, 125363

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-302/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

14 июня 2022 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

….. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

….. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

….. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

в присутствии представителей:

заказчика – Министерства образования Новгородской области (173001, г. Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27) – …. (доверенность б/н от 07.06.2022) и …. (доверенность б/н от 09.06.2022);

 

 

 

в отсутствии представителей:

подателя Жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Профи-Мед» (125363, г. Москва, Вн. Тер. г. муниципальный округ Южное Тушино, ул. Сходненская, д. 10, ком. 22) и уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы – Софийская, д.1), которые надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направили, каких-либо ходатайств не заявляли,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Профи – Мед» (125363, г. Москва, Вн. Тер. г. Муниципальный округ Южное Тушино, ул. Сходненская, д. 10, ком. 22; далее – ООО «Профи-Мед») на действия заказчика - Министерства образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27; далее - Министерство) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005,  Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских манекенов и тренажеров в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5359), извещение № 0150200003922000427 о проведении которого было размещено в редакции № ИИ1  на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 03.06.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.06.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Профи-Мед» на действия заказчика – Министерства при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских манекенов и тренажеров в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5359), извещение № 0150200003922000427 о проведении которого было размещено в редакции № ИИ1  на официальном сайте 03.06.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

 

Суть доводов Жалобы ООО «Профи-Мед» сводится к следующему.

Заказчик нарушил требования описания закупки, указав в Описание объекта закупки (приложение № 1 к Извещению) (далее – ТЗ) характеристики товаров, которые влекут ограничение количества участников закупки, тем самым нарушил статьи 8 и 33 Закона о контрактной системе, а именно:

  1. Позиция 1 ТЗ «Модуль для наружного осмотра (приема Леопольда)» с указанием общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности   32.99.53.120 (далее – ОКПД 2) - мешок можно надувать, надувание верхней подушки, подставка для поднятия плода;
  2. Позиция 2 ТЗ «Обучающий шовный тренировочный набор для наложения швов ОКПД 2 32.99.53.120» - ширина 17 см, длина 17 см, высота 2 см (характеристики указаны в графе, значения, которых не может изменяться);
  3. Позиция 3 ТЗ «Манекен симулятор для проведения СЛР ОКПД 2 32.99.53.120» - блок питания 12 В, кабель с зажимами для подключения автономного источника питания 12-14 В (для эксплуатации в полевых условиях).

Податель Жалобы также указал, что им был сделан запрос разъяснений и положений извещения о проведении закупки на официальном сайте, ответ на который его не удовлетворил.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения Министерства относительно ее доводов (вх. № 3166 от 09.06.2022 Новгородского УФАС России), согласно которым заказчик считает Жалобу необоснованной.

Характеристики, указанные в ТЗ не влекут за собой ограничение количества участников закупки, в связи с тем, что на рынке достаточно производителей, представленных предприятиями России, Белоруссии, Китая и так далее.

На официальном сайте заказчиком был дан ответ на запрос разъяснений и положений извещения о проведении закупки, в котором указал, что технические характеристики подбирались не под конкретного поставщика, а под особенности образовательного процесса. Подготовка обучающихся по специальности Лечебное дело с квалификацией «фельдшер» осуществляется на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Лечебное дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 № 514, в пункте 7.15, которого указано, что образовательная организация, реализующая профессиональную программу подготовки специалистов среднего звена должна располагать материальной базой, соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам.

Заказчиком представлены подробные разъяснения позиций ТЗ, на которых податель Жалобы основывает свои доводы, а именно:

- Позиция 1 ТЗ «Модуль для наружного осмотра (приема Леопольда) ОКПД 2 32.99.53.120» - должен включать максимальное количество функций, чтобы обучающиеся с помощью данного манекена отрабатывали максимальное возможное число медицинских манипуляций. Указываются конкретные размеры изделия для наибольшего сходства с анатомическими и физиологическими особенностями человеческого тела, со сроками изменения тела женщины во время беременности;

- Позиция 2 ТЗ «Обучающий шовный тренировочный набор для наложения швов ОКПД 2 32.99.53.120» данный набор указан с конкретными характеристиками, так как в образовательной организации уже имеется специальное оборудование (подставки) для обучения наложению швов именно данного размера;

- Позиция 3 ТЗ «Манекен симулятор для проведения СЛР ОКПД 2 32.99.53.120» относительно характеристики манекена для подключения автономного источника питания 12-14 В, она указана с целью обеспечения электробезопасности при проведении обучения в полевых условиях, так как все обучающиеся образовательной организации являются военнообязанными и должны проходить профессиональную подготовку в полевых, и приближенных к реальным условиям. USB – кабель и автономный блок питания наиболее удобен и функционален в использовании в полевых условиях для подключения к планшетному компьютеру и другому медицинскому оборудованию. Наличие аптечки в комплекте, обусловлено приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2020 №1080н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)».

Заказчиком были получены коммерческие предложения от трех поставщиков, а также указаны 5 производителей и поставщиков манекенов, что является подтверждением отсутствия ограничения количества участников закупки.

На основании вышеизложенного представитель заказчика просит признать жалобу необоснованной.

Присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители Заказчика поддержали вышеуказанные возражения в полном объеме и пояснили, что запрос на коммерческие предложения от поставщиков для расчета начальной (максимальной) цены контракта был размещен на официальном сайте и в ответ на них поступило три предложения для указанных товаров, страна производителя указана только в одном. Конкретные характеристики товаров, которые содержит ТЗ указывались Заказчиком на основании внутреннего документа, а именно на универсальном инфраструктурном листе для очной, распределенной, дистанционной формы проведения демонстрационного экзамена.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В мае-июне 2022 года заказчиком – Министерством совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских манекенов и тренажеров в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5359) о проведении которого было размещено в редакции № ИИ1  на официальном сайте 03.06.2022, извещение № 0150200003922000427, начальная (максимальная) цена контракта - 1 738 215,70 рублей.

Извещение об электронном аукционе утверждено начальником управления Администрации Губернатора Новгородской области по организации государственных закупок …. и временно исполняющим обязанности министра образования Новгородской области ….. (далее – Извещение).

  1. Заказчиком в пункте 3.1 Извещения определен объект рассматриваемой закупки – поставка медицинских манекенов и тренажеров в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5359).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит КТРУ. Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования КТРУ, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заказчиком в Извещении в пункте 3.1.1. указан код ОКПД 2: 32.99.53.120 «Тренажеры для профессионального обучения», в пункте 3.1.2. Извещения код КТРУ не указан.

Согласно сведениям единой информационной системы (далее – ЕИС) позиция ОКПД 2: 32.99.53.120 «Тренажеры для профессионального обучения» не содержит код КТРУ.

Следовательно, обязательных характеристик для товаров, являющихся предметом закупки, ОКПД 2: 32.99.53.120 не содержит, и заказчик может указывать характеристики исходя из своих потребностей.

Как указывалось ранее, Заказчик при составлении ТЗ основывался на характеристиках, содержащихся в универсальном инфраструктурном листе для очной, распределенной, дистанционной формы проведения демонстрационного экзамена.

Лист представлен в виде таблицы, после изучения которого Комиссией установлено, что характеристики, указанные в ТЗ и вышеназванном листе, идентичны.

Также Заказчик указал список производителей и поставщиков манекенов, удовлетворяющих его потребностям: ООО «Медтехника СПБ» ИНН 7816495505, ООО «Производственное объединение «Зарница» ИНН 1655093079, ООО «ЗиК – А» ИНН 7713116498, ООО «Салюсмед» ИНН 7819319674, ООО «Безопасность труда» ИНН 7810010909.

Следовательно, объект рассматриваемой закупки сформирован заказчиком таким образом, что его характеристикам соответствуют, как минимум, 5 российских производителей (поставщиков).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).

При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Устанавливая вышеуказанные оспариваемые в Жалобе требования к предмету закупки в ТЗ, заказчик не совершает действий, приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупок, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности Заказчика, а характеристики закупаемых манекенов и тренажеров являются для него значимыми исходя из его потребностей.

Соответственно, настоящий довод Жалобы о необоснованном сокращении количества участников закупки в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

Каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении внеплановой проверки действий заказчика, уполномоченного органа и его аукционной комиссии в ходе осуществления рассматриваемой закупки не установлено.

Руководствуясь статьями 8, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Профи – Мед» (125363, г. Москва, Вн. Тер. г. Муниципальный округ Южное Тушино, ул. Сходненская, д. 10, ком. 22) на действия заказчика - Министерства образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005,  Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских манекенов и тренажеров в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5359), извещение № 0150200003922000427 о проведении которого было размещено в редакции № ИИ1  на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  03.06.2022, необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                ………

                                     

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                            ……....                     

                                                                                

                                                                                                        ………

 

           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны