Решение (комиссия) №ИК/1217/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/14-134/2023 по результатам рассмотрения жал... от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

Государственному областному казенному учреждению «Центр финансового обслуживания»

e-mail: cfo@edu53.ru

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора Новгородской области

 

e-mail: zakupki@novreg.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Артмед»

 

                                                                               e-mail: info@artmedgroup.com

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/14-134/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

20 марта 2023 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…..

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания» - ….., являющегося также членом аукционной комиссии, состав которой утвержден приказом уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области от 02.03.2023 № 184-зк (далее, также – Аукционная комиссия);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Артмед» – …..,

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника – Общества с ограниченной ответственностью «Артмед» (119334, г.Москва, пр-д 5-й Донской, д.15, стр.2, ком.15, помещение III; далее – ООО «Артмед») на действия заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания» (1730003, Новгородская область, г.Великий Новгород, ул.Новолучанская, д. 27; далее – ГОКУ «Центр финансового обслуживания») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350; далее - Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на поставку  лаборатории современных естественно научных исследований, лабораторных материалов и оборудования в рамках реализации мероприятий по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5171), извещение № 0150200003923000168, о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 06.03.2023,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.03.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Артмед» на действия заказчика – ГОКУ «Центр финансового обслуживания» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на поставку  лаборатории современных естественно научных исследований, лабораторных материалов и оборудования в рамках реализации мероприятий по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5171), извещение № 0150200003923000168, о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте) 06.03.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1.1. Заказчиком произведено укрупнение лота не связанными друг с другом товарами, такими как фотоаппарат, муфельная печь, аналитические весы, вакуумный насос, холодильник витрина, спектрофотометр и другими. Так, в один лот включены товары из разных областей науки, физики, химии, биологии, фотографии, быта и другие. Заказчик включает в один лот радиоэлектронную продукцию и лабораторную посуду, весы, цифровые микроскопы, цифровые фотоаппараты, микросхемы.

В описании объектов закупки отсутствуют описания связей вышеуказанных объектов друг с другом.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006                   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Товары, необходимые к поставке функционально не взаимосвязаны между собой и должны являться предметом самостоятельных закупок. Объединение в одной закупке привело к укрупнению лота, увеличения размеров обеспечения, которое необходимо предоставить претендентам для получения возможности участия в закупке, усложнению поставки, с учетом необходимости достаточного количества материально-трудовых ресурсов. Как следствие, это приводит к ограничению количества возможных участников закупки.

1.2. Заказчиком не применены необходимые корректные коды ОКПД2 и каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ), не использованы описания объектов закупки, находящихся в КТРУ.

Так, заказчик для всех товаров закупки применяет один код ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные». Например, из описания товара по позиции «фотоаппарат» нельзя сделать вывод, что данный товар является учебным демонстрационным.

Для указанного товара имеются позиции в КТРУ 26.70.14.190-00000063 или 26.70.14.190-00000062 «Фотокамера цифровая», с обязательным применением с 21.01.2022.

2. Умышленное ограничение конкуренции подтверждается процедурой формирования начальной максимальной ценой контракта для осуществления данной закупки. Всеми добросовестными заказчиками используется практика размещения запросов цен товаров, работ, услуг на официальном сайте. Для данного объекта закупки заказчик запрос цен не размещал.

3. Заказчиком не применены требования статьи 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с кодами КТРУ 26.70.14.190-00000063 или 26.70.14.190-00000062 «Фотокамера цифровая» заказчиком должны быть применены нормы постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Ограничения и запреты, предусмотренные статьей 14 Закона о контрактной системе также не применены в отношении следующих товаров:

 

 

№ п/п

Наименование товара, работ, услуг

Верный код ОКПД2 или КТРУ

НПА, регулирующие Запрет или допуск товарок

2

Фотоаппарат

26.70.14.190-00000063
26.70.14.190-00000062
Фотокамера цифровая

ПП РФ от 10.07.2019 № 878

3

Микроскоп инвертированный исследовательского класса

26.51.61.110-00000003
26.51.61.110-00000004
26.51.61.110-00000005
26.51.61.110-00000019
Микроскоп цифровой

26.70.22.150
Микроскопы оптические(много видов и ктру)

ПП РФ от 10.07.2019 № 878

4

Металлографический микроскоп исследовательского класса

26.51.61.110-00000003
26.51.61.110-00000004
26.51.61.110-00000005
26.51.61.110-00000019
Микроскоп цифровой

26.70.22.150
Микроскопы оптические(много видов и ктру)

ПП РФ от 10.07.2019 № 878

5

Прямой оптический микроскоп исследовательского класса

26.51.61.110-00000003
26.51.61.110-00000004
26.51.61.110-00000005
26.51.61.110-00000019
Микроскоп цифровой

26.70.22.150
Микроскопы оптические(много видов и ктру)

ПП РФ от 10.07.2019 № 878

6

Стереомикроскоп

26.51.61.110-00000003
26.51.61.110-00000004
26.51.61.110-00000005
26.51.61.110-00000019
Микроскоп цифровой

26.70.22.150
Микроскопы оптические(много видов и ктру)

ПП РФ от 10.07.2019 №  878

7

Микроскоп прямой лабораторный

26.51.61.110-00000003
26.51.61.110-00000004
26.51.61.110-00000005
26.51.61.110-00000019
Микроскоп цифровой

26.70.22.150
Микроскопы оптические(много видов и ктру)

ПП РФ от 10.07.2019 № 878

8

Камера для микроскопа C-Mount

26.40.33.110
Видеокамеры

26.70.14.190
Фотокамеры прочие

ПП РФ от 10.07.2019 № 878

9

Конфокальный сканирующий Рамановский спектрометр

26.51.41.130
Приборы, установки, системы спектрометрические

ПП РФ от 10.07.2019 № 878

10

Аналитические весы

28.29.31.115-00000001
Весы лабораторные

ПП РФ от 30.04.2020  № 617

11

Прецизионные весы

28.29.31.115-00000001
Весы лабораторные

ПП РФ от 30.04.2020 
№ 617

12

Лабораторные весы электронные

28.29.31.115-00000001
Весы лабораторные

ПП РФ от 30.04.2020  № 617

18

Центрифуга

28.29.41.110-00000032
Центрифуга настольная общего назначения

 

19

Магнитная мешалка с подогревом

26.51.53.000-00000017
Магнитная мешалка

ПП РФ от 10.07.2019 № 878

27

Муфельная печь

Печь промышленная
28.21.12.000-00000009

 

29

Сосуд Дьюара

25.29.12.000-00000001 - Сосуд Дьюара

ПП РФ от 30.04.2020  № 617

31

Спектрофотометр

26.51.53.150
Приборы и аппаратура для спектрального анализа, основанные на действии оптического излучения (ультрафиолетового, видимой части спектра, инфракрасного)

ПП РФ от 10.07.2019 № 878

33

Вакуумный насос

28.13.21.000-00000004
Вакуумный насос

ПП РФ от 30.04.2020 № 616

38

Мешалка магнитная многоместная

26.51.53.000-00000016
Магнитная мешалка

ПП РФ от 10.07.2019 № 878

46

Холодильник витрина био-мед-фарм

28.25.13.116-00000015
Холодильник фармацевтический

ПП РФ от 10.07.2019 № 878

 

 

 

 

 

Заказчиком установлены запреты и ограничения, предусмотренные статьей 14 Закона о контрактной системе в отношении товаров, на которые они не распространяется.

Так, например, для товара «Центрифуга» не требуется применение национального режима в соответствии со статьей 14 Закона о защите конкуренции. При этом, заказчиком в извещении установлено ограничение допуска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Заказчиком не был установлен запрет на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236).

Так, в описании объекта закупки «Лаборатория современных естественно научных исследований» в пункте 1.44.6 содержится характеристика «Рабочая станция с программным обеспечением» с показателем «Наличие».

На основании вышеизложенного заказчик должен был установить запрет в соответствии с Постановлением № 1236.

Учитывая все вышеизложенное, просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Необходимо отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.

С учетом изложенного, ООО «Артмед», в случае наличия достаточных оснований, имеет право подать соответствующее заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Присутствовавший на заседании Комиссии представитель подателя Жалобы поддержал ее доводы в полном объеме.

Суть представленных ГОКУ «Центр финансового обслуживания» письменных возражений на Жалобу и дополнений к ним (вх. № №1223-ЭП/23 от 16.03.2023, 1244-ЭП/23 от 17.03.2023, 1293-ЭП/23 от 20.03.2023 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.

Настоящая закупка осуществляется в рамках выполнения очередного этапа федерального проекта образования «Успех каждого ребенка», который направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.

По дорожной карте проекта, в регионе создается попечительский совет Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи Новгородской области «Онфим» (далее - Центр), Экспертный совет, которые определяют приоритетные направления для образовательных программ регионального Центра. Используя апробированные учебные программы в федеральном центре «Сириус», экспертная комиссия составляет инфраструктурный лист (список оборудования и расходных материалов), необходимый для реализации соответствующих программ. Этот инфраструктурный лист по форме загружается в единую информационную систему и согласовывается с Министерством просвещения Российской Федерации и федеральным центром «Сириус». Лист содержит список оборудования и расходных материалов с основными техническими характеристиками. В дальнейшем, после запуска центра, будет проведена проверка согласованного с федеральным центром «Сириус» инфраструктурного листа и поставленного на предмет соответствия технических характеристик.

В рамках проекта осуществляется реализация мероприятий по созданию в Новгородской области Центра, с учетом опыта образовательного фонда «Талант и успех». Центр создается на базе ГОАОУ «Гимназия № 3» и призван стать региональной инновационной образовательно-исследовательской и культурной платформой.

В соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и функционированию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», и для целей эффективной работы и развития Центра созданы:

  1. Попечительский совет в соответствии с указом Губернатора Новгородской области от 01.02.2023 № 54.
  2. Экспертный совет Центра, в состав которого вошли педагоги, ученые, спортсмены, деятели культуры и искусства, представители научных организаций и образовательных организаций высшего образования.

К основным задачам Экспертного совета Центра относятся:

- разработка и отбор мероприятий, образовательных программ Центра по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт»;

- утверждение критериев отбора обучающихся и руководителей программ по направлениям деятельности Центра;

- анализ потребностей, формирование предложений по ресурсному, материально-техническому, инфраструктурному и кадровому обеспечению программ Центра, а также по развитию образовательной и спортивной инфраструктуры Центра для создания оптимальной среды по работе с детьми.

Список оборудования и расходных материалов, необходимых для реализации соответствующих программ, с основными техническими характеристиками сформирован, согласован и утвержден протоколом Экспертного совета Центра.

Данная закупка производится одним лотом по ОКПД2 32.99.53.130, так как объектом закупки является оборудование в составе единого комплекта, которое связано учебно-образовательной программой и методическими рекомендациями, привязанными к программе, для выполнения проектно-исследовательских и конструкторских работ, школьниками от 11 до 17 лет. Работы представляют собой модули разных уровней сложности: уровень популяризации, уровень средней сложности и уровень для высокомотивированных на изучение естественно-научных дисциплин школьников. Оборудование другим, отличным от учебно-образовательной программы способом использоваться не будет.

Экспертная комиссия Центра выбрала приоритетные направления и апробированные образовательные модули с соответствующим оборудованием и расходными материалами. Центр согласовал образовательные программы и с Федеральным центром «Сириус». Методические материалы подготовлены на основании работы с рекомендованным оборудованием, расходными материалами и инструментами, список которого представлен (файл «Рабочие программы Агробиотехнологии, метод рекомендации и список оборудования для реализации программы» стр.103-146 и «Рабочие программы Экология и новые материалы, метод рекомендации и список оборудования для реализации программы», стр.94-172). Данный список носит признак необходимого и достаточного. Если из этого списка убрать любую позицию или поменять ее на не соответствующую по основным характеристикам, то исключается возможность проводить часть работ, связанных с этой позицией, а это в свою очередь приводит к невозможности полноценной реализации образовательной программы и федерального проекта.

Позиция «фотоаппарат» в образовательном процессе используется, как высокочувствительная КМОП матрица (Фотоаппарат лабораторный) для фиксирования цифровых фотографий объектов исследований от всех оптических микроскопов. Он не используется в качестве фотоаппарата для «пейзажей/портретов» или другой предметной или художественной съемки. Он используется только в качестве системы цифровизации изображений с оптических микроскопов в рамках образовательной программы «экология, новые материалы, нанотехнологии». Особенностью работы с оптическими микроскопами является низкий уровень освещенности объекта при больших увеличениях. К тому же, КТРУ не позволяет задать требования к прибору по чувствительности матрицы (ISO), которые являются обязательными для выполнения образовательной программы и как следствия исполнения федеральной программы.

Позиция «микроскоп инвертированный исследовательского класса» в образовательном процессе используется как средство визуализации объектов, изготовленных школьниками на предыдущем этапе проектной работы. В методических рекомендациях прописан процесс изготовления микропрепаратов, процесс установки на предметный столик и процесс визуализации с помощью прибора, и последующие задачи относительно увиденного и дополнительные задачи по изменению процесса изготовления микропрепаратов. Эта позиция закрывает часть общего функционала, является неотъемлемым элементом образовательной траектории и не будет использована отдельно от нее. В связи с этим также идет как часть комплекта. К тому же, КТРУ не позволяет задать требования к прибору, которые являются обязательными для целей федеральной программы.

Другое оборудование, входящее в объект закупки используется как инструмент для реализации конкретных универсальных учебных действий школьников 11-17 лет в рамках образовательной программы и не используется как самостоятельные приборы.

В требованиях не установлены никакие параметры ни к предустановленному программному обеспечению, ни к форм-фактору рабочей станции. Заказчиком установлено, что рабочая станция, которая визуализирует полученные данные, должна входить в состав лаборатории. Это может быть блок, как интегрированный в корпус, так и отдельно стоящий. Главное, чтобы был интерфейс визуализации данных со встроенной программной частью. Программное обеспечение не является объектом закупки, в связи с чем требования Постановления № 1236 заказчиком не применялись.

Учитывая изложенное, заказчик просит признать Жалобу необоснованной.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержал вышеуказанные возражения (объяснения) в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области – письменных возражений в отношении доводов Жалобы не представил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В марте 2023 года заказчиком – ГОКУ «Центр финансового обслуживания», уполномоченным органом – Администрацией и его Аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лаборатории современных естественно научных исследований, лабораторных материалов и оборудования в рамках реализации мероприятий по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5171), извещение № 0150200003923000168, о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте (начальная (максимальная) цена контракта –51 671 027,00 рублей).

Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее -Извещение) утверждено ….. 06.02.2023.

1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно Извещению о проведении вышеуказанной закупки, объектом закупки является поставка лаборатории современных естественно научных исследований, лабораторных материалов и оборудования в рамках реализации мероприятий по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Согласно пункту 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению (далее – Приложение № 1) и представляет собой список товаров: позиция № 1 «Лаборатория современных естественно-научных исследований», с позиции № 2 по позицию № 84 иные товары (фотоаппарат, микроскоп инвертированный исследовательского класса, металлографический микроскоп исследовательского класса,  прямой оптический микроскоп исследовательского класса, стереомикроскоп,  микроскоп прямой лабораторный, камера для микроскопа C-Mount, конфокальный сканирующий  Рамановский спектрометр, аналитические весы, прецезионные весы, лабораторные весы электронные,  мешалка лопостная, гомогенизатор лабораторный, дистиллятор лабораторный, ультразвуковая мойка, пресс лабораторный, центрифуга, магнитная мешалка с подогревом, нагревательная плитка,  водяная баня точная, водяная баня большая, сушильный шкаф,  источник питания программируемый, источник питания лабораторный, рефрактометр, муфельная печь, ротационный испаритель, сосуд Дьюара, портативный жидкостный хроматограф и другие).

В пункте 3.1.1. Извещения и в экранной форме Извещения заказчиком для всех товаров установлен код ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».

По мнению подателя Жалобы, поскольку предметом рассматриваемой закупки является поставка лаборатории современных естественно-научных исследований, товары, включенные в позиции №№ 2-84 не могли быть предметом данной закупки, так как не являются составной частью лаборатории, не имеют между собой функциональной и технологической взаимосвязи.

При оценке данного довода Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Формирование объекта закупки является прерогативой заказчика. Заказчики вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.

При проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ, услуг.

При этом, заказчик при формировании объекта закупки не должен совершать действий, влекущих ограничение конкуренции.

Следовательно, заказчик вправе включить в извещение такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупки в той степени, в которой это необходимо для удовлетворения его объективной потребности в получении товара с заданными характеристиками.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Заказчик вправе устанавливать в извещении любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).

Кроме того, Закон о контрактной системе не регламентирует правила отнесения тех или иных товаров в конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. Таким образом, заказчик определяет код ОКПД2 как наиболее подходящий исходя из предмета закупки.

Из возражений на Жалобу и пояснений представителя заказчика, данных на заседании Комиссии, следует, что товары, являющиеся объектом закупки, закупаются одним лотом по ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные», так как объектом закупки является оборудование в составе единого комплекта лаборатории современных естественно-научных исследований на основании потребности конкретного получателя – Центра, создаваемого на базе образовательного учреждения – ГОАОУ «Гимназия № 3».

Перечень необходимого оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания по направлениям деятельности Центра утвержден протоколом заседания Экспертного совета Центра от 08.02.2023 № 1.

Как установлено в ходе анализа представленных заказчиком документов, закупаемое заказчиком оборудование сформировано в соответствии с протоколом Экспертного совета Центра от 08.02.2023 № 1, отвечающего за формирование и наполнение лабораторий современных естественно научных исследований.

Оборудование, являющееся объектом закупки по позициям №№ 2-84 Приложения № 1, закупается для наполнения и оснащения лаборатории современных естественно-научных исследований, территориально находящейся по одному адресу (оборудование необходимо для функционирования одной лаборатории и является взаимосвязанным). Закупаемое оборудование будет установлено в одном учреждении и будет использоваться в пределах одного здания. Оборудование не используется по прямому назначению в отдельности, а предназначено в образовательных целях, в связи с чем заказчик использует ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».

Закупаемое оборудование необходимо для оснащения Центра на базе образовательного учреждения ГОАОУ «Гимназия № 3», которое призвано функционировать в одном технологическом (учебном) процессе при реализации программ естественно-научной направленности.

Закупаемое в рамках электронного аукциона оборудование необходимо для обеспечения образовательной деятельности данного образовательного учреждения.

Учитывая изложенное, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что объединение в один лот товаров, указанных в позиции № 1, с товарами позиций №№ 2-84 Приложения № 1, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, описание объекта закупки направлено на получение единого лабораторного комплекса в целях обеспечения единого образовательного процесса в создаваемом Центре.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 настоящей статьи (часть 6 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Заказчиком в адрес хозяйствующих субъектов были направлены запросы о предоставлении коммерческих предложений. К данным запросам было приложено Приложение № 1, содержащее список оборудования, являющего предметом закупки.

В ответ на данные запросы в адрес заказчика поступили три коммерческих предложения, которые в частности, учитывают необходимость предоставления товаров по позициям № 1 и №№ 2-84 Приложения № 1.

Данные обстоятельства опровергают утверждение подателя Жалобы о совершении ГОКУ «Центр финансового обслуживания» действий, влекущих необоснованное ограничение количества участников, при формировании объекта закупки.

С учетом вышеизложенного, в данной части Жалоба является необоснованной.

1.2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (далее –Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Как указывалось выше, заказчиком при описании объекта закупки установлен код ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».

На заседании Комиссии, представитель заказчика пояснил, что при описании объекта закупки не применялся КТРУ, поскольку позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки - «лаборатория современных естественно-научных исследований» отсутствует.

Позиции КТРУ в отношении отдельных позиций товара «лаборатория современных естественно-научных исследований» не могли быть применены в связи с тем, что объектом закупки является оборудование в составе единого комплекта лаборатории современных естественно-научных исследований.

В силу пункта 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки сформулированы заказчиком в не противоречии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей заказчика, исходя из специфики образовательной деятельности.

Аналогичная позиция отражена в решении Федеральной антимонопольной службы от 22.09.2022 г. по делу № 22/44/99/П3.

Нарушения в части выбора заказчиком кода ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные» для товаров, являющихся объектом закупки, а также неприменения позиций КТРУ для отдельных позиций объекта закупки, Комиссия Новгородского УФАС России также не усматривает, заказчик закупает единый лабораторный комплекс для осуществления образовательного процесса, выбранный им код ОКПД2 соответствует объекту закупки.

Таким образом, довод Жалобы о неприменении заказчиком корректных кодов ОКПД2 и КТРУ является также необоснованным.

2. Довод подателя Жалобы о неразмещении заказчиком запросов цен товаров, работ, услуг на официальном сайте для формирования начальной максимальной ценой контракта для осуществления данной закупки, фактически сводится к оценке соблюдения заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены.

Как следует из положений части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов при рассмотрении жалоб участников закупок и проведении внеплановых проверок осуществления закупок.

Аналогичная позиция содержится в письме ФАС России № ИА/699/16 от 13.01.2016.

Антимонопольный орган оценивает исключительно наличие в составе извещения о проведении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать такой электронный документ, как обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).

Приложением № 2 к Извещению является обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – Приложение № 2).

В Приложении № 2 указано, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании статьи 22 Закона о контрактной системе, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 года № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).      

При этом, правомерность расчетов начальной (максимальной) цены контракта и правильность оформления документов по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта предметом рассмотрения комиссии контрольного органа в сфере закупок в данном случае быть не могут в связи с отсутствием у нее соответствующих полномочий.

Следовательно, в данной части Жалоба необоснованна.

Вместе с тем, Новгородским УФАС России материалы Жалобы в данной части будут направлены в Министерство финансов Новгородской области для проведения проверки соблюдения ГОКУ «Центр финансового обслуживания» порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

3. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1. Во исполнение требований статьи 14 Закона о контрактной системе, исходя из предмета контракта заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 617) и условие допуска участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как установлено ранее, к объекту закупки применяется ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные», имеющийся в Постановлении № 617, в связи с чем заказчик при проведении данной закупки установил вышеуказанные ограничения.

Указанные подателем Жалобы постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878, от 30.04.2020 № 616 в рассматриваемом случае неприменимы, поскольку ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные» не подпадает под применение вышеуказанных нормативных правовых актов.

 

Аналогичная позиция отражена в решении Федеральной антимонопольной службы от 22.09.2022 г. по делу № 22/44/99/П3.

На основании изложенного, данный довод Жалобы также является необоснованным.

3.2. Пунктом 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящим из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных для государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее – реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее – программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр) евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Также Постановлением № 1236 предусмотрен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такое обоснование размещается на официальном сайте одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Согласно пункту 2.1 Постановления № 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

Поскольку согласно Приложению № 1 в состав позиции № 1 «Лаборатория современных естественно-научных исследований» входит поставка как комплектующего «Анализатор качества молока» (пункт 1.44) с наличием показателя, предусмотренного пунктом 1.44.6 – «Рабочая станция программным обеспечением», заказчиком должен был быть установлен запрет, предусмотренный Постановлением № 1236.

Между тем, запрет, предусмотренный Постановлением № 1236 в Извещении не установлен, обоснование невозможности соблюдения данного запрета на официальном сайте также не размещено.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОКУ «Центр финансового обслуживания» содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неприменении заказчиком положений Постановления № 1236.

В данной части Жалоба является обоснованной.

Следовательно, Жалоба является частично обоснованной.

Одновременно с рассмотрением данной Жалобы внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки не проводилась в связи с ее проведением по результатам рассмотрения жалобы по данной закупке другого участника – Общества с ограниченной ответственностью «Копир плюс» (далее – ООО «Копир плюс»), поданной на аналогичные действия заказчика – ГОКУ «Центр финансового обслуживания», совершенные при осуществлении рассматриваемой закупки.

Жалоба ООО «Копир плюс» была признана частично обоснованной, в рамках проведения внеплановой проверки вышеуказанной закупки в действиях ГОКУ «Центр финансового обслуживания» также были установлены иные нарушения Закона о контрактной системе (решение Новгородского УФАС России № 053/06/33-132/2023 от 20.03.2023 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе).

Заказчику – ГОКУ «Центр финансового обслуживания», уполномоченному органу – Администрации, Аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» было выдано обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в Извещение, отмены протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2023 № ИЭА1.

Руководствуясь статьями 8, 14, 23, 33, 42 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Артмед» (119334, г.Москва, пр-д 5-й Донской, д.15, стр.2, ком.15, помещение III) на действия заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания» (1730003, Новгородская область, г.Великий Новгород, ул.Новолучанская, д. 27) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350) закупки путем проведения электронного аукциона на поставку  лаборатории современных естественно научных исследований, лабораторных материалов и оборудования в рамках реализации мероприятий по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5171), извещение № 0150200003923000168 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.03.2023, частично обоснованной в части довода о неустановлении заказчиком запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания» нарушения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать в связи с его выдачей ранее по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Копир Плюс», поданной на аналогичные действия заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания», совершенные им при осуществлении вышеуказанной закупки.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             

 

Члены Комиссии                                                                                         

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

ГОКУ "ЦФО"
ИНН 5321139839, ОГРН 1105321002302
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
Общество с ограниченной ответственностью «Артмед»
ИНН 7727310424, ОГРН 1177746099475
Администрация Губернатора Новгородской области
ИНН 5321180330, ОГРН 1165321050388