Решение №1076/02 Р Е Ш Е Н И Е об отказе в возбуждении дела по заявлению ИП <... от 16 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Индивидуальному предпринимателю

<…>

 

 

Исходящий № 1076/02 от 16.03.2016

 

Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в возбуждении дела

 

«16» марта 2016 года                                                                         Великий Новгород                                                                     

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - антимонопольный орган, Управление) рассмотрено заявление ИП <…> от 18.02.2016 вх. № 903 содержащее сведения о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства  Акционерным обществом «Новгородоблэлектро» (место нахождения: ул. Кооперативная, д. 8, г. Великий Новгород, 173003) (далее – АО «Новгородоблэлектро», Общество, сетевая организация).

В ходе проверки антимонопольным органом

 

У С Т А Н О В Л Е Н О:

 

В заявлении <…> указывает, что он является собственником нежилого помещения по адресу <…>. Данное помещение находится в жилом доме, максимальная разрешенная мощность энергопотребления составляет 8 кВт. В целях осуществления предпринимательской деятельности <…> необходимо увеличение мощности технологического присоединения к электрическим сетям до 15 кВт. <…> подал соответствующую заявку в сетевую организацию – АО «Новгородоблэлектро». <…> . указывает, что согласно Методическим указаниям по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденным Приказом ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1, лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологические присоединение.      В то же время, несмотря на письменные обращения, в расчете стоимости технологического присоединения по ставке платы за технологическое присоединение на единицу мощности <…> сетевой организацией было отказано. Таким образом, по мнению <…>, сетевая организация навязывает ему невыгодные условия договора, а именно: об оплате технологического присоединения к сетям АО «Новгородоблэлектро» по стоимости, определенной исходя из ставки, установленной на 1 км. линий электропередач.

Действительно, статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

Согласно части 1 вышеназванной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

  В частности, согласно пункту 3 части 1 вышеназванной статьи, запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ  «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях), субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 4 Закона о естественных монополиях, услуги по передаче электрической энергии отнесены к сферам деятельности естественных монополий.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.10.2009 № АГ/34241 технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Как отмечается в определении Высшего Арбитражного Суда от 10.07.2009 N 6057/09 по делу N А49-3724/2008-120а/21-АК, передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.7. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, поселка городского типа, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

В соответствии с пунктом 9 Методики определения продуктовых и географических границ товарных рынков, относящихся к отдельным сферам деятельности субъектов естественных  монополий, утвержденной решением Президиума Федеральной антимонопольной службы России от 01.02.2012 № 3, в случае, если нарушение совершено в отношении лица, относящегося к категории «население», географические границы в сфере услуг по передаче электрической энергии определяются как минимальная территория из следующих:

- территория деятельности всей организации;
          - территория деятельности в границах субъекта Российской Федерации, где совершено нарушение;

- территория муниципального образования, где совершено нарушение;

- территория ее филиала (в случае его наличия), где совершено нарушение;

- территория организационного обособленного района обслуживания электрических сетей (в случае его наличия).

В соответствии с пунктом 5 Методики, организационный критерий предусматривает определение границ товарного рынка исходя из особенностей организационной структуры хозяйствующего субъекта. При использовании того или иного критерия должна учитываться техническая возможность расчета и верификации выручки хозяйствующего субъекта в рамках определенных географических границ.

Структурным подразделением АО «Новгородоблэлектро», обслуживающим территорию г. Великий Новгород, является Новгородское отделение Общества.

Энергопринимающие устройства заявителя находятся на территории г. Великий Новгород.  Руководствуясь организационным критерием, установленным Приказом № 220, и положениями Методики, географическими границами товарного рынка определены как территория обслуживания Новгородского отделения АО «Новгородоблэлектро».

          Таким образом, АО «Новгородоблэлектро» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в территориальных границах зоны обслуживания Новгородского отделения Общества.

          В данной связи АО «Новгородоблэлектро» может являться субъектом нарушения по статье 10 Закона о защите конкуренции.

          В то же время, Управлением в действиях Общества признаков нарушения антимонопольного законодательства не установлено ввиду следующего.

Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее – Методические указания) утверждены Приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1.

Статьей 24 Федерального закона  от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), установлены Полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Согласно части 2 статьи 24 Закона об электроэнергетике, Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов:

устанавливает порядок определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, включая набор стандартизированных тарифных ставок для определения такой платы, и порядок определения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе критериев дифференциации и (или) особенностей ценообразования для отдельных категорий потребителей электрической энергии.

Согласно Положению о Федеральной службы по тарифам, действовавшему до 09.09.2015 - федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, уполномоченным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов на момент принятия Методических указаний являлась Федеральная служба по тарифам.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее – Основы ценообразования), размер стандартизированных тарифных ставок и ставок за 1 кВт максимальной мощности определяется в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики заявителя, с учетом положений абзацев второго и третьего настоящего пункта. Дифференциация стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Таким образом, Методические указания приняты уполномоченным органом - Федеральной службой по тарифам в соответствии с Законом об электроэнергетике и Основами ценообразования и устанавливают порядок определения тарифных ставок и ставок на подключение к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Методических указаний, методические указания определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - Устройства) к объектам электросетевого хозяйства (далее - плата за технологическое присоединение) сетевых организаций, и предназначены для использования Федеральной службой по тарифам (далее - Служба), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, сетевыми организациями, а также лицами, обратившимися к сетевым организациям с заявками на технологическое присоединение Устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций (далее - Заявители).

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования, и пунктом 7 Методических указаний, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год не позднее 31 декабря года, предшествующего периоду регулирования, должны утвердить:

- стандартизированные тарифные ставки согласно Главе IV Методических указаний;

- ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на период регулирования согласно Приложению N 2 к Методическим указаниям;

- формулу платы за технологическое присоединение.

          Органом исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования тарифов является Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области.

          Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике от 25.12.2014 № 67 установлены  «Об установлении платы и ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям Акционерного общества «Новгородоблэлектро» на 2015 год» (далее – Постановление комитета № 67), установлены:

- Стандартизированные тарифные ставки платы на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям акционерного общества "Новгородоблэлектро" без учета затрат на строительство энергообъектов (С1) на 2015 год согласно приложению N 2;

- Стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов акционерного общества "Новгородоблэлектро" на строительство 1 км линий электропередачи (С2, С3) на 2015 год согласно приложению N 3;

-  Стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов акционерного общества "Новгородоблэлектро" на 2015 год на строительство трансформаторных подстанций, распределительных трансформаторных подстанций и пунктов секционирования (С4) на 2015 год согласно приложению N 4.

Формулы расчета платы за технологическое присоединение исходя из стандартизированных тарифных ставок и способа технологического присоединения к электрическим сетям акционерного общества "Новгородоблэлектро" на 2015 год согласно приложению N 5;

Ставки платы за технологическое присоединение единицы мощности энергопринимающего устройства к электрическим сетям акционерного общества «Новгородоблэлектро» по мероприятиям «последней мили» на 2015 год согласно приложению N 6.

          Таким образом, во исполнение методических указаний, стандартизированные тарифные ставки:

- согласно Главе IV Методических указаний установлены согласно приложениям № № 1- 4 Постановления комитета № 67;

- ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на период регулирования согласно Приложению N 2 к Методическим указаниям установлены согласно приложению № 6 Постановления комитета № 67;

          - формула платы за технологическое присоединение установлена согласно приложению № 5 Постановления Комитета № 67.

  Согласно примечанию к приложению № 6, ставки платы по пункту не учитывают затраты на выполнение работ по прокладке кабеля методом горизонтально направленного бурения.

Техническими условиями  для присоединения к электрическим сетям АО «Новгородоблэлектро» № 1686-15 от 14.10.2015 для заявителя <…>, предусмотрены следующие мероприятия, осуществляемые сетевой организацией за счет платы за технологическое присоединение:

1). Строительство кабельной линии 0,4 кВ, кабелем марки АВБбШв (АВБбШвнг, АПвБбШп, АПвБбШв) 4 x 35 кв. мм, длина – 0,3 км.

2). Строительство кабельной линии 0,4 кВ методом горизонтально-направленного бурения кабелем марки АВБбШв (АВБбШвнг, АПвБбШп, АПвБбШв) 4 x 35 кв. мм, длина – 0,3 км (прокол 1 труба, 2 прокола), - общая длина 0,25 км.

 В то же время, согласно пункту 7 Методических указаний, лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение. Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

Таким образом, лицо, имеющее намерение осуществить технологическое присоединение, вправе выбрать для расчета стоимости технологического присоединения ставку за единицу максимальной мощности либо посредством применения стандартизированных тарифных ставок.

В случае, если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.

Как указано в сопроводительном письме АО «Новгородоблэлектро» от 17.11.2015 № 1195/ТП о направлении оферты договора на технологическое присоединение, включающей технические условия, расчет технологического присоединения Обществом был выполнен с учетом стандартизированной ставки на 1 км линий.

          Согласно пункту 10 оферты Договора № 11/838-15-ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, направленным Обществом в адрес <…>, размер платы за технологические присоединение определяется в соответствии с решением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 25.12.2014 № 67 и составляет 1 319 098 рублей 47 копеек.

<…> 02.12.2015 письменно уведомил АО «Новгородоблэлектро» о выборе им варианта ставки оплаты технологического присоединения за единицу мощности.

Ответом Общества от 10.12.2015 № 11/2905 <…> в выборе ставки платы за единицу мощности отказано, ввиду того, что техническими условиями предусмотрены мероприятия по строительству кабельной линии методом горизонтально-направленного бурения, ставки платы по которым за единицу мощности не установлены Постановлением Комитета № 67.

В соответствии с пунктом 22 Методических указаний, ставки платы устанавливаются в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ.

Согласно пункту 27 Методических указаний, размер платы за технологическое присоединение  для конкретного Заявителя определяется сетевой организацией на основании утвержденных регулирующим органом отдельных ставок по каждому мероприятию приложения N 2 к Методическим указаниям, исходя из суммы затрат, рассчитанных по ставкам за технологическое присоединение  (мероприятия 1, 4, 5, 6 указанного приложения) и ставки (ставок) по мероприятиям "последней мили", реализуемым сетевой организацией для подключения конкретного Заявителя, умноженной на объем максимальной мощности, указанный Заявителем в заявке на технологическое присоединение  на уровне напряжения i и (или) диапазоне мощности j (руб./кВт).

В рассматриваемом случае плата за мероприятия «последней мили», предполагаемые к реализации для осуществления технологического присоединения, а именно строительство кабельных линий методом горизонтально направленного бурения, не была установлена Постановлением комитета № 67 для ставки платы за единицу максимальной мощности.

Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по цене, устанавливаемой уполномоченными на то государственными органами. Так, в соответствии с вышеназванными положениями, а также пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций.

В данной связи, у АО «Новгородоблэлектро» отсутствовали правовые основания для расчета платы по тарифам, отличным от установленных Постановлением Комитета № 67.

В то же время, Общество не обладало возможностью рассчитать стоимость технологического присоединения и исходя из ставок установленных Постановлением Комитета № 67 за единицу мощности, ввиду их отсутствия в указанном Постановлении. В данной связи Обществом был  использован единственно возможный, с учетом установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, способ расчета технологического присоединения нежилых помещений, находящихся в собственности <…>

Кроме того, согласно пункту 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила № 861) в случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.

Таким образом, Заявка <…> в настоящее время считается аннулированной в связи с истечением срока подписания Заявителем направленной оферты договора.

В настоящее время плата за технологическое присоединение к сетям Общества установлена Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике от 25.12.2015 № 57 «Об установлении платы и ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям Акционерного общества «Новгородоблэлектро».     

Постановлением предусмотрены ставки платы за технологическое присоединение единицы мощности на 2016 год  по мероприятиям «последней мили» включая, в частности, мероприятия по строительству кабельных линий электропередачи с учетом применения метода горизонтально направленного бурения.

Из вышеизложенного следует, что при обращении <…> с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям АО «Новгородоблэлектро» в 2016 году у Сетевой организации имеется возможность произвести расчет по ставкам за единицу мощности. Заявителем не представлено документов, свидетельствующих о каких-либо финансовых затратах, связанных с подачей заявки на технологическое присоединение Общества, таким образом, ущемление интересов заявителя не подтверждается и в настоящее время места не имеет.

При таких обстоятельствах Управление не усматривает признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях Общества.

           Руководствуясь вышеизложенным,  а также пунктом 2 части 9  статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган

Р Е Ш И Л:

 

В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  отказать в связи с отсутствием признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях Акционерного общества «Новгородоблэлектро».

         

 

Руководитель Управления
Государственный советник РФ 2 класса                                                О.С. Виниченко

 

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны