Решение №1169/02 РЕШЕНИЕ по делу № А-3/18 от 28 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

Администрация

Новгородского муниципального района

 

ул. Б. Московская, д. 78,

Великий Новгород, 173014

 

ООО «ТНС энерго Великий Новгород»

 

ул. Псковская, д. 13,

                                                                      г. В. Новгород, 174350 

 

Исх.№1169/02 от 28.03.18

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № А-3/18

                                                                                                     

    Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 марта 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 марта 2018 года.

 

 

         Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         Председатель Комиссии:

Пашкова Г.Н. – заместитель руководителя Управления,

         Члены Комиссии:

Паньков С.Е. – главный специалист-эксперт Управления;

Бондарь Н.В. – специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

ответчика - Администрации Новгородского муниципального района – <…>

заявителя - ООО «ТНС энерго Великий Новгород» – <…>

рассмотрев дело № А-3/18 по признакам нарушения Администрацией Новгородского муниципального района (ИНН 5310001444, ОГРН 1025300794078, ул. Б. Московская, д. 78, Великий Новгород) части 1  статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Новгородское УФАС России поступило заявление ООО «ТНС энерго Великий Новгород», указывающее  на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Новгородского муниципального района (далее – Администрация района).

ООО «ТНС энерго Великий Новгород» в своем заявлении указало, что Администрацией района заключен с Непубличным акционерным обществом «ТЭК» договор аренды муниципального имущества от 25.01.2017 №070/17 (далее – Договор).

Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Согласно части 1 вышеуказанной статьи заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В результате антимонопольного расследования установлено, что Администрацией Новгородского муниципального района принят нормативный правовой акт, а именно - постановление от 30.12.2016 №724 «О передаче муниципального имущества в аренду».

Во исполнение постановления от 30.12.2016 №724 «О передаче муниципального имущества в аренду» Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Новгородского муниципального района  был  заключен с Непубличным акционерным обществом «ТЭК» договор аренды муниципального имущества от 25.01.2017 №070/17 без проведения предусмотренных действующим законодательством процедур на право его заключения (часть 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции).

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11 и Верховного Суда РФ, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 24.06.2015 по делу № 307-КГ15-1408, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Таким образом, действия Администрации района, выразившиеся в принятии нормативного правового акта Администрации района, а именно - постановления от 30.12.2016 №724 «О передаче муниципального имущества в аренду» и действия Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Новгородского муниципального района  по заключению с Непубличным акционерным обществом «ТЭК» договора аренды муниципального имущества от 25.01.2017 №070/17, без проведения торгов на право его заключения,  являются нарушением части 1 статьи 17.1 Закона  о конкуренции.

Юридическое лицо - Комитет по управлению муниципальным имуществом было ликвидировано в 2017 году.

Из письменных пояснений Администрации Новгородского муниципального района  (вх. № 1046 от 22.02.2018 Новгородского УФАС России) по настоящему делу следует, что в соответствии с постановлением Администрации Новгородского муниципального района от 30.12.2016 № 724 «О предоставлении муниципального имущества в аренду» был заключен договор аренды муниципального имущества от 25.01.2017 № 070/17 (далее - договор), без проведения конкурсов или аукционов, с Непубличным акционерным обществом «ТЭК», которое, в связи с прекращением деятельности ООО «Новкоммунсервис» в декабре 2016 года постановлением Администрации Новгородского муниципального района от 22.12.2015 № 608 наделено статусом гарантирующей организации на территории д. Новоселицы и осуществляло поставку воды потребителям на основании утверждённого тарифа.

Объекты муниципального имущества, указанные в договоре, являются социально значимыми, в случае не заключения в короткий срок вышеуказанного договора, объекты не могли бы эксплуатироваться надлежащим образом, были бы отключены от электроэнергии, и население д. Новоселицы могло остаться без водоснабжения, также существовала угроза остановки котельной в д. Новоселицы, что привело бы к неисполнению возложенных на орган местного самоуправления полномочий по решению вопроса местного значения, связанного с водоснабжением населения Новгородского района.

Вышеуказанный договор прекратил свое действие 01.11.2017. В соответствии с распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Новгородского муниципального района от 17.10.2017 № 205 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения», вступившим в силу с 1 ноября 2017 года, объекты недвижимости: станция подкачки воды; водоочистные сооружения; водостанция; канализационная насосная станция, расположенные по адресу: Новгородский район, д. Новоселицы, военный городок №1 закреплены на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Коммунальное хозяйство Новгородского района».

В настоящее время действует договор энергоснабжения заключенный ООО «ТНС энерго Великий Новгород» с муниципальным унитарным предприятием «Коммунальное хозяйство Новгородского района».

27.02.2018 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела № А-3/18 представители Администрации района поддержали доводы письменных пояснений в полном объеме.

 Так же, представители Администрации Новгородского муниципального района просили принять во внимание, что не заключение вышеуказанного договора в жестких временных рамках повлекло бы нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории д. Новоселицы, что недопустимо, так как противоречит самой сути исполнения государственных функций органом местного самоуправления.

Из письменных пояснений ООО «ТНС энерго Великий Новгород» (вх. № 1022 от 21.02.2018 Новгородского УФАС России) по настоящему делу следует, что, по его мнению, в нарушение статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) Администрацией Новгородского муниципального района вынесено постановление от 30.12.2016 № 724 «О передаче муниципального имущества в аренду», заключен с НАО «ТЭК» договор аренды муниципального имущества от 25.01.2017 № 070/17.

Согласно пункту 33 статьи 41.1. Закона о водоснабжении и водоотведении, договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным.

Подписание договора энергоснабжения с НАО «ТЭК» на основании ничтожного договора аренды муниципального имущества противоречит нормам действующего законодательства, следовательно, такой договор считается незаключенным.

Принимая во внимание, что согласно Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 04.05.2012 №442, муниципальные объекты: станция подкачки воды; водоочистные сооружения; водостанция; канализационная насосная станция относятся к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, отказ Администрации Новгородского муниципального района, как собственника указанных объектов от надлежащего оформления договорных отношений по энергоснабжению, отсутствие правовых оснований для заключения договора энергоснабжения с НАО «ТЭК», влекут нарушение экономических интересов Общества, выражающееся в отсутствии оплаты за потребленную электрическую энергию по указанным объектам.

 27.02.2018 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России представитель ООО «ТНС энерго Великий Новгород» поддержала доводы письменных пояснений в полном объеме.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № А-3/18 было отложено (определение об отложении рассмотрения дела № А-3/18 о нарушении антимонопольного законодательства от 02.03.2018).

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о конкуренции лицам, участвующим в деле было предложено представить комиссии пояснения, доказательства,  доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. 

21.03.2018 на рассмотрение дела № А-3/18 представители Администрации района представили дополнительные письменные пояснения Администрации района, из которых следует, что постановлением Администрации района от 23.12.2016 № 705 «О внесении изменений в постановление Администрации Новгородского муниципального района от 22.12.2015 № 608 «О гарантирующих организациях, осуществляющих  холодное водоснабжение и водоотведение в Новгородском муниципальном районе» гарантирующим поставщиком было определено НАО «ТЭК».

НАО «ТЭК» осуществляло в 2017 году холодное водоснабжение и водоотведение в Новгородском муниципальном районе и получало с потребителей плату за оказанные услуги. Решением Арбитражного суда Новгородской области по делу А44-10841/2017 было удовлетворено требование  ООО «ТНС энерго Великий Новгород» о взыскании с НАО «ТЭК» суммы задолженности за потребленную электроэнергию. Администрация Новгородского муниципального района была признана ненадлежащим ответчиком.

Таким образом, доводы Общества о том, что заключение договора аренды муниципального имущества от 25.01.2017 №070/17 вместо концессионного соглашения повлекло нарушение его прав, в связи с отсутствием оплаты за потребленную электроэнергию, по мнению Администрации района, несостоятельны.

Заключение об обстоятельствах дела № А-3/18  о нарушении антимонопольного законодательства указывает на то, что иные хозяйствующие субъекты могли бы оказать услуги по водоснабжению и водоотведению в Новгородском районе, а непроведение торгов могло привести к сокращению числа потенциальных хозяйствующих субъектов, желающих оказывать такие услуги в д. Новоселицы Новгородского района.

Однако, согласно статье 16 Закона о водоснабжении и водоотведении, гарантирующая организация обязуется обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества по установленному для нее тарифу.

Таким образом, только НАО «ТЭК», имея статус гарантирующей организации, имело право осуществлять деятельность по водоснабжению и водоотведению в д. Новоселицы Новгородского района.

 21.03.2018 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России представители Администрации района поддержали доводы письменных пояснений в полном объеме.

На заседание Комиссии Новгородского УФАС России 21.03.2018 представители ООО «ТНС энерго Великий Новгород» не явились. О дате и времени рассмотрения дела № А-3/18 ООО «ТНС энерго Великий Новгород» было уведомлено должным образом.

Каких либо пояснений, доказательств,  доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства от ООО «ТНС энерго Великий Новгород» в Управление не поступало.

Исследовав материалы дела и оценив, доводы сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

При вынесении решения по настоящему делу Комиссией учтено, что довод Администрации района о том, что заключение договора аренды муниципального имущества от 25.01.2017 №070/17 вместо концессионного соглашения не повлекло нарушения прав и экономических интересов ООО «ТНС энерго Великий Новгород» не имеет квалифицирующего значения для признания Администрации района нарушившей часть 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Управлением проведено исследование состояния конкуренции на рынке водоснабжения и водоотведения на территории Новгородского района Новгородской области в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведенного исследования Управлением сделан вывод о том, что рынок водоснабжения и водоотведения на территории Новгородского района и в целом в Новгородской области является конкурентным, с большим количеством участников уже оказывающих услуги на рынке водоснабжения и водоотведения в Новгородской области и/или потенциальных участников, которые могли бы оказывать услуги на рынке водоснабжения и водоотведения Новгородского района в случае победы в торгах на право заключения договора, предусматривающего получение прав владения (пользования) в отношении следующих объектов муниципальной недвижимости: станция подкачки воды, водоочистные сооружения, водостанция, канализационная насосная станция, расположенные по адресу: Новгородский район, д. Новоселицы, военный городок №1.

В рассматриваемом случае, иные хозяйствующие субъекты, которые смогли бы оказать услуги по водоснабжению и водоотведению в Новгородском районе, были лишены возможности получить во владение (пользование) необходимые объекты (станция подкачки воды; водоочистные сооружения; водостанция; канализационная насосная станция, расположенные по адресу: Новгородский район, д. Новоселицы, военный городок №1), в силу того, что торги не проводились, что могло привести к сокращению числа потенциальных хозяйствующих субъектов, желающих оказать услуги по водоснабжению и водоотведению в Новгородском районе. Данное обстоятельство является признаком ограничения конкуренции в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в случае если бы торги проводились, то победитель таких торгов мог бы обратиться в Администрацию Новгородского муниципального района за присвоением ему статуса гарантирующей организации.

Факт нарушения Администрацией Новгородского муниципального района  требований антимонопольного законодательства, выразившегося в непроведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества от 25.01.2017 №070/17 не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Таким образом, в действиях Администрации Новгородского муниципального района, выразившихся в заключении договора аренды муниципального имущества от 25.01.2017 №070/17  содержится нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

РЕШИЛА:

           

 

         1. Признать в действиях Администрации Новгородского муниципального района, нарушения части 1 статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание Администрации Новгородского муниципального района не выдавать в связи с истечением срока действия договора аренды муниципального имущества.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         Г.Н. Пашкова

                                                          

 Члены Комиссии                                                                                      С.Е. Паньков

                                                                                                                                    

          Н.В. Бондарь

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны