Решение №1221/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Компания «Ак... от 2 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.
Исх. № 1221/03 от 02.04.2018
Государственному заказчику –
ГОКУ «Новгородавтодор»
ул. Славная, д. 55,
Великий Новгород, 173000
Уполномоченному органу –
Администрации Губернатора Новгородской области
пл. Победы - Софийская, д. 1,
Великий Новгород, 173005
Оператору электронной площадки – АО «Российский аукционный дом»
переулок Гривцова, д. 5, лит. В
Санкт-Петербург, 190000
e-mail: gz@lot-online.ru
Участнику закупки –
ООО «Компания «Аксиома»
ул. Краснопутиловская, д. 33, лит. А, пом. 5-Н
Санкт-Петербург, 198152
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
28 марта 2018 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;
Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Скорокиржа Д.М. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» – ……;
уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области – своих представителей на заседание Комиссии не направила, надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения жалобы не заявляла;
податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Аксиома» – надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, завило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей (вх. № 1707 от 27.03.2018 от Новгородского УФАС России),
рассмотрев жалобу – Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Аксиома» (198152, Санкт-Петербург, ул. Краснопутиловская, д. 33, лит. А, пом. 5-Н; далее – ООО «Компания «Аксиома») на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Ермолино – Горынёво в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение № 0150200003918000178 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 09.03.2018 и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
22.03.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Компания «Аксиома» на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Ермолино – Горынёво в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение № 0150200003918000178 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.03.2018 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В Приложении № 6 к документации об электронном аукционе (Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ) (далее – Приложение № 6) государственным заказчиком установлены в пункте 4 требования к Асфальтобетонной смеси плотной соответствующей требованиям ГОСТ 9128-2013, по позициям «Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре ноль градусов Цельсия и скорости деформирования 50 мм/мин» и «Содержание битума в смесях».
Так в столбцах 8 (нижняя граница диапазона) и 9 (верхняя граница диапазона), по вышеуказанным позициям установлены показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений.
По позициям «Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре ноль градусов Цельсия и скорости деформирования 50 мм/мин» установлен диапазон (2,5 – 6,5) и «Содержание битума в смесях» установлен диапазон (4,5 – 6,5), что по мнению подателя жалобы, противоречат Приложению № 1 к документации об электронном аукционе (Ведомость объемов работ) (далее - Приложение № 1) и ГОСТ 9128-2013.
Таким образом, по мнению ООО «Компания «Аксиома» государственный заказчик при описании объекта закупки ограничил количество участников закупки и нарушил Закон о контрактной системе.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать жалобу обоснованной.
Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 1730 от 28.03.2018 Новгородского УФАС России) суть которых сводится к следующему.
В Приложении № 6 установлены требования, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара.
Согласно Приложению № 1, показатели свойств асфальтобетонов, применяемых в конкретных условиях эксплуатации, могут уточняться в проектной документации на строительство.
Соответственно, диапазоны показателей по позициям «Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре ноль градусов Цельсия и скорости деформирования 50 мм/мин» (2,5 – 6,5) и «Содержание битума в смесях» (4,5 – 6,5), соответствует всем требованиям ГОСТ 9128-2013.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В марте 2018 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Ермолино – Горынёво в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение № 0150200003918000178 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.03.2018 (начальная (максимальная) цена контракта – 53 578 957 рубля 61 копеек).
Документация об электронном аукционе утверждена 16 марта 2018 года начальником ГОКУ «Новгородавтодор» – …….
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Ермолино – Горынёво в Новгородском муниципальном районе Новгородской области.
В Приложении № 6 по позиции «Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре ноль градусов Цельсия и скорости деформирования 50 мм/мин» государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» установил диапазон (2,5 – 6,5).
Так, в пункте 4.1.9 ГОСТ 9128-2013 установлены «Показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей различных марок, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 4».
Таблица 4
Наименование показателя |
Значение для асфальтобетонов марки |
||||||||
I |
II |
III |
|||||||
Для дорожно-климатических зон |
|||||||||
I |
II, III |
IV, V |
I |
II, III |
IV, V |
I |
II, III |
IV, V |
|
Предел прочности при сжатии, при температуре 50 °С, МПа, не менее, для асфальтобетонов |
|||||||||
- высокоплотных |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
||||||
- плотных типов: |
|||||||||
А |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
- |
- |
- |
Б |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
0,9 |
1,0 |
1,2 |
0,8 |
0,9 |
1,1 |
В |
- |
- |
- |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
Г |
1,1 |
1,3 |
1,6 |
1,0 |
1,2 |
1,4 |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
Д |
- |
- |
- |
1,1 |
1,3 |
1,5 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
Предел прочности при сжатии, при температуре 20 °С для асфальтобетонов всех типов, МПа, не менее |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Предел прочности при сжатии, при температуре 0 °С для асфальтобетонов всех типов, МПа, не более |
9,0 |
11,0 |
13,0 |
10,0 |
12,0 |
13,0 |
10,0 |
12,0 |
13,0 |
Водостойкость, не менее: |
|||||||||
- плотных асфальтобетонов |
0,95 |
0,90 |
0,85 |
0,90 |
0,85 |
0,80 |
0,85 |
0,75 |
0,70 |
- высокоплотных асфальтобетонов |
0,95 |
0,95 |
0,90 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- плотных асфальтобетонов при длительном водонасыщении |
0,90 |
0,85 |
0,75 |
0,85 |
0,75 |
0,70 |
0,75 |
0,65 |
0,60 |
- высокоплотных асфальтобетонов при длительном |
0,95 |
0,90 |
0,85 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сдвигоустойчивость по: |
|||||||||
высокоплотных |
0,88 |
0,89 |
0,91 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
А |
0,86 |
0,87 |
0,89 |
0,86 |
0,87 |
0,89 |
- |
- |
- |
Б |
0,80 |
0,81 |
0,83 |
0,80 |
0,81 |
0,83 |
0,79 |
0,80 |
0,81 |
В |
- |
- |
- |
0,74 |
0,76 |
0,78 |
0,73 |
0,75 |
0,77 |
Г |
0,78 |
0,80 |
0,82 |
0,78 |
0,80 |
0,82 |
0,76 |
0,78 |
0,80 |
Д |
- |
- |
- |
0,64 |
0,65 |
0,70 |
0,62 |
0,64 |
0,66 |
- сцеплению при сдвиге при температуре 50 °С, МПа, не менее, для асфальтобетонов типов: |
|||||||||
высокоплотных |
0,25 |
0,27 |
0,30 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
А |
0,23 |
0,25 |
0,26 |
0,22 |
0,24 |
0,25 |
- |
- |
- |
Б |
0,32 |
0,37 |
0,38 |
0,31 |
0,35 |
0,36 |
0,29 |
0,34 |
0,36 |
В |
- |
- |
- |
0,37 |
0,42 |
0,44 |
0,36 |
0,40 |
0,42 |
Г |
0,34 |
0,37 |
0,38 |
0,33 |
0,36 |
0,37 |
0,32 |
0,35 |
0,36 |
Д |
- |
- |
- |
0,47 |
0,54 |
0,55 |
0,45 |
0,48 |
0,50 |
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин для асфальтобетонов всех типов, МПа: |
|||||||||
- не менее |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
- не более |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
6,0 |
6,5 |
7,0 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
Примечания 1 Для крупнозернистых асфальтобетонов показатели сдвигоустойчивости и трещиностойкости не нормируются. |
Из вышеуказанной таблицы № 4 ГОСТ 9128-2013 следует, что государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» установил диапазон (2,5 – 6,5) руководствуясь установленными для двух «дорожно-климатических зон».
В соответствии с «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утвержденного
Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266 (далее – Свод правил) следует, что территория Новгородской области относится ко II «дорожно-климатической зоне».
Однако, в Примечании таблицы № 4 ГОСТ 9128-2013 следует, что показатели физико-механических свойств асфальтобетонов, применяемых в конкретных условиях эксплуатации, могут уточняться в проектной документации на строительство.
Представитель государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор», устно пояснил, что вместо «Проектной документации на строительство» в Документации об электронном аукционе имеется Приложение №1 «Ведомость объемов работ».
Таким образом, государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» допускает и более строгие требования для поставки Асфальтобетонной смеси плотной, указывая значение диапазона (с 2,5 – по 6,5) как для I «дорожно-климатической зоны», что никак не может повлиять на возможность подачи заявки или ухудшить положение поставщиков.
Следовательно, данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. В Приложении № 6 по позиции «Содержание битума в смесях» государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» установил диапазон (4,5 – 6,5).
Так, в Таблице Г.1 установлено «Ориентировочное содержание битума в смесях» ГОСТ 9128-2013.
Таблица Г.1
Вид смеси |
Содержание битума, % по массе |
1 Горячие: |
|
- высокоплотные |
4,0-6,0 |
- плотные типов: |
|
А |
4,5-6,0 |
Б |
5,0-6,5 |
В |
6,0-7,0 |
Г и Д |
6,0-9,0 |
- пористые |
3,5-5,5 |
- высокопористые щебеночные |
2,5-4,5 |
- высокопористые песчаные |
4,0-6,0 |
2 Холодные типов: |
|
Бх |
3,5-5,5 |
Вх |
4,0-6,0 |
Гх и Дх |
4,5-6,5 |
- высокопористые щебеночные |
2,5-4,0 |
Из вышеуказанной таблицы Г.1 ГОСТ 9128-2013 следует, что государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» установил диапазон (4,5 – 6,5) в Приложении № 6.
Ведомость объемов работ содержится в Приложении № 1 к документации об аукционе. Ведомость используется для расчета начальной (максимальной) цены контракта, а не для установления требований к показателям товаров, в соответствии с которым участники закупки должны сформировать свои заявки на участие в аукционе. При составлении заявок на участие в аукционе участники закупки руководствуются именно требованиями Технического задания (Приложения № 6 к документации об аукционе), о чем в документации об аукционе указано самим заказчиком.
Так же, пунктом 4.1.19 ГОСТ 9128-2013 установлено, что «смеси должны быть однородными. Абсолютное значение отклонения содержания битума в смеси от проектного не должно превышать ±0,5% по массе».
Таким образом, данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения, так как требования к показателям данного товара (материала) установлены в соответствии с ГОСТ 9128-2013.
При установленных обстоятельствах, Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» нарушения правил описания объекта закупки и ущемления прав и законных интересов участников аукциона.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Как указывалось выше, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог общего пользования на территории Новгородской области с использованием определенных товаров (материалов), требования к значениям которых установлены государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Приложении № 6.
Таким образом, товар, используемый при выполнений работ, и требования к значениям его показателей также относятся к объекту закупки и должны быть описаны в документации о закупке по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе.
По позиции 2 «Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ)» Приложения № 6 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены следующие показатели данного товара (материала) и их единицы измерения:
- «Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)» - «кд лк-1 м-2»;
- «Максимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5 (по ГОСТ 32945-2014)» - «кд лк-1 м-2».
Согласно Приложению № 6 требования к данному товару государственным заказчиком установлены в соответствии с ГОСТ 32945-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования».
Также в Приложении № 6 государственным заказчиком установлено требование к классу световозвращающего материала – III (неизменяемое значение).
Вместе с тем, согласно пункту 6.1.9 и таблице 14 ГОСТ 32945-2014, единицей измерения удельного коэффициента световозвращения световозвращающего материала III класса является «кд · лк-1 · м-1».
Следовательно, единица измерения удельного коэффициента световозвращения световозвращающего материала для знаков дорожных государственным заказчиком в Приложении № 6 указана в ненадлежащем виде, что создает угрозу введения в заблуждение участников закупки относительно порядка указания в первой части заявки значений данной характеристики товара.
Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении единиц измерений показателей товаров, используемых при выполнении работ, противоречащих ГОСТ 32945-2014.
Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор», могут существенно повлиять на результаты рассматриваемой закупки, ввести в заблуждение ее участников, привести к их недопуску до участия в электронном аукционе, что дает Комиссии достаточные основания для устранения установленных нарушений путем выдачи соответствующего предписания.
Руководствуясь статьями 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Компания «Аксиома» (198152, Санкт-Петербург, ул. Краснопутиловская, д. 33, лит. А, пом. 5-Н) на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Ермолино – Горынёво в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение № 0150200003918000178 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 09.03.2018, необоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику – Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» и уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки АО «Российский аукционный дом» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии Д.А. Петров
Д.М. Скорокиржа
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.