Решение №7368/03 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/19-779/2021 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ... от 22 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗАО «УМ № 282»
(ОГРН: 1025300991792,
ИНН: 5320013512)
ул. Гончарная, д. 12,
г. Боровичи, Новгородская обл., 174411
e-mail: um-282@mail.ru
Администрации Боровичского муниципального района
ул. Коммунарная, д. 48,
г. Боровичи, Новгородская обл., 174411
Исх. № 7368/03 от 22.12.2021
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/19-779/2021
ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2021 года. В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2021 года. |
Великий Новгород |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
….. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления,
….. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
….. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело № 053/05/19-779/2021 от 12.10.2021 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Управление механизации № 282» (ИНН 5320013512; адрес: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Гончарная, д. 12; далее – ЗАО «УМ № 282», Общество) нарушения части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителей:
заявителя – Администрации Боровичского муниципального района – …. (доверенность № б/н от 13.12.2021), …. (доверенность № б/н от 13.12.2021);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ЗАО «УМ № 282» - генерального директора …., ….. (доверенность № б/н от 07.12.2021),
УСТАНОВИЛА:
23.09.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступило заявление Администрации Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее - Администрация) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880, информации нерекламного характера с изображением министра Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области …. и бывшего руководителя Союза Советских Социалистических Республик ….. (вх. № 7718 от 23.09.2021 Новгородского УФАС России; далее – Заявление).
По мнению Заявителя, указанная информация не является ни рекламной, ни социальной рекламой, в связи с чем размещение такой информации на рекламной конструкции является незаконным.
К Заявлению приложены фотографии расположенной на территории г. Боровичи Новгородской области рекламной конструкции с размещенной на ней информацией, постановление № 534 от 26.02.2019 Администрации о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее – Постановление № 534), договор № 51 от 21.12.2018 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Боровичского муниципального района (далее - Договор), а также Акт обследования территории.
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных материалов установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Как было указано ранее, Заявление содержит Акт обследования территории, согласно которому должностным лицом Администрации 21.09.2021 был произведен осмотр с выездом на место установки средств рекламы по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880.
В результате проведенной должностным лицом Администрации проверки было установлено, что владельцем рекламной конструкции – Закрытым акционерным обществом «Управление механизации № 282» рекламная конструкция по указанному выше адресу используется не по целевому назначению.
На рекламной конструкции, размещенной по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880, содержится изображением министра Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области ….. и бывшего руководителя Союза Советских Социалистических Республик …..
Указанная информация не отвечает признакам рекламы, предусмотренным пунктами 1, 2 статьи 3 Закона о рекламе, и рекламой не является, поскольку не содержит как такового объекта рекламирования в смысле пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе (объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама) и не направлена на привлечение внимания к нему.
Также такая информация не является социальной рекламой (пункт 11 статьи 3 Закона о рекламе), поскольку она не направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, обеспечение интересов государства.
Таким образом, размещение рассматриваемой информации нерекламного характера, не являющейся рекламой и социальной рекламой, на рекламной конструкции (щите-билборде), размещенной по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880, содержит признаки нарушения части 2 статьи 19 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части, в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с Договором, заключенным между Муниципальным образованием Боровичский муниципальный район (далее - Собственник) и ЗАО «УМ № 282» (рекламораспространителем), Собственник представил ЗАО «УМ № 282» место для установки и эксплуатации рекламной конструкции по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880 (пункт 1.1).
Постановлением № 534 ЗАО «УМ № 282» дано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по ранее указанному адресу.
Из совокупности материалов дела следует, что рекламораспространителем рассматриваемой информации нерекламного характера, размещенной по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880 с признаками нарушения части 2 статьи 19 Закона о рекламе на рекламной конструкции (щите-билборде), является ЗАО «УМ № 282» (ОГРН: 1025300991792; ИНН: 5320013512; 174411, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Гончарная, д. 12).
На основании вышеизложенного, определением от 12.10.2021 (исх. № 6030/03 от 12.10.2021 Новгородского УФАС России) было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ЗАО «УМ № 282» и у Общества были запрошены объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела.
Из письменных объяснений (вх. № 8630 от 08.11.2021, вх. № 9158 от 01.12.2021 Новгородского УФАС России) и устных объяснений, данных генеральным директором ЗАО «УМ № 282» на заседании Комиссии следует, что информация, размещенная на рекламной конструкция относится к социальной рекламе, призывающей обратить внимание к результатам работы министра ЖКЖ и ТЭК Новгородской области (завышение тарифов на услуги ЖКХ и их постоянный рост, искоренение признаков коррупции в сфере ЖКХ в Новгородской области, изменение тарифной политики в сфере ЖКХ, прозрачность тарифов).
В своих письменных объяснениях ЗАО «УМ № 282» также указывает на то, что Обществом было получено заключение специалиста № 21-127 от 22.10.2021 в области комиссионной экспертизы информационной продукции проведенного Автономной некоммерческой организацией Экспертно-научным центром судебных экспертиз и исследований «Созидание» на основании договора № 127 от 12.10.2021 (далее – Заключение), согласно которому информация, размещенная на рекламной конструкции по вышеуказанному адресу содержит все признаки социальной рекламы.
На основании вышеизложенного, Общество считает, что информация, отраженная на рекламной конструкции, размещена с соблюдением действующего законодательства о рекламе.
Присутствующий на заседании комиссии генеральный директор Общества поддержал выше приведенные письменные объяснения и дополнительно указал на то, что в социальной сети «ВКонтакте» в сообществах «Честные Боровичи», «Боровичи – самое интересное для вас», а также еще 40 сообществах был размещен опрос на предмет отнесение информации на спорном баннере к социальной рекламе, в котором приняли участие около 1500 человек, в результате которого большинством был сделан выбор в пользу отнесения данной рекламы к социальной, также на данных Интернет-ресурсах неоднократно проводились обсуждения, относится ли содержание баннера к социальной рекламе либо не оносится.
Кроме того, на заседании Комиссии генеральный директор ЗАО «УМ № 282» указал на то, что баннер был снят с рекламной конструкции неизвестными людьми, в связи с чем им подано заявление в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Боровичский» от 15.11.2021 по факту похищения имущества Общества.
01.11.2021 в адрес Новгородского УФАС России поступили также письменные объяснения представителя ЗАО «УМ № 282» (вх. № 8581 Новгородского УФАС России), однако на заседании Комиссии генеральный директор Общества попросил учитывать только документы, подписанные им лично.
Исследовав материалы дела и оценив доводы Общества, Комиссия приходит к следующим выводам.
Материалами настоящего дела подтверждается и не опровергается ЗАО «УМ № 282» факт размещения Обществом информации на указанном ранее баннере.
Подтверждает факт размещения такой информации также документы, представленные Обществом, а именно: счет № 379 от 16.09.2021 на печать баннера, акты выполненных работ № 379 от 16.09.2021, договор № 13/09/2021 от 23.09.2021 на аренду автовышки, счет № 3025 от 22.09.2021 на монтаж и демонтаж баннера, аренду автовышки, акт выполненных работ № 3025 от 23.09.2021.
При этом информация, размещенная на рекламной конструкции, в действительности не является рекламой, а также социальной рекламной на основании нижеследующего.
1. Определение понятия рекламы приведено законодателем в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе, согласно которому реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, для того чтобы распространяемая информация считалась рекламой необходимо, что такая информация была адресована неопределенному кругу лиц и была направлена на привлечение к объекту рекламирования (продукт деятельность) внимания, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как следует из материалов настоящего дела, спорный баннер содержит исключительно изображение министра Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области …. и бывшего руководителя Союза Советских Социалистических Республик …., а также текстовую часть «….. министр ЖКХ и ТЭК».
Такого рода содержание баннера («….. министр ЖКХ и ТЭК») нельзя отнести к рекламе по причине отсутствия объекта рекламирования.
2. Как уже отмечалось ранее, социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Таким образом, отличительной особенностью социально рекламы является ее направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Следовательно, цель социальной рекламы - изменение поведенческой модели общества.
Социальная реклама разрешает важнейшие задачи, и в частности формирует общественное мнение, привлекает внимание к актуальным проблемам общественной жизни, стимулирует к действиям по решению проблем общественной жизни, поддерживает государственную политику, укрепляет институт гражданского общества, изменяет поведенческие модели в обществе.
Содержание размещенной информации (два изображения и текс «…. министр ЖКХ и ТЭК») не позволяет четко определить цель, выявить посыл и тематику, уяснить на достижение каких полезных государству и обществу результатов направлена информация.
На основании вышеизложенного, размещенную на баннере информацию («…. министр ЖКХ и ТЭК») также нельзя считать социальной рекламой.
Как было указано ранее Обществом в материалы дела представлено Заключение.
При этом следует отметить, что инициатором проведения данного исследования являлось ЗАО «УМ № 282», Комиссия не ставила перед специалистом каких-либо вопросов, не назначала проведение экспертизы и не запрашивала заключений специалистов.
Также следует отметить, что перед специалистом был поставлен вопрос о том, содержит ли баннер с изображением Министра ЖКХ и ТЭК Новгородской области …. и …. признаки социальной рекламы и для проведения исследования была представлена исключительно фотографическая копия баннера.
Однако, для того, что прийти к выводу об отнесения содержания баннера к социальной рекламе специалистами были использованы некие дополнительные сведения о социально-экономическом положении и общественном мнении в городе Боровичи Новгородской области относительно установленных тарифов на коммунальные услуги.
Источники получения этой информации в Заключении отсутствуют, достоверность и относимость этих сведений к размещенному баннеру исходя из содержания Заключения не проверялась.
Таким образом, выводы Заключения не соответствуют представленным для изучения исходным данным, являются надуманными и безосновательными.
Вышеприведенные обстоятельства подтверждают факт невозможности отнесения информации («…. министр ЖКХ и ТЭК» с образом самого министра и образа …..), размещенной на рекламной конструкции (баннера) к социальной рекламе, поскольку исходя исключительно из содержания баннера невозможно определить цель ее размещения и тем более прийти к выводу, что данная информация направлена на привлечение внимания к тарифной политике в сфере ЖКХ и коррупционной составляющей данной отрасли.
Сделанные выводы Комиссии также подтверждаются письмом ФАС России № КТ/100361/21 от 25.11.2021.
Комиссия также считает необходимым высказать свое мнение относительно размещенного в социальных сетях опроса.
Согласно данным сообщества «Боровичи – самое интересное для вас» социальной сети «ВКонтакте» 15.10.2021 был размещен публичный опрос, в котором приняло участие около 1500 человек.
Перед желающими принять участие в данном публичном опросе был поставлен следующий вопрос «Это социальная реклама, направленная на установление справедливых тарифов ЖКХ» и представлены следующие варианты ответов:
«1. Да. Заставляет обратить внимание на результаты работы министра ЖКХ;
2. Нет. Тарифы должны расти так, как этого хочет министр ЖКХ ….».
Согласно результатам публичного опроса 98 % голосующих проголосовали за первый вариант ответа и 2 % голосующих – за второй.
Однако, Комиссия считает, что тема опроса и формулировка вариантов ответов не могут объективно свидетельствовать о мнении граждан относительно позиционирования указанной на баннере информации в качестве социальной рекламы, поскольку:
1. В самой теме опроса содержится утверждение о том, что это социальная реклама;
2. Предложенные варианты ответов предлагают опрашиваемым высказать свое мнение относительно тарифной политики в сфере ЖКХ на территории Новгородской области (согласие/несогласие), а не о том отвечает ли размещенная информация признакам социальной рекламы или нет.
Учитывая изложенное, материалами дела № 053/05/19-779/2021 от 12.10.2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается факт того в действиях ЗАО «УМ № 282», распространяющего в г. Боровичи Новгородской области информацию нерекламного характера с изображением министра Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области …. и бывшего руководителя Союза Советских Социалистических Республик …. с использованием рекламной конструкции, содержится нарушение части 2 статьи 19 Закона о рекламе, поскольку в силу действующего законодательства данная информация не относится ни к рекламе ни к социальной рекламе.
При этом в материалах настоящего дела имеются фотоматериалы и заявление в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Боровичский» от 15.11.2021 по факту похищения имущества Общества, свидетельствующие о прекращении распространения ненадлежащей информации на рекламной конструкции, расположенной по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов.
Данное обстоятельство указывает на отсутствие необходимости выдачи ЗАО «УМ № 282» обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей информацию нерекламного характера с изображением министра Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области …. и бывшего руководителя Союза Советских Социалистических Республик …., размещенную Закрытым акционерным обществом «Управление механизации № 282» (ОГРН: 1025300991792; ИНН: 5320013512; 174411, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Гончарная, д. 12) на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880, поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей информации на рекламной конструкции.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
|
И.А. Куриков
|
Члены Комиссии |
Д.А. Петров
А.В. Петрова |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.