Решение №7368/03 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/19-779/2021 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ... от 22 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАО «УМ № 282»

(ОГРН: 1025300991792,

ИНН: 5320013512)

 

ул. Гончарная, д. 12,

г. Боровичи, Новгородская обл., 174411

e-mail: um-282@mail.ru

 

Администрации Боровичского муниципального района

 

ул. Коммунарная, д. 48,

г. Боровичи, Новгородская обл., 174411

 

Исх. № 7368/03 от 22.12.2021

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/19-779/2021

ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2021 года.

 

 Великий Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

….. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления,

….. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

….. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 053/05/19-779/2021 от 12.10.2021 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Управление механизации № 282» (ИНН 5320013512; адрес: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Гончарная, д. 12; далее – ЗАО «УМ № 282», Общество) нарушения части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителей:

заявителя – Администрации Боровичского муниципального района – …. (доверенность № б/н от 13.12.2021), …. (доверенность № б/н от 13.12.2021);

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ЗАО «УМ № 282» - генерального директора …., ….. (доверенность № б/н от 07.12.2021),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.09.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступило заявление Администрации Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; далее - Администрация) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880, информации нерекламного характера с изображением министра Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области …. и бывшего руководителя  Союза Советских Социалистических Республик ….. (вх. № 7718 от 23.09.2021 Новгородского УФАС России; далее – Заявление).

По мнению Заявителя, указанная информация не является ни рекламной, ни социальной рекламой, в связи с чем размещение такой информации на рекламной конструкции является незаконным.

К Заявлению приложены фотографии расположенной на территории г. Боровичи Новгородской области рекламной конструкции с размещенной на ней информацией, постановление № 534 от 26.02.2019 Администрации о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее – Постановление № 534), договор № 51 от 21.12.2018 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Боровичского муниципального района (далее - Договор), а также Акт обследования территории.

В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Согласно части 2 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Как было указано ранее, Заявление содержит Акт обследования территории, согласно которому должностным лицом Администрации 21.09.2021 был произведен осмотр с выездом на место установки средств рекламы по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880.

В результате проведенной должностным лицом Администрации проверки было установлено, что владельцем рекламной конструкции – Закрытым акционерным обществом «Управление механизации № 282» рекламная конструкция по указанному выше адресу используется не по целевому назначению.

На рекламной конструкции, размещенной по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880, содержится изображением министра Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области ….. и бывшего руководителя Союза Советских Социалистических Республик …..

Указанная информация не отвечает признакам рекламы, предусмотренным пунктами 1, 2 статьи 3 Закона о рекламе, и рекламой не является, поскольку не содержит как такового объекта рекламирования в смысле пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе (объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама) и не направлена на привлечение внимания к нему.

Также такая информация не является социальной рекламой (пункт 11 статьи 3 Закона о рекламе), поскольку она не направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, обеспечение интересов государства.

Таким образом, размещение рассматриваемой информации нерекламного характера, не являющейся рекламой и социальной рекламой, на рекламной конструкции (щите-билборде), размещенной по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880, содержит признаки нарушения части 2 статьи 19 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части, в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с Договором, заключенным между Муниципальным образованием Боровичский муниципальный район (далее - Собственник) и ЗАО «УМ № 282» (рекламораспространителем), Собственник представил ЗАО «УМ № 282» место для установки и эксплуатации рекламной конструкции по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880 (пункт 1.1).

Постановлением № 534 ЗАО «УМ № 282» дано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по ранее указанному адресу.

Из совокупности материалов дела следует, что рекламораспространителем рассматриваемой информации нерекламного характера, размещенной по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880 с признаками нарушения части 2 статьи 19 Закона о рекламе на рекламной конструкции (щите-билборде), является ЗАО «УМ № 282» (ОГРН: 1025300991792; ИНН: 5320013512; 174411, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Гончарная, д. 12).

На основании вышеизложенного, определением от 12.10.2021 (исх. № 6030/03 от 12.10.2021 Новгородского УФАС России) было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ЗАО «УМ № 282» и у Общества были запрошены объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела.

Из письменных объяснений (вх. № 8630 от 08.11.2021, вх. № 9158 от 01.12.2021 Новгородского УФАС России) и устных объяснений, данных генеральным директором ЗАО «УМ № 282» на заседании Комиссии следует, что информация, размещенная на рекламной конструкция относится к социальной рекламе, призывающей обратить внимание к результатам работы министра ЖКЖ и ТЭК Новгородской области (завышение тарифов на услуги ЖКХ и их постоянный рост, искоренение признаков коррупции в сфере ЖКХ в Новгородской области, изменение тарифной политики в сфере ЖКХ, прозрачность тарифов).

В своих письменных объяснениях ЗАО «УМ № 282» также указывает на то, что Обществом было получено заключение специалиста № 21-127 от 22.10.2021 в области комиссионной экспертизы информационной продукции проведенного Автономной некоммерческой организацией Экспертно-научным центром судебных экспертиз и исследований «Созидание» на основании договора № 127 от 12.10.2021 (далее – Заключение), согласно которому информация, размещенная на рекламной конструкции по вышеуказанному адресу содержит все признаки социальной рекламы.

На основании вышеизложенного, Общество считает, что информация, отраженная на рекламной конструкции, размещена с соблюдением действующего законодательства о рекламе.

Присутствующий на заседании комиссии генеральный директор Общества поддержал выше приведенные письменные объяснения и дополнительно указал на то, что в социальной сети «ВКонтакте» в сообществах «Честные Боровичи», «Боровичи – самое интересное для вас», а также еще 40 сообществах был размещен опрос на предмет отнесение информации на спорном баннере к социальной рекламе, в котором приняли участие около 1500 человек, в результате которого большинством был сделан выбор в пользу отнесения данной рекламы к социальной, также на данных Интернет-ресурсах неоднократно проводились обсуждения, относится ли содержание баннера к социальной рекламе либо не оносится.

Кроме того, на заседании Комиссии генеральный директор ЗАО «УМ № 282» указал на то, что баннер был снят с рекламной конструкции неизвестными людьми, в связи с чем им подано заявление в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Боровичский» от 15.11.2021 по факту похищения имущества Общества.

01.11.2021 в адрес Новгородского УФАС России поступили также письменные объяснения представителя ЗАО «УМ № 282» (вх. № 8581 Новгородского УФАС России), однако на заседании Комиссии генеральный директор Общества попросил учитывать только документы, подписанные им лично.

Исследовав материалы дела и оценив доводы Общества, Комиссия приходит к следующим выводам.

Материалами настоящего дела подтверждается и не опровергается ЗАО «УМ № 282» факт размещения Обществом информации на указанном ранее баннере.

Подтверждает факт размещения такой информации также документы, представленные Обществом, а именно: счет № 379 от 16.09.2021 на печать баннера, акты выполненных работ № 379 от 16.09.2021, договор № 13/09/2021 от 23.09.2021 на аренду автовышки, счет № 3025 от 22.09.2021 на монтаж и демонтаж баннера, аренду автовышки, акт выполненных работ № 3025 от 23.09.2021.

При этом информация, размещенная на рекламной конструкции, в действительности не является рекламой, а также социальной рекламной на основании нижеследующего.

1. Определение понятия рекламы приведено законодателем в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе, согласно которому реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, для того чтобы распространяемая информация считалась рекламой необходимо, что такая информация была адресована неопределенному кругу лиц и была направлена на привлечение к объекту рекламирования (продукт деятельность) внимания, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из материалов настоящего дела, спорный баннер содержит исключительно изображение министра Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области …. и бывшего руководителя Союза Советских Социалистических Республик …., а также текстовую часть «….. министр ЖКХ и ТЭК».

Такого рода содержание баннера («….. министр ЖКХ и ТЭК») нельзя отнести к рекламе по причине отсутствия объекта рекламирования.

2. Как уже отмечалось ранее, социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Таким образом, отличительной особенностью социально рекламы является ее направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Следовательно, цель социальной рекламы - изменение поведенческой модели общества.

Социальная реклама разрешает важнейшие задачи, и в частности формирует общественное мнение, привлекает внимание к актуальным проблемам общественной жизни, стимулирует к действиям по решению проблем общественной жизни, поддерживает государственную политику, укрепляет институт гражданского общества, изменяет поведенческие модели в обществе.

Содержание размещенной информации (два изображения и текс «…. министр ЖКХ и ТЭК») не позволяет четко определить цель, выявить посыл и тематику, уяснить на достижение каких полезных государству и обществу результатов направлена информация.

На основании вышеизложенного, размещенную на баннере информацию («…. министр ЖКХ и ТЭК») также нельзя считать социальной рекламой.

Как было указано ранее Обществом в материалы дела представлено Заключение.

При этом следует отметить, что инициатором проведения данного исследования являлось ЗАО «УМ № 282», Комиссия не ставила перед специалистом каких-либо вопросов, не назначала проведение экспертизы и не запрашивала заключений специалистов.

Также следует отметить, что перед специалистом был поставлен вопрос о том, содержит ли баннер с изображением Министра ЖКХ и ТЭК Новгородской области …. и …. признаки социальной рекламы и для проведения исследования была представлена исключительно фотографическая копия баннера.

Однако, для того, что прийти к выводу об отнесения содержания баннера к социальной рекламе специалистами были использованы некие дополнительные сведения о социально-экономическом положении и общественном мнении в городе Боровичи Новгородской области относительно установленных тарифов на коммунальные услуги.

Источники получения этой информации в Заключении отсутствуют, достоверность и относимость этих сведений к размещенному баннеру исходя из содержания Заключения не проверялась.

Таким образом, выводы Заключения не соответствуют представленным для изучения исходным данным, являются надуманными и безосновательными.

Вышеприведенные обстоятельства подтверждают факт невозможности отнесения информации («…. министр ЖКХ и ТЭК» с образом самого министра и образа …..), размещенной на рекламной конструкции (баннера) к социальной рекламе, поскольку исходя исключительно из содержания баннера невозможно определить цель ее размещения и тем более прийти к выводу, что данная информация направлена на привлечение внимания к тарифной политике в сфере ЖКХ и коррупционной составляющей данной отрасли.

Сделанные выводы Комиссии также подтверждаются письмом ФАС России № КТ/100361/21 от 25.11.2021.

Комиссия также считает необходимым высказать свое мнение относительно размещенного в социальных сетях опроса.

Согласно данным сообщества «Боровичи – самое интересное для вас» социальной сети «ВКонтакте» 15.10.2021 был размещен публичный опрос, в котором приняло участие около 1500 человек.

Перед желающими принять участие в данном публичном опросе был поставлен следующий вопрос «Это социальная реклама, направленная на установление справедливых тарифов ЖКХ» и представлены следующие варианты ответов:

«1. Да. Заставляет обратить внимание на результаты работы министра ЖКХ;

2. Нет. Тарифы должны расти так, как этого хочет министр ЖКХ ….».

Согласно результатам публичного опроса 98 % голосующих проголосовали за первый вариант ответа и 2 % голосующих – за второй.

Однако, Комиссия считает, что тема опроса и формулировка вариантов ответов не могут объективно свидетельствовать о мнении граждан относительно позиционирования указанной на баннере информации в качестве социальной рекламы, поскольку:

1. В самой теме опроса содержится утверждение о том, что это социальная реклама;

2.  Предложенные варианты ответов предлагают опрашиваемым высказать свое мнение относительно тарифной политики в сфере ЖКХ на территории Новгородской области (согласие/несогласие), а не о том отвечает ли размещенная информация признакам социальной рекламы или нет.

Учитывая изложенное, материалами дела № 053/05/19-779/2021 от 12.10.2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается факт того в действиях ЗАО «УМ № 282», распространяющего в г. Боровичи Новгородской области информацию нерекламного характера с изображением министра Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области …. и бывшего руководителя Союза Советских Социалистических Республик …. с использованием рекламной конструкции, содержится нарушение части 2 статьи 19 Закона о рекламе, поскольку в силу действующего законодательства данная информация не относится ни к рекламе ни к социальной рекламе.

При этом в материалах настоящего дела имеются фотоматериалы и заявление в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Боровичский» от 15.11.2021 по факту похищения имущества Общества, свидетельствующие о прекращении распространения ненадлежащей информации на рекламной конструкции, расположенной по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов.

Данное обстоятельство указывает на отсутствие необходимости выдачи ЗАО «УМ № 282» обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей информацию нерекламного характера с изображением министра Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области …. и бывшего руководителя Союза Советских Социалистических Республик …., размещенную Закрытым акционерным обществом «Управление механизации № 282» (ОГРН: 1025300991792; ИНН: 5320013512; 174411, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Гончарная, д. 12) на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи в районе пересечения ул. Заводской и ул. Металлистов, кадастровый квадрат 53:22:0020880, поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей информации на рекламной конструкции.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Председатель Комиссии

 

                                  

И.А. Куриков  

 

Члены Комиссии

Д.А. Петров

 

 

А.В. Петрова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны