Решение №1319/03 Решение по результатам рассмотрения дела № 1 в отношении ГОУ... от 19 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

И.о. генерального директора ГОУП «Медтехника»

Г.В. Соболевой

ул. Хутынская, д. 24, корп. 1,

Великий Новгород, 173020

ул. Новолучанская, д. 33,

Великий Новгород, 173020

 

Директору ООО «Юрисдикция»

Д.Р. Ахметову

ул. Багратиона, д. 9А, оф. 74,

г. Омск, 644052

ул. Конева, д. 30,

г. Омск, 644074

                                                                 

Генеральному директору

ЗАО «Аудиторская фирма «Геркос»»

Г.Ф. Яковлеву

ул. Беринга, д. 25, корп. 1, офис 95,

г. Санкт – Петербург, 199397

 

Исходящий № 1319/03 от 18.03.2015

 

РЕШЕНИЕ

 

Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 марта 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- ответчика – Государственного областного унитарного предприятия «Медтехника»  Рыбалко Ирины Борисовны (доверенность б/н от 24.02.2015);

- заявитель - Общество с ограниченной ответственностью «Юрисдикция» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение дела не явились;

- заинтересованное лицо – Закрытое акционерное общество «Аудиторская фирма «Геркос» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение дела не явились,

рассмотрев дело № 1 от 29.01.2015 по признакам нарушения Государственным областным унитарным предприятием «Медтехника» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24, корп. 1; 173020, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 33, корпус 2; далее – ГОУП «Медтехника») части 1 статьи 17, в том числе пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

29.10.2014 в Новгородское УФАС России от Общества с ограниченной ответственностью «Юрисдикция» (юр. адрес: 644052, г. Омск, ул. Багратиона, д. 9А, оф. 74; почтовый адрес: 640474, г. Омск, ул. Конева, д. 30, далее – ООО «Юрисдикция») поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства заказчиком (организатором торгов) – ГОУП «Медтехника» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества и обязательств ГОУП «Медтехника» по состоянию на 01.07.2014 г., извещение № 31401511266 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 12.09.2014 (далее – Заявление).

Из Заявления следует, что заказчиком (организатором открытого конкурса) – ГОУП «Медтехника» информация о проведении вышеуказанного открытого конкурса размещена на  официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) в разделе, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Однако, по мнению ООО «Юрисдикция», данная закупка должна была быть размещена в разделе, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Таким образом, ООО «Юрисдикция» считает, что допущенное нарушение ограничивает круг потенциальных участников открытого конкурса в связи с тем, что осуществить поиск вышеуказанной закупки в разделе, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе, не представляется возможным.

В результате рассмотрения Заявления установлено следующее.

В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком – ГОУП «Медтехника» в соответствии с положениями Закона о закупках. Информация о проведении вышеуказанного открытого конкурса размещена на  официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru в разделе, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком – ГОУП «Медтехника» разработано и утверждено Приказом генерального директора ГОУП «Медтехника»  (№ 61 от 28.03.2012) Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГОУП «Медтехника» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В пункте 4.1 Положения о закупке заказчиком - ГОУП «Медтехника» установлена конкурентная процедура закупки – открытый конкурс.

В соответствий со своим Положением о закупках заказчик - ГОУП «Медтехника» имело возможность провести закупки товаров, работ, услуг для собственных нужд в форме открытого конкурса в соответствии с Законом о закупках.

Однако, в данном случае необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках настоящий закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон об аудиторской деятельности).

Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Учитывая изложенное ГОУП «Медтехника» должно было провести вышеуказанный открытый конкурс в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, поскольку объект закупки (проведение аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества и обязательств ГОУП «Медтехника» по состоянию на 01.07.2014 г.) попадает под исключение, предусмотренное пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, информация о проведении вышеуказанной закупки должна была быть опубликована в разделе официального сайта, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно статье 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается сводный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Учитывая вышеизложенное, опубликование информации о проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества и обязательств ГОУП «Медтехника» по состоянию на 01.07.2014 г. в разделе, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом о закупках и не предназначенным для проведения закупок в рамках Закона о контрактной системе, не позволяет осуществить потенциальным участникам торгов успешный поиск информации о данной закупки, ознакомиться с условиями проведения конкурса  (содержанием извещения и конкурсной документации) и, соответственно, принять в нем участие.

Данные действия заказчика (организатора торгов) нарушают принцип открытости и прозрачности контрактной системы, который выражается в полноте и достоверности информации, размещенной в единой информационной системе (на официальном сайте), проводят к сокращению числа участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции при проведении торгов

   В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В частности, к действиям, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, относится создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В данном случае неограниченный круг потенциальных участников торгов, желающих принять участие в данном конкурсе и осуществляющих поиск информации об аналогичных закупках в надлежащим разделе официального сайта, были поставлены в не равные условия по сравнению с фактическим участниками данного конкурса (ЗАО «Аудиторская фирма «Геркос» и ООО «Профи-Аудит»), ознакомившимися  с условиями его проведения в разделе официального сайта, предназначенного для размещения информации по Закону о закупках.

Из вышеизложенного следует, что в действиях заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОУП «Медтехника» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17, в том числе пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действии, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе в создании участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

По запросу Новгородского УФАС России ГОУП «Медтехника» письмом от 19.02.2015 № 107 представило объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения настоящего дела, а именно по размещению вышеуказанной закупки в разделе, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом о закупках и не предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе.

ГОУП «Медтехника» не отрицает, что информация о проведении вышеуказанной закупки была опубликована в разделе официального сайта, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом о закупках. Однако, ГОУП «Медтехника» не согласно с тем, что данные действия привели к ограничению конкуренции исходя из следующего.

На официальном сайте извещение о проведении вышеуказанной закупки и конкурсная документация были размещены 12.09.2014 в общедоступной части официального сайта, что не ограничивает круг потенциальных участников. Интерфейс официального сайта позволяет осуществить поиск информации о закупках по всем нормативно – правовым актам.

До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе поступило две заявки, что свидетельствует о том, что круг потенциальных участников открытого конкурса не был ограничен.

На рассмотрении настоящего дела представитель ГОУП «Медтехника» поддержала доводы объяснений в полном объеме.

Исследовав материалы дела по признакам нарушения законодательства о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями указанного федерального закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона об аудиторской деятельности аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Согласно частям 1 и 2 статьи 3 Закона об аудиторской, аудиторская организация – это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - Реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.

Частями 1 и 2 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности определено, что аудитор – это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Из Реестра аудиторов и аудиторских организаций, размещенного на официальном сайте Минфина России http://www.minfin.ru, следует, что на территории Новгородской области осуществляют деятельность 8 аудиторский организаций, являющихся членами саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческое партнерство «Аудиторская Палата России», и 74 аудитора, являющихся членами различных саморегулируемых организаций аудиторов Российской Федерации.

Таким образом, рынок аудиторских услуг в Новгородской области является конкурентным, со значительным количеством участников товарного рынка в качестве продавцов услуг. Кроме того, географическими  границами рассматриваемого товарного рынка является вся территория России, а не только территория Новгородской области, поскольку Законом об аудиторской деятельности не ограничивается право потребителя аудиторских услуг на выбор аудиторской организации и/или аудитора в зависимости от территории осуществления деятельности.

Для того, чтобы найти на официальном сайте извещение о проведении данной закупки необходимо было поставить «галочку» в разделе 223 - ФЗ. При этом потенциальные участники открытого конкурса, руководствуясь требованиями законодательства о контрактной системе, отслеживают извещения о проведении закупок на оказание услуг по проведению аудиторской проверки в разделе 44 – ФЗ.

Следовательно, ГОУП «Медтехника», разместив извещение на оказание услуг по проведению аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества и обязательств ГОУП «Медтехника» по состоянию на 01.07.2014 г. в разделе, не предназначенном для осуществления закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, существенно ограничило количество участников открытого конкурса.

Таким образом, в действиях заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОУП «Медтехника» содержится нарушение части 1 статьи 17, в том числе пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действии, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе в создании участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

На момент рассмотрения Заявления по итогам проведения рассматриваемого открытого конкурса между заказчиком - ГОУП «Медтехника» и победителем рассматриваемого открытого конкурса – ЗАО «Аудиторская фирма Геркос» 23.10.2014 заключен Контракт № 1 на оказание услуг по проведению аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества и обязательств ГОУП «Медтехника» по состоянию на 01.07.2014 г. (далее – Контракт № 1 от 13.03.2014). По состоянию на 05.03.2015 ЗАО «Аудиторская фирма Геркос» услуги по предмету Контракта № 1 от 23.10.2014 выполнены в полном объеме.

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Государственного областного унитарного предприятия «Медтехника» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24, корп. 1) нарушение части 1 статьи 17, в том числе пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действии, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе в создании участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

2. В связи с исполнением Контракта № 1 от 23.10.2014 сторонами предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Выдать Государственному областному унитарному предприятию «Медтехника» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                                                                         О.С. Виниченко

Члены Комиссии                                                                                                       Д.А. Петров

 А.Т. Иванов

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1-2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны