Решение №136/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-663/2020 по результатам рассмотрения жало... от 18 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – МАОУ «Средняя образовательная школа № 21»

 

ул. Октябрьская, д.14,

Великий Новгород, 173015

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «OTC» (для сведения)

 

e-mail: info@otc.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «Экофудс»

 

ул. Каберова-Власьевская, д. 19, оф. 20,

Великий Новгород, 173007

 

 

 

Исх. № 136/03 от 18.01.2021

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-663/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

13 января 2020 года

 

                                      Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:

«…»– председатель Комиссии, начальник отдела Управления,

«…» – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

 «..» – член Комиссии,  специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» (173015, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 14; далее – МАОУ «СОШ № 21») – «..» (доверенность № 1 от 11.01.2021);

участника закупки (подателя жалобы) – Общества с ограниченной ответственностью «Экофудс» (173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 19, оф. 20; далее – ООО «Экофудс»)  – «…»  (доверенность 1 от 30.12.2020),

рассмотрев жалобу ООО «Экофудс» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 21» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование, извещение № 32009786076 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 10.12.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.12.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Экофудс»  на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 21»  при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование, извещение № 32009786076  о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.12.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - МАОУ «СОШ № 21» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

Согласно пункту 3.2.1 раздела 4 «Проект договора» к документации о проведении открытого конкурса в электронной форме (далее – Конкурсная документация) заказчик обязуется обеспечить организатора питания помещениями, отвечающими необходимым санитарно- гигиеническим требованиям, для приготовления и хранения пищи у Заказчика, а также горячей и холодной водой, отоплением, электроэнергией.

Приложением № 1 к СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 45 от 23.07.2008 (далее - СанПин 2.4.5.2409-08)  установлен рекомендуемый минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений и базовых предприятий.

            22.12.2020 ООО «Экофудс» в адрес заказчика направило запрос о даче разъяснений положений документации о закупке, в котором попросило предоставить информацию о наличии или отсутствии конкретных помещений пищеблока, отвечающим необходимым санитарно-гигиеническим требованиям, для приготовления и хранения пищи, установленным вышеуказанным СанПин.

25.12.2020 в ответ на указанный запрос заказчик предоставил следующие характеристики пищеблока: «Складские помещения № 1 S=5.8 м2, № 2 S=6.6 м2; кухня (имеются две мойки, ванна), туалет, душевая, раздевалка S= 15.8 м2; Площадь 112.1 м2; Санитарно-техническое состояние удовлетворительное; Требуется косметический ремонт».

По мнению подателя Жалобы, приведенные заказчиком характеристики пищеблока не соответствуют столовой сырьевого типа.

Таким образом, заказчик установил в конкурсной документации заведомо невыполнимые требования к соблюдению санитарных норм согласно СанПин 2.4.5.2409-08 или указал недостоверную информацию о пищеблоке.

На основании изложенного, ООО «Экофудс» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «Экофудс» поддержала доводы Жалобы в полном объеме.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Следовательно, внеплановая проверка действий заказчика – МАОУ «СОШ № 21»  и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в силу части 13 статьи 3 Закона о закупках в данном случае Комиссией не проводится, рассмотрению и оценке подлежат исключительно доводы Жалобы.

Заказчик – МАОУ «СОШ № 21»  согласно представленным письменным возражениям на Жалобу (вх. № 62 от 13.04.2021 Новгородского УФАС России) считает ее доводы необоснованными по следующим основаниям.

Заказчиком установлено условие оказания услуг – приготовление горячего питания должно производится непосредственно на пищеблоке заказчика с учетом режима его работы.

Данное условие является особо важным для заказчика, так как способствует повышению контроля качества со стороны заказчика за организацией оказываемых услуг по организации горячего питания.

Согласно пункту 4.1 СанПин 2.4.5.2409-08 производственные, складские и административно-бытовые помещения рекомендуется оснащать оборудованием в соответствии с приложением 1 настоящих санитарных правил.

Таким образом исходя из данного требования, данный перечень оборудования не является обязательным к наличию в образовательном учреждении.

Данная точка зрения подтверждается и в письме Федерального медико-биологического агентства от 01.09.2008 № 32-024/475. в котором говорится, что приложения  СанПин 2.4.5.2409-08 содержат рекомендуемую номенклатуру, объем и периодичность проведения лабораторных и инструментальных исследований в организация питания образовательных учреждений; рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся.

СанПин 2.4.5.2409-08 устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждения и содержит в себе не только рекомендуемый минимальный перечень оборудования, но и множество иных требований к организации питания обучающихся. Указывая требование о СанПин 2.4.5.2409-08 заказчик исходил из обязательных к исполнению его требований при оказании услуг по горячему питанию.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика поддержали доводы вышеуказанных возражений в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - МАОУ «СОШ № 21» при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках применяется Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «СОШ № 21» (утверждено наблюдательным советом МАОУ «СОШ № 21»  (Приказ № 5 от 25.08.2020)) (далее – Положение).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, МАОУ «СОШ № 21» при проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Положением также предусмотрен такой способ закупки как открытый конкурс в электронной форме, а порядок его проведения регламентирован пунктом 9.6.1. Положения.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке среди прочего должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

Согласно пункту 9.6.1 Положения документация должна разрабатываться в соответствии с требованиями пункта 9.2 Положения.

В подпункте 1 пункта 9.2.9 Положения требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках относительно содержания документации о закупке установлены в аналогичном виде.

Требования к условиям оказания услуг по организации бесплатного горячего питания установлены в разделе № 3 «Техническое задание» к Конкурсной документации.

По мнению подателя Жалобы, в Конкурсной документации установлены заведомо невыполнимые требования относительно соответствия пищеблока требованиям СанПин 2.4.5.2409-08.

Так, согласно пункту 3.2.1 раздела 4 «Проект договора» к Конкурсной документация заказчик обязуется обеспечить организатора питания помещениями, отвечающими необходимым санитарно-гигиеническим требованиям, для приготовления и хранения пищи у Заказчика, а также горячей и холодной водой, отоплением, электроэнергией.

Приложением № 1 к СанПин 2.4.5.2409-08 установлен рекомендуемый минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений и базовых предприятий питания.

            22.12.2020 податель Жалобы - ООО «Экофудс» в адрес заказчика направил запрос о даче разъяснений положений документации о закупке, в котором попросило предоставить информацию о наличии или отсутствии конкретных помещений пищеблока, отвечающим необходимым санитарно-гигиеническим требованиям, для приготовления и хранения пищи, установленным вышеуказанным СанПин.

25.12.2020 в ответ на указанный запрос заказчик предоставил следующие характеристики пищеблока: «Складские помещения № 1 S=5.8 м2, № 2 S=6.6 м2; кухня (имеются две мойки, ванна), туалет, душевая, раздевалка S= 15.8 м2; Площадь 112.1 м2; Санитарно-техническое состояние удовлетворительное; Требуется косметический ремонт».

Таким образом, по мнению подателя Жалобы, приведенные заказчиком характеристики пищеблока не соответствуют столовой сырьевого типа, а также не отвечают требованиям установленным СанПин 2.4.5.2409-08.

Изучив представленные материалы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России установила, что вышеуказанный довод подателя Жалобы является несостоятельным исходя из следующего.

    Согласно разделу 13 Технического задания при составлении меню должен использоваться СанПиН 2.4.5.2409-08.

    Объем оказываемых услуг Организатором питания должен соответствовать объёму услуг в соответствии с:

      -Питание должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии.

      На каждое блюдо должна быть заведена технологическая карта. Должно быть полное соответствие технологическим картам и утвержденному «Меню».

      При приготовлении блюд должен соблюдаться принцип «щадящего питания»: для тепловой обработки применяется варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару, приготовление в конвектомате; при приготовлении блюд не применяется жарка. Питание детей должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать жарку блюд, а также продукты с раздражающими свойствами.

      При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд

      Необходимо ежедневно проводить бракераж пищи с участием медицинских работников Заказчика и/или уполномоченных лиц Заказчика, в соответствии с действующим Положением о бракераже.

      На основании рациона питания Организатором питания, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, разрабатывается меню в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 и МР 2.4.0179-20.

Организатор питания должен:

- обеспечить хранение продуктов питания на своем складе, а также в специальных помещениях Заказчика в соответствии с действующими нормами и правилами;

- организовать в течение срока действия договора приготовление горячего питания непосредственно на пищеблоке Заказчика в соответствии с меню, разработанным и согласованным в установленном порядке;

Приготовление горячего питания производится непосредственно на пищеблоке Заказчика с учетом режима его работы.

При этом, требования относительно того, что пищеблок должен быть или  уже оснащен оборудованием в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 заказчиком в Конкурсной документации не установлены.

Кроме того, согласно пункту 4.1 СанПин 2.4.5.2409-08 оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся предметами производственного окружения, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами в установленном порядке.
            Производственные, складские и административно-бытовые помещения рекомендуется оснащать оборудованием в соответствии с приложением 1 настоящих санитарных правил.

Таким образом, исходя из вышеуказанного положения, данный перечень оборудования является рекомендуемым и  не является обязательным для организации оказания услуг горячего питания обучающихся.

            Также стоит отметить, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 1631 от 08.10.2020 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» отменено, и положения СанПиН 2.4.5.2409-08 не применяются с 01.01.2021.

            Учитывая вышеизложенное Жалоба является необоснованной.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            Признать жалобу заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Экофудс» (173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 19, оф. 20) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» (173015, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 14) при проведении им открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование, извещение № 32009786076 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.12.2020, необоснованной.

 

Председатель комиссии

«…»

 

Члены комиссии

«…»

 

 

«….»

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны